Недавно в Дании провели опрос, результаты которого ошеломили. Выяснилось, что даже самые добросовестные служащие не прочь «откосить» от профессиональных обязанностей. Примерно треть опрошенных признались, что ежедневно от 15 до 30 минут рабочего времени занимаются сугубо личными делами: говорят по телефону с друзьями, просматривают сайты в Интернете, посылают личную корреспонденцию и т.д. Датчане мотивировали свое поведение стремлением снять усталость и стресс — ведь производственные процессы сейчас становятся все более интенсивными. Интересно, а как борются с ленью наши соотечественники?
Уже замечено, что летом особенно трудно сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. Отпускное настроение, жара… Тут даже отъявленные трудяги поневоле расслабляются. Как же настроиться на работу?
— Прежде всего не терзайте себя за то, что временами становится трудно работать с прежней интенсивностью, — считает психолог Нина Рожкова. — Это нормальный процесс: летом организм настроен на отдых, а вот трудиться порой приходится не меньше, а больше, замещая сотрудников, ушедших в отпуск. Чтобы восстановить силы, одного обеденного перерыва не всегда хватает. Очень помогла бы производственная гимнастика. Всего десять-пятнадцать минут активных движений обеспечивают прилив энергии. К сожалению, сейчас на большинстве предприятий гимнастику не делают. А зря! Несложные упражнения дают возможность получить как физическую, так и эмоциональную разрядку. Поэтому рекомендуется проводить физкультминутки несколько раз в течение рабочего дня — именно тогда, когда происходит спад деловой активности, подкрадывается усталость.
Как свидетельствует практика, современные служащие все чаще производственную гимнастику заменяют чаепитиями или «кофейными перерывами». Разумеется, это неравноценная замена. Но при отсутствии альтернативы, не отказывайтесь. Только делайте упор не на процессе поглощения пищи и стимулирующих напитков, а на общении с коллегами. Уже доказано, что усталость часто наступает не от того, что труд тяжел, а от его монотонности и однообразия. Поэтому даже при самом напряженном графике ищите лазейки для короткого отдыха: не забывайте поздравить сослуживца с днем рождения, выпустить шуточную стенгазету к празднику и т.д. Участие в коллективных мероприятиях даст возможность избежать рутины и сблизиться с коллегами.
Психологи считают, что удачная карьера на 70—80% зависит именно от межличностных отношений, которые складываются на работе. Ведь нам приходится проводить с коллегами 8—9 часов ежедневно, то есть 40—45 часов в неделю. Иногда это даже больше, чем с родными и близкими. И если отношения не складываются, мы быстрее устаем, испытываем депрессию, нежелание приходить в офис. Поэтому обязательно постарайтесь установить ровные, дружелюбные отношения с большинством коллег и заведите хотя бы одного-двух хороших друзей, с которыми можно посоветоваться в сложных ситуациях, поделиться радостью или бедой. Но не перестарайтесь! Как свидетельствует практика, такие отношения частенько перерастают в служебный роман, а это не способствует продуктивности труда, скорее, наоборот. Например, в США Ассоциация менеджеров недавно провела опрос на эту щекотливую тему. Выяснилось, что 81% директоров и кадровых работников предприятий считают служебные романы опасными для компании. А 74% из них даже уверены, что сотрудники должны нести юридическую ответственность за подобное поведение. Впрочем, это не мешает почти 60% американских служащих заводить близкие отношения с коллегами.
— Служебные романы часто начинаются из-за напряжения на работе. Люди просто ищут друг у друга защиту от стресса. Разобравшись в своих чувствах, они нередко расстаются. По статистике лишь около 20% служебных романов перерастают в брак или долгие отношения. А вот неприятностей они могут доставить немало. Прежде всего придется выдержать пересуды коллег и недовольство шефа. Кроме того, не исключено, что вам придется поменять работу. Ведь очень тяжело ежедневно видеть человека, с которым вы разошлись. Поэтому гораздо разумнее ограничиться не романом, а безобидным флиртом, — считает Нина Рожкова. — Часто флирт становится некой приятной игрой, которая объединяет коллег, дает им возможность с одной стороны — расслабиться, отдохнуть, а с другой — лучше узнать друг друга. Скажем, если в коллективе много женщин, то немногочисленным мужчинам приходится играть в благородного рыцаря, который каждой подает пальто, открывает двери, бросает томные взгляды, целует ручки. Все прекрасно понимают, что это несерьезно и, тем не менее, с удовольствием играют в такие игры. Но нужно запомнить основные правила безопасного флирта. Во-первых, не рекомендуется флиртовать с начальниками и подчиненными. Лучше выбирайте людей, равных по положению и не зависящих от вас. Во-вторых, настоящий флирт никогда не переходит границ: остается на уровне комплиментов, обмена любезностями, приятных сюрпризов. Это не глубокое чувство, а просто развлечение, способ эмоциональной разрядки.
