UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЕТО. ЖАРА. КАНИКУЛЫ...

Да, пора тотального отдыха и оздоровления подрастающего поколения в самом разгаре. И, как всегда, г...

Автор: Александр Артеменко

Да, пора тотального отдыха и оздоровления подрастающего поколения в самом разгаре. И, как всегда, гигантский вопросительный знак: куда отправить дорогое чадо отдохнуть и окрепнуть по полной программе, но при этом уложиться в тесные рамки семейного бюджета? У нынешних родителей в их босоногом детстве были по крайней мере пионерские лагеря. А что у их детей? Кто им сегодня говорит «добро пожаловать» и за сколько? А еще было, припоминается, бюро международного молодежного туризма «Спутник» — высший класс по тем временам. Где оно теперь? Оказывается, существует и продолжает в числе немногих ему подобных всерьез заниматься детским и молодежным туризмом, невзирая на в корне изменившиеся условия. Правда, и его не обошли ветры перемен — сейчас это классическая туристическая фирма.

О положении дел в сфере детского и молодежного туризма, о проблемах и тенденциях его развития рассказывает директор фирмы Виктор ЗИНЧЕНКО.

— Виктор Анатольевич, чем нынешний «Спутник» отличается от прежнего?

— Созданная в 1958 году туристическая марка «Спутник» очень долгое время — до начала
90-х годов — в основном обслуживала детей и молодежь. Сейчас мы занимаемся всеми видами туризма, обслуживаем разнообразные категории населения, но даже при том, что ситуация на рынке изменилась, стараемся, чтобы детские и молодежные туры оставались визитной карточкой организации. Это традиция, без которой я как руководитель не мыслю ее деятельности.

В нашу сферу входит как международный, так и внутренний туризм. До недавних пор спрос на международные туры был доминирующим, что, очевидно, объясняется тем, что наши клиенты очень долгое время были ограничены в возможностях выезжать за пределы страны. Однако в последнее время растет тенденция к увеличению спроса на внутренний туризм. Объемы наших услуг по Украине к середине июля нынешнего года увеличились почти вдвое.

— Есть ли разница между современными юными потребителями туристических услуг и их предшественниками и как вы учитываете эти различия?

— В период 60—80-х годов перед организаторами детского и молодежного туризма главной ставилась задача сделать его массовым, больше предоставлять различным категориям населения тематических заездов. Сейчас же главное внимание обращается на качество предоставляемых услуг. Как практик скажу, что сегодня организовывать детские и молодежные туры гораздо сложнее. Нынешнее подрастающее поколение стало гораздо взыскательнее. В детском, а тем более в юношеском сознании уже появились определенные стандарты — что такое уровень обслуживания среднего класса, трех- или четырехзвездочный уровень. Клиенты, за которых платят их родители или государственные и негосударственные организации, все прекрасно понимают и оценивают и стремятся получить достойный отдых. Если вы обращали внимание на рекламу многих туристических фирм, то могли заметить, что далеко не все из них, в том числе и ведущие столичные, включают в свои предложения услуги для детей. Подготовка таких услуг достаточно хлопотное занятие, а чтобы получить экономический эффект от такой работы, вложить нужно гораздо больше, нежели в организацию тура для взрослых. Я уже не говорю о том, что специфика работы с детьми в экскурсионных и туристических поездках накладывает, кроме всего прочего, огромную моральную ответственность на организатора. Потому что взрослый клиент способен постоять за себя — указать на плохое питание, неудобный гостиничный номер и т.п. Ребенок же зачастую предпочтет стерпеть неудобства, а если и пожалуется, то уже по возвращении домой к родителям.

— Насколько доступны услуги современных турфирм для семьи со средними доходами?

— Мы прекрасно понимаем, что доходы подавляющего большинства родителей наших потенциальных клиентов весьма ограничены. Поэтому целенаправленно стараемся готовить туры к сезонам летних и зимних каникул загодя по максимально приемлемой стоимости. Ищем недорогие, но качественные базы отдыха и стремимся проплатить за счет своих средств заранее, тем самым получая к началу сезона наиболее доступную цену. Это один из законов туристического бизнеса — чем раньше проплачиваешь, тем ниже цена. А диапазон предложений сегодня довольно широк. На украинском рынке можно найти достаточно качественный и сравнительно недорогой турпродукт. Но если говорить о конкретных суммах — это 20—30 гривен в сутки. Ниже цены опустить невозможно, ведь есть предел, который нельзя переступить. Тут должны вступать в действие рычаги государственной политики, когда государство проявляет заботу об определенных категориях населения, помогая тем, кому и такая цена за путевку недоступна.

Не следует забывать и о выгодности работы с туристической фирмой в форме корпоративного обслуживания. Скажем, если путевки заказывает школа, турфирма получает заявку на обслуживание 20—30 или 100—200 детей, путевка при этом будет на 15—20 процентов дешевле. Об этом должны помнить руководители органов народного образования, школ и предприятий, желающие оздоровить детей своих работников. Экономическая целесообразность такого сотрудничества очевидна. Но не менее важно и то, что ребенок не попадает в окружение незнакомых, произвольно собранных в одну группу детей, а отдыхает со своими друзьями, к которым не нужно адаптироваться.

— А что вы можете сказать о государственной поддержке детского туризма, ее влиянии на становление и развитие этой сферы туристической деятельности?

