UA / RU
Поддержать ZN.ua

Квартира для молодой семьи, или Как судиться с государством?

Квартирный вопрос, как известно, один из самых острых в нашей стране. Большинство молодых семей практически потеряли уже даже надежду получить собственную крышу над головой...

Автор: Александр Ворошилов

Квартирный вопрос, как известно, один из самых острых в нашей стране. Большинство молодых семей практически потеряли уже даже надежду получить собственную крышу над головой. Несмотря на то что цены на жилье, учитывая всемирный финансовый кризис, упали кое-где на 30—40%, честно заработать в нашем государстве хотя бы на однокомнатную квартиру все равно практически нереально. Потому молодоженам приходится или снимать жилье, или жить вместе с родителями, и далеко не все семьи выдерживают такое жизненное испытание...

На этом фоне бросаются в глаза заголовки некоторых провластных СМИ: «Правительство приближает жилье к людям» или «Квартирный вопрос на контроле правительства» и т.д. Оказывается, в виде подарка ко Дню строителя наше правительство соблаговолило принять ряд постановлений, которые, по его мнению, наконец-то помогут решить квартирный вопрос украинцев.

Что именно планируется осуществить? В рамках антикризисной программы предусмотрено, в частности, выделение двух миллиардов гривен на приобретение жилья для льготников, которые годами стоят на квартирном учете. Для этого решили выделить долгострои со степенью готовности 70 и более процентов, то есть такие, которые можно достроить до конца года (или до начала выборов). Специалисты — разработчики этой программы — почему-то решили, что стоимость квадратного метра в таких здани­ях составит от 2500 до 4200 гривен (соответственно — периферия и столица). По словам премьер-министра Ю.Тимошенко, уже принято решение выкупить квартиры на 17 объектах в десяти областях Украины. А деньги на воплощение этой программы, которая является частью антикризисного пакета, как сообщается, «найдены благодаря продаже бумаг Государственного ипотечного учреждения».

Первым проявлением заботы о простых людях стало торжественное вручение документов на квартиры лично из рук премьера в городе-спутнике столицы Боярке. Счастливчиками стали 75 работников МВД. В планах Юлии Тимошенко выкупить у застройщиков свыше десяти тысяч квартир, которые «будут давать тем, кто уже по 10—20 лет стоит в квартирной очереди и, в сущности, почти потерял надежду получить крышу над головой».

Вроде бы и в самом деле все очень хорошо. Ощущение празд­ника на душе. Радуются и члены пра­вительства, и новоселы, и строи­тели. Но в то же время как-то не стыкуется все вышесказанное с реалиями. Поскольку получается, что о тех, кто не получил жилья, правительство заботится, а об остальных, прежде всего молодых семьях, забывает.

Следует напомнить, что государство уже не раз пыталось разрубить гордиев узел квартирного вопроса именно для тех, кто только начал строить свое будущее. В частности, был создан Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству. Благодаря принятой программе можно было получить кредит в банке на строительство или приобретение жилья, а государство обязывалось на протяжении пяти лет погашать часть процентов. Те, кто брал кредит, хорошо знают, что такое банковская процентная ставка. Она составляет львиную долю ежемесячных выплат (например, из 350 долларов 300 — проценты за пользование кредитом).

В таких условиях постановление Кабмина от 4 июня 2003 г. об утверждении «Порядка частичной компенсации процентной ставки кредитов коммерческих банков молодым семьям» было существенной помощью и реальным выходом из ситуации. Конечно, получить право на компенсацию было непросто, но у молодых граждан в возрасте до 35 лет (одно из главных условий), которые официально находились на квартирном учете, шанс получить собственное жилье все-таки был.

А в этом году счастливчиков, уже проживающих в собственных квартирах и своевременно погашающих кредит, ждал весьма неприятный сюрприз — с февраля большинство из них не получают компенсации, а следовательно, вынуждены ежемесячно платить определенную сумму в полном объеме своими силами. В нынешних условиях, когда почти во всех сферах зарплаты в долларовом эквиваленте уменьшились (90% кредитов на жилье банки выдавали в валюте), это привело к тому, что некоторые молодые семьи могут потерять свое жилье.

«Мы доверились государст­венному фонду, — рассказывает жительница города Ужгорода А. — Ежемесячно добросовестно платили кредит, а через месяц-два нам всегда начисляли компенсацию. Это практически половина нашего семейного дохода — деньги немалые и очень необходимые семье. Но вот уже семь месяцев вынуждены платить своими силами. Это означает, что отложенные деньги тают, и платить скоро будет просто нечем. Вряд ли банк пойдет нам на какие-либо уступки — скорее всего, будет требовать, чтобы мы освободили квартиру как должники...»

Заемщики в своих бедах обвиняют Госфонд, якобы манипулирующий деньгами, которые выделяет Кабмин. Но в действительности проблема в том, что в этом году в госбюджете на частичную компенсацию для молодых семей предусмотрено только 50 млн. грн. при потребности 118 млн. Однако даже эти «компенсационные» деньги на счета вкладчиков не поступают. Некото­рые получили компенсацию только в июле за январь, и, можно сказать, счастливчики — за февраль. Кредиторы Укрсиббанка, Приватбанка, «Аваля» (основных крупных банков, имеющих договор с фондом) не понимают причины такой задержки...