Чтобы эффективнее бороться с ленью в офисе, порой следует искать нестандартные подходы. Например, за рубежом недавно появилась новая теория: оказывается, гораздо эффективнее работать не сидя, а лежа! Австралийские ученые из Национального университета проверили это утверждение, отобрав 20 добровольцев, которые составили 32 анаграммы, стоя и лежа. В горизонтальном положении все волонтеры справились гораздо быстрее. Медики объясняют это тем, что лежащий человек спокоен, поэтому легче сосредотачивается на задаче. Кроме того, лежать гораздо приятнее и удобнее, нежели сидеть или стоять. Не этим ли объясняется и тот факт, что великий Архимед открыл всемирно известный закон, именно лежа в ванной?.. Впрочем, нашим соотечественникам открытие зарубежных медиков вряд ли принесет практическую пользу: даже самый прогрессивный руководитель не рискнет ввести в офисе «постельный режим». Но вот организовать комнату отдыха с удобным диваном, кушеткой или раздвижным креслом вполне реально. И 10—15-минутный отдых в горизонтальном положении поможет быстро восстановить работоспособность.
По мнению специалистов, далеко не всегда следует бороться с собственной ленью. Зачастую нежелание что-то делать может оказаться естественной физиологической реакцией на умственную или физическую перегрузку. Значит, организму нужно дать возможность восстановиться после тяжелого периода. Обычно, поваляв дурака несколько дней, человек входит в привычный ритм.
Кроме того, нельзя путать лень и природную флегматичность. Для начала определите, какой у вас темперамент? Флегматики — усидчивые, надежные, хорошо уживаются в коллективе. Но при этом занимаются своими обязанностями спокойно, без лишнего шума, отчего порой производят впечатление копуш. Сангвиники и холерики выглядят более активными: они эмоциональны, разговорчивы, много суетятся, у них горят глаза. На самом же деле, результативность труда флегматиков не только не ниже, но порой и выше. Так что не им стоит бороться с собственным темпераментом и искусственно подхлестывать себя. Умный руководитель и без того оценит их по достоинству.
Медики считают, что настоящих лентяев среди нас не более 6—7%. Эти люди терпеть не могут напрягаться и готовы на все, лишь бы облегчить свою участь. Они работают лишь по настроению. Но не стоит думать, что ленивые люди не способны сделать карьеру. Например, бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был в школе двоечником, да и в зрелые годы обожал полеживать в кресле с трубкой, причем ленился тянуться к пепельнице, поэтому был вечно обсыпан пеплом. Карл Маркс также не отличался исключительными деловыми качествами. Энергию он тратил на революционные идеи, а не рутинное зарабатывание денег. Поэтому, уже будучи отцом семейства, не стеснялся жить на содержании у матери, а потом — у своего друга и соратника Фридриха Энгельса. Знаменитая Коко Шанель, в отличие от современных бизнес-леди, никогда не засиживалась на работе допоздна. «Нет такого дела, которое заставило бы меня лечь спать позже полуночи!» — твердила законодательница мод. Перечислять знаменитых ленивцев можно продолжать до бесконечности.
— У лени имеется немало положительных сторон. Такой человек не суетится, не делает ошибок, а стало быть, не причиняет вреда окружающим. Ведь зачастую именно желание непременно действовать и что-то менять в своей и чужой жизни приводит к отрицательным результатам, — считает Нина Рожкова. — Кстати, окружающие обычно хорошо относятся к ленивцам. Ведь с ними комфортно и уютно в психологическом плане. Пусть они не ставят трудовых рекордов, но зато снисходительны к чужим ошибкам. Как показывает опыт, в большинстве коллективов гораздо больше недолюбливают трудоголиков, которые никому не дают спуска. Поэтому опытные специалисты по кадрам даже рекомендуют иметь в штате нескольких обаятельных бездельников, для психологического комфорта. Так что у ленивцев совсем неплохие перспективы для продвижения по службе.