— В последнее время она стала ощутимее. Возьмем, к примеру, «Укрзалізницю», которая предоставляет возможность бесплатного проезда детям к местам отдыха и оздоровления. Ведь любой киевлянин мог обратить внимание на то, как увеличилось количество экскурсионных школьных групп, приезжающих посмотреть столицу, ознакомиться с ее достопримечательностями. Следует отметить тенденцию к вовлечению ряда культурно значимых, оздоровительных, зрелищных организаций и учреждений в систему ISIC . Международное студенческое удостоверение ISIC дает его владельцу право на скидки и льготы при оплате проезда в международном, внутреннем и городском транспорте, на размещение в отелях, питание, посещение музеев, театров и кинотеатров, клубов, дискотек, спортивных мероприятий более чем в 100 странах. Пребывая в любой из этих стран, вы можете позвонить по телефону поддержки Help line и получить срочную информацию на любом языке, сообщив номер своего удостоверения ISIC и суть проблемы. Отрадно, что к этой системе приобщается и Украина. А чтобы оформить такое удостоверение, достаточно иметь студенческий или ученический билет, одну фотографию, предоставить данные международного паспорта и наименование учебного заведения на английском языке.

Заметно ужесточились требования местных органов власти к приему в эксплуатацию детских баз отдыха, прежде всего в отношении санитарного состояния, питания, купания детей в водоемах. Это то, что уже стало реальностью.

Обидно только, что государственной политике в данной сфере присуща некая двойственность и непоследовательность. С одной стороны, детям предоставляют бесплатный проезд, а с другой — устанавливают несусветную цену за проживание в гостинице. Как следствие, знакомясь с величественными памятниками мировой культуры, дети должны жить в условиях, весьма далеких от понятия «цивилизованные».

— Кроме отдыха, оздоровления и свежих впечатлений, детскому туризму должна быть присуща и воспитательная функция. Что вы можете сказать об этом его аспекте?

— Мне кажется, что современный детский и молодежный туризм в значительной степени ее утратил. А между тем как воспитательный фактор он очень эффективен. Попытки воспитывать прямолинейно, в лоб дают лишь незначительный эффект, а зачастую и обратный ожидаемому результат. А посредством походов, поездок, экскурсий, познания природы, памятников старины можно формировать личность. Однако многие оздоровительные учреждения страдают отсутствием воспитательной программы. Их основная цель — обеспечить ребенка спальным местом, здоровым питанием и безопасным купанием. А что в промежутках между первым, вторым и третьим — неважно... Я не призываю вернуться к методам воспитательной работы пионерлагерей, но полностью исключив то положительное, что было в пионерской жизни, мы достаточно ощутимо обделили наших детей. Ведь именно спартакиады, военно-патриотические игры, поисковые походы имеют для них огромное значение. И если рассматривать детский и молодежный туризм, не ограничивая его летним периодом, то здесь мы явно упускаем возможность воспитывать молодое поколение с использованием собственного культурного наследия, достопримечательностей, которыми так богата наша страна, которыми она по праву гордится. Например, в Великобритании возможность ученикам и студентам путешествовать по родной стране с целью ее изучения предоставлена законом, принятым несколько веков назад. У нас же нередко дети в провинции заканчивают школу, а еще ни разу не посетили столицу, не увидели ее достопримечательностей. Это прямая дорога к деградации общества. И не нужно агитировать — «давайте любить Украину!». Достаточно показать ребенку страну во всей красе, и он сам полюбит ее всей душой.

Я с большим удовлетворением узнал, что в конце прошлого учебного года Министерством образования Украины издан приказ об организации экскурсионных поездок в рамках школьных программ. В свое время турфирма «Спутник» неоднократно выступала с инициативой издания такого документа, поэтому мне особенно приятно его появление на свет.

— Какая помощь со стороны государства, по вашему мнению, необходима сейчас для дальнейшего развития детского и молодежного туризма?

— Сегодня очень непопулярно просить у кого-либо помощи. Но в определенных случаях ее следует не просить, а требовать. На первый взгляд, внимание к проблематике туризма достаточно пристальное. Тут и указы Президента Украины, и парламентские слушания о состоянии и мерах по развитию туризма, и внимание к нашей стране со стороны Всемирной туристской организации, в том числе и приезд в Украину генерального секретаря ВТО. Но в отношении детского туризма за последние годы не было принято ни одного законодательного документа. Необходимость по меньшей мере постановления Кабмина, Верховной Рады или совместного документа этих органов высшей власти давно назрела. В нем должны быть четко определены задачи туристических фирм и государственных органов в этой сфере, ответственность за работу. Ведь наблюдается парадокс: для выпуска спиртных напитков или производства табачных изделий нужно получить от государства лицензию. А для занятия детским и молодежным туризмом специальная лицензия не нужна. И любой шарлатан, сочтя этот бизнес легким и прибыльным, может взяться за него, не заботясь о том, что здесь необходимы хорошо обученные руководители, высококвалифицированный персонал, работающий с детьми, страхование детей на турмаршруте. Ведь в путешествии ребенка ожидают не только приятные встречи и впечатления, но также подстерегают травмы, болезни и прочие напасти. И все это необходимо предвидеть и предотвратить.

— И напоследок. Какие маршруты наиболее популярны?

— Большим спросом пользуется детский отдых в Крыму. Многие школы, организации, учреждения и отдельные граждане в преддверии лета стремились заказать для своих детей путевки в Крым. Достаточно популярным остается отдых в Херсонской, Николаевской, Одесской областях, в Закарпатье, на Полтавщине. Не ослабевает интерес к зарубежным поездкам — в Болгарию, Турцию, уже несколько лет подряд проводится отдых наших детей в испанских семьях. Сродни последнему и общеобразовательные зарубежные туры, когда ребенок индивидуально или в составе группы отправляется в Англию, Испанию, Мальту, где наряду с отдыхом имеет возможность углубленного изучения иностранного языка.

Главным же признаком современного детского туризма является то, что и родители, и организации, заказывающие обслуживание, да и сами дети все лучше понимают, чего они хотят.