В апреле министр молодежи и спорта Ю.Павленко признал, что «механизм частичной компенсации государством ставок кредитов, предоставленных коммерческими банками на строительство или приобретение жилья, действительно неповоротливый». То есть государственный фонд не выплатит компенсации, пока от банка не поступит информация, подтверждающая уплату банковских процентов. Якобы «задержка в этой цепочке и приводит к растягиванию срока компенсации». Однако министр уверил: «государство выполнит все взятые на себя обязательства перед молодыми заемщиками в полном объеме».

Ю.Павленко признал, что в этом году Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству получил ограниченное бюджетное финансирование. В частности, не предвидятся средства на заключение новых договоров по программе частичной компенсации процентов кредитов. «Если не хватит выделенных средств, выплаты будут обеспечены дополнительными ассигнованиями или за счет общего фонда государственного бюджета при его корректировке в ближайшее время», — успокаивал весной молодежный министр.

В мае он снова обратился к взы­вавшим о помощи молодым семьям: «Разделяю вашу обеспокоенность относительно своевременной выплаты государством обе­щанной компенсации процент­ной ставки... Причина банальная — нехватка реальных средств в государственном бюджете... Об этой проблеме хорошо знают в Ми­нистерстве финансов Украины и, конечно, ищут пути ее решения».

15 июня снова дождались сообщения: «Похоже, что в этом году народные избранники пересматривать бюджет уже не собираются». Поэтому единственный способ решения этого вопроса Ю.Павленко видит в перераспределении средств с других бюджетных программ, которые невозможно выполнить в текущем году в силу различных обстоятельств. «Для этого не нужно вносить изменения в бюджет — достаточно решения бюджетного комитета ВР и Минфина. Сейчас продолжается поиск таких программ, и я убежден, что мы в ближайшее время перекроем задолженность перед молодыми заемщиками».

Следовательно, людям предлагается одно — ждать «мудрого решения» Минфина и Верховной Рады. Между тем некоторые банки уже повысили ставки за пользование кредитами, гривня упала, а большинство молодых семей оказались в безвыходном положении...

В самом фонде тоже не видят выхода из ситуации. Валерий Омельчук, председатель Госфонда содействия молодежному жилищному строительству, прокомментировал: «Ежемесячно нужно выплачивать девять миллионов, фактически от Минфина поступает только три. То есть идет отставание с выплатами. При необходимости выплачивать компенсации за апрель они выплатили только за февраль».

В фонде уверяют, что с бюджетными деньгами все честно: как только их получают, сразу же распределяют по банкам. Причину задержки объясняют по-своему — деньги попадают только в те банки, которые своевременно предоставили документы на своих заемщиков. Бывает, что документы в банках просто... теряются. А виновных, как всегда, найти очень сложно. Поэтому многие из обманутых государством заемщиков уже готовятся к судеб­ным баталиям — никто не хочет терять квартиру, за которую уже несколько лет добросовестно выплачивается кредит. В цивилизованных правовых странах все они в аналогичных обстоятельствах выиграли бы иски и получили полагающиеся компенсации, да еще и за моральный и материальный ущерб.

Даже председатель Госфонда содействия молодежному жилищному строительству соглашается, что выиграть дело можно, если задержка произошла по вине банка или фонда. Однако в условиях договора с фондом указано: он не отвечает по своим обязательствам, если государство по каким-либо причинам не выделяет деньги. А как судиться с государством, да и стоит ли?

«Программа заморожена, — говорит пресс-секретар фонда Сергей Глушко. — Но компенсации будут выплачены в любом случае. Вопрос — когда... У нас 17,5 тыс. молодых семей, с которыми подписаны договоры. Скан­дал и 17,5 тыс. исков, особенно в предвыборный период, никому не нужны».

Интересно, с какими лозунгами пойдут на президентские выборы нынешние члены правительства?

«Я очень переживаю, что уже в этом году могу остаться без крыши над головой, — говорит уже упо­минавшаяся жительница Уж­города А. — Ведь в банке говорят, что если перестану платить кредит, могут выставить мою квартиру на аукцион. Юристы успокаи­вают. Говорят, что моих несовершеннолетних детей не имеют права просто так выгнать на улицу...»

По официальным данным, 13% населения в Украине не имеют собственного жилья. Это, наверное, именно те, кто находится на квартирном учете. На самом же деле их намного больше. Все они ждут реальных предложений от государства — как им жить дальше. Парадокс: правительство нашло два миллиарда гривен, чтобы выкупить недостроенное жилье и не может наскрести 118 миллионов гривен для тех, кто это жилье уже получил и может снова потерять.

Например, в Закарпатской области, которая почему-то не вошла в программу «приближение жилья к людям», в очереди на жилье находятся 10,7 тыс. семей (из них четверть — многодетные семьи). Каждая четвертая семья, стоящая на квартирном учете, сейчас проживает в общежитии. Наихудшая ситуация с обеспечением жильем в городах Ужгород, Мукачево и Хуст. За 2008 год только 99 семей улучшили свои жилищные условия... Нет очередей на жилье только в сельской местности. Там люди давно привыкли полагаться лишь на себя. Может, и горожанам уже пора понемногу собирать чемоданы и уезжать из слишком дорогих украинских городов, не рассчитывая на эфемерные предвыборные обещания?