UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лед украинской информполитики тронулся?

Два года назад представителям старой украинской власти пришлось приложить немало усилий, дабы Совет Европы принял приглашение провести в Киеве очередную Министерскую конференцию по вопросам политики в области СМИ...

Автор: Оксана Приходько

Два года назад представителям старой украинской власти пришлось приложить немало усилий, дабы Совет Европы принял приглашение провести в Киеве очередную Министерскую конференцию по вопросам политики в области СМИ. Не меньше усилий потребовалось и для того, чтобы перенести это мероприятие, которое должно было состояться еще в прошлом году, на более поздний срок — после наших президентских выборов. В результате и время, и место проведения конференции оказались на редкость удачными. Как подчеркивают представители СЕ, не только для Украины, но и для самого Совета Европы.

Работа VII Министерской конференции СЕ, собравшей в Киеве в середине марта крупнейших европейских специалистов по защите свободы слова, освещалась достаточно активно, в том числе и украинской прессой. Решения, принятые на конференции, определят приоритеты развития европейских СМИ на следующие четыре-пять лет. Политическая декларация, Резолюция по проблемам свободы выражения и информации в периоды кризисов, Резолюция о необходимости сохранения плюрализма медиа в эпоху глобализации, Резолюция по защите прав человека и регуляции СМИ и новых средств коммуникации в информационном обществе — все эти документы еще предстоит проанализировать, осмыслить и научиться применять.

Идея же специальной резолюции по Украине, как подчеркивает заместитель генерального секретаря Совета Европы Мод де Бор-Букиккио, возникла после визита Виктора Ющенко в Страсбург, где он призвал СЕ содействовать нашей стране в укреплении ее демократического статуса, особенно в развитии независимых СМИ.

Первое заседание рабочей группы по выработке плана действий СЕ в Украине в области СМИ состоялось в Киеве 18 марта, но почему-то большого интереса у украинских журналистов не вызвало. В СМИ мелькнула лишь скупая казенная информация. В Европе же принято знать людей, определяющих информационную политику государства, и в лицо, и по подписи на соответствующих документах. Мы к такой роскоши пока не приучены. Зато хорошо научились объяснять европейским комиссарам, как влияют на содержание информационных материалов «темники».

CDMM в переводе с европейского

Если проникнуться украинскими реалиями еврокомиссарам не всегда под силу, то разобраться в страсбургских механизмах защиты демократии «нашему человеку» еще сложнее. Тем более что получить о них полную и исчерпывающую информацию удается не всегда. Взять хотя бы Руководящий комитет по средствам массовой информации, который был создан при Совете Европы в 1981 году. Англоязычная (наиболее употребительная) версия его названия звучит как Steering Committee of the Council of Europe of mass media policy. Тем не менее в большинстве документов используется аббревиатура CDMM, расшифровать которую можно только при помощи французского словаря — Comite Directeur sur les moyens de Communication de Masse. (Эти сведения могут несколько облегчить поиск информации в Интернете по ключевым словам.) Функционирует комитет в зоне ответственности Генерального директората по правам человека, насчитывающий около 60 членов, что обеспечивает представительство в нем всех 46 стран — участниц СЕ, в том числе и Украины. На этом информационный след, оставленный на сайте Совета Европы, обрывается.

Перед конференцией выступавшие в качестве ее непосредственного организатора представители Государственного комитета телевидения и радиовещания об участии Украины в подготовке программного содержания предпочитали не распространяться. Делали упор в основном на решении организационных вопросов. Уровень организации, к слову, наши гости оценили очень высоко. Но, как оказалось, и в работе CDMM Украина приняла самое активное участие. Хотя Госкомтелерадио к этому никакого отношения не имел.

И бывший председатель комитета Кристоф Пуарель, и пресс-секретарь Совета Европы Эндрю Каттинг по достоинству оценили работу украинского представителя. Тем более что Геннадий Надоленко, как оказалось, входил не только в состав самого комитета, но и в его бюро (а в нем всего семь человек). В Европе (как, впрочем, и в Америке) его знают хорошо, а вот в Украине о функциях Геннадия Алексеевича не подозревали даже некоторые официальные члены нашей делегации. Более того, сам он не был включен в состав делегации, а сидел в зале заседаний с чужим бейджем. Министерство иностранных дел, руководителем отдела информационной политики которого г-н Надоленко является, даже не значилось в числе организаторов этой конференции. МИД не был упомянут и в списке 60 с лишним организаций, удостоившихся специальной благодарности со стороны организаторов конференции. Мидовцы, которые не только представляли интересы Украины в CDMM, но и издали массу красочных буклетов обо всех областях нашей страны, остались, что называется, «за кадром». При том что в красочном справочнике-каталоге, подготовленном для участников конференции, были отмечены даже заслуги пожарных и сотрудников аэропорта «Борисполь».

Узнав о проблемах с доступом к проектам резолюций, Геннадий Надоленко сразу же предоставил их украинский перевод. И если бы представители украинских общественных организаций знали о такой возможности заранее, то смогли бы принять более активное участие в Европейском форуме НПО, на котором обсуждались изменения и дополнения к рассматриваемым на конференции проектам.

Между нами, секретарями…

Кто будет представлять нашу страну на следующем заседании рабочей группы по выработке нового плана действий СЕ в Украине в области СМИ и чем этот новый план принципиально будет отличаться от старого?

Секретариат Президента говорить об этом пока не спешит. Можно сослаться лишь на слова заместителя госсекретаря Маркияна Лубкивского. Ведь только его на сегодняшний день можно поздравить с официальным назначением. Остальные кандидатуры находятся в стадии согласования. Возможно, мы доживем до того дня, когда в процесс обсуждения кандидатур общественность тоже сможет вставить свои пять копеек. Ведь сам план действий ЕС в отношении Украины в области СМИ уж точно предлагается вынести на широкое обсуждение.

То, что именно на конференции в Киеве была опробована новая для Совета Европы процедура привлечения к обсуждению и принятию правительственных резолюций НПО, европейские представители считают весьма символичным. Кароль Якубович, нынешний председатель CDMM, стремится, чтобы украинские СМИ стали примером для подражания в соблюдении европейских стандартов.

Cудя по всему, Совет Европы не будет жалеть ни средств, ни усилий, чтобы помочь нам в достижении этой цели. Возможно, начинать нам нужно с создания информационного ресурса. Или же пришло время реанимировать проект «Хартии-4» о создании единой базы грантодателей и грантополучателей с целью более эффективного использования грантов. Все это должно стать предметом действительно широкого обсуждения, за ходом которого смогут следить все желающие.