UA / RU
Поддержать ZN.ua

Леся, прости...

«Сором і жаль за мою країну просто гризе мене (це не фраза, вірте), і я не думала, що в душі моїй є такий великий запас злості»...

Автор: Павлина Семиволос

«Сором і жаль за мою країну просто гризе мене (це не фраза, вірте), і я не думала, що в душі моїй є такий великий запас злості». Именно эти слова, написанные двадцатичетырехлетней Лесей Украинкой в далеком 1895 году, приходят на ум после посещения малой родины великой поэтессы — небольшого городка на Житомирщине под названием Новоград-Волынский.

Представляю, насколько неприятно будет читать это местному начальству, старавшемуся наилучшим образом принять столичных журналистов. Но все написанное — камень даже не в их огород: многое ли они могут при выделяемых государством «культурно-исторических» копейках?.. А вот с тех, кого принято подразумевать под этим самым словом «государство», не просто спросить надо бы. Потому что из-за, мягко говоря, узости их кругозора и, как следствие, наплевательского отношения к Лесе (да разве только к ней?!), ее памяти и наследию мы рискуем потерять интерес подрастающего поколения к творчеству одного из лучших в мире поэтов.

Впечатление, производимое литературно-мемориальным музеем Леси Украинки, можно охарактеризовать словом — «дежа-вю»: впору проводить тематические туры «Назад в 1980-е». Именно такими были «любимые» музеи моего школьного детства. Музеи, где с первых же слов экскурсовода начинаешь бороться с зевотой. Где по стенам развешаны плохонького качества репродукции старинных фото, в интерьере мебели тех времен — пара-тройка вещей, принадлежавших «виновнику торжества», а в последнем зале — подарки музею от депутатов, делегатов, меценатов и т.п. Что в таких условиях остается делать? Правильно, быстренько перемещаться в хвост экскурсии и вполголоса, тихонько хихикая, обсуждать с подружками последние новости. Только вот стоит ли ради этого ехать из Киева в Новоград-Волынский?..

Прекрасно понимаю, что осовременить, сделать хотя бы экскурсию (не говоря уж о самом музее) по-настоящему интересной не так-то легко. Здесь желания мало, нужно элементарно быть в контексте происходящего, иметь доступ к современным литературоведческим трудам, посвященным творчеству Леси Украинки, выуживать ранее неизвестные или умышленно не афишировавшиеся факты ее биографии. Насколько «просто» это для сотрудников музея, расположенного в районном центре, думаю, объяснять не надо (не удивлюсь, если и с Интернетом у них проблемы). Но весь ужас в том, что подобные «нафталинные» экскурсии способны напрочь отбить охоту знакомиться с поэтом ближе. До сих пор идеализируется, искажается его образ. В итоге предстает нечто фактически бесполое, полуэфемерное и совершенно неживое. «Забронзовевшее», абсолютно неинтересное и скучное. Потянется после этого рука к его книге?.. И разве такую участь заслужила Леся — непревзойденный мастер слова, женщина с неординарнейшей судьбой, о которой блокбастеры впору снимать?..

Как минимум противоречивые эмоции вызывает памятник поэту, недавно установленный в центре Новограда-Волынского. Нет, ничего ужасного в нем, конечно, нет. Но и примечательного тоже. Абсолютно ординарный памятник, который мог быть установлен и тридцать, и двадцать, и десять лет назад...

Возле монумента Лесе вспомнила появившийся год назад в австрийском Зальцбурге памятник Моцарту (к слову, обошедшийся городу в полмиллиона евро). Тоже весьма неоднозначный, но по другой причине: скульптор изобразил Вольфганга Амадея без... одной руки, нарумяненным, с ярко накрашенными губами и очень женоподобной фигурой. Безусловно, столь «продвинутый» монумент шокировал немалое количество жителей Зальцбурга, но выполнил главную функцию — о городе стали еще больше говорить, еще больше людей стали им интересоваться, приезжать сюда и оставлять здесь деньги.

Отнюдь не призываю срочно переделывать монумент Лесе. Но если мы устанавливаем памятник сегодня, он должен быть как минимум современным и интересным. В противном случае — лучше потратить деньги на что-нибудь другое, куда более нужное и полезное. Например, профинансировать выход достойного собрания сочинений Леси Украинки — красивого, глянцевого, богато и со вкусом иллюстрированного. А затем раздарить его провинциальным детдомам.

...Уже дома, листая томик Лесиных стихов, наткнулась на обжигающие строки:

«...Ми паралітики з блискучими очима,

Великі духом, силою малі,

Орлині крила чуєм за плечима,

Самі ж кайданами
прикуті до землі...»

Прости, Леся. Нас всех. Страну, недостойную своих гениев.

На фото: Литературно-мемориальный музей Леси Украинки в г. Новоград-Волынском.