В последние годы компьютерные клубы, словно грибы после дождя, заполонили первые этажи и подвалы украинских городов и поселков. Традиционно популярностью среди отечественных потребителей пользуются службы знакомств, услуги по набору текстов, нелегальному поиску в Интернете рефератов, курсовых, дипломных и диссертационных работ, проверка электронных почтовых ящиков. Но наиболее заметными клиентами компьютерных клубов, бесспорно, являются игроки в электронные виртуальные игры. Насколько вредными, а, возможно, полезными являются компьютерные игры — вопрос отнюдь не риторический.
Стрелять или не стрелять?
Недавно в Германии — так же, как и в некоторых других странах мира, — начал действовать закон, в соответствии с которым вводятся суровые ограничения на использование компьютерных игр с элементами насилия и/или оружия. По мнению немецких правоведов, эти меры призваны предотвратить формирование у немецких граждан (прежде всего у детей и молодежи) склонности к агрессии, являющейся следствием настойчивой имитации пользователями программ физической и вооруженной борьбы.
Заглянув в любой компьютерный клуб в нашем государстве, каждый может убедиться, что для украинской системы общественной морали такой угрозы как будто бы и не существует. Азартные игроки в компьютерные «стрелялки» — а в большинстве своем это, как известно, школьники — напрочь забывают как о рабочем времени, так и о расписании уроков: с утра до ночи и с ночи до утра они отдаются своей страсти, бездумно прожигая собственное физическое и моральное здоровье, наконец, юношеское вдохновение, на бессмысленно-бесконечные виртуальные войны с воображаемыми противниками.
Взглянув на компьютерную графику, используемую в дизайне некоторых наиболее популярных в Украине компьютерных игр, становится жутко даже опытному зрителю фильмов ужасов и рассказчику страшных историй. Эти эмоции подтверждаются и даже усиливаются, когда слышишь специфически-эмоциональные выкрики ребятишек в наушниках, обращенные к своему виртуальному партнеру или сопернику в другом конце зала...
Посетители компьютерных клубов реагируют на такие выкрики вполне спокойно — преимущественно просто игнорируя их. Но если посмотреть на происходящее с коммерческой стороны, именно игроки в виртуальные игры являются наиболее привлекательной клиентурой компьютерных клубов. Поэтому их владельцы вряд ли сами будут настаивать на лимитировании эмоций юных игроков: чем больше азарт, тем больше денег они здесь оставят.
И если обычный человек, зашедший в клуб проверить электронную почту, все-таки может выдержать несколько минут непристойной брани, неустанно льющейся из детских уст, то за физическое, а главное моральное здоровье самих участников виртуальных кровавых стычек становится иногда действительно страшно.
Гильотина как средство от перхоти
Какими бы очевидными ни казались идеи о запрете или жестком лимитировании компьютерных игр с элементами агрессии, они могут натолкнуться на серьезные возражения с позиций свободного демократического общества.
Безусловно, демократия — это отнюдь не вседозволенность, и стандарты открытого общества не могут отождествляться с волюнтаризмом, но визуальная невинность компьютерных игр может служить достаточно важным аргументом для защиты детей от фактически полицейских методов контроля за его участниками.
Ведь возрастные или временные ограничения, которые государство может ввести, неминуемо повлекут эффект «фильмов до шестнадцати»: запретный плод, как известно, влечет сильнее любой рекламы.
Можно с легкостью представить, насколько популярными станут виртуальные игры, если объявят об их запрете. Эффект от таких административных мер станет еще меньшим, если принять во внимание то, с какой настойчивостью (а часто вообще без нее) контролирующие органы обычно осуществляют надзор за соблюдением этих правил.
Мало того, искусственные запреты станут поводом для мелких коррупционных действий инспекторов и владельцев клубов, которые с легкостью будут обходить любые общественные барьеры.
Но смириться с существующим статус-кво означает и в дальнейшем терпимо относиться к беспрерывной деградации целых поколений наших молодых соотечественников. Сегодня уже выросло первое поколение виртуальных игроков, подавляющее большинство которых «переросло» детскую болезнь «стрелялок», перейдя на более взрослые игры (прежде всего так называемые «стратегии») или же полностью оставили эту привычку-зависимость.
Несмотря на существенные трудности, которые могут возникнуть в случае внедрения лимитирования или же полного запрета компьютерных игр с элементами агрессии, подобные государственные меры кажутся вполне оправданными. В деле охраны здоровья будущих поколений украинцев эти действия вряд ли будут выглядеть преувеличением.
Это особенно очевидно в контексте постоянного развития компьютерных технологий и стремительного усовершенствования всей индустрии виртуальных развлечений. И если взрослый человек делает свой выбор осознанно, то для детей соблазн виртуального мира иногда может оказаться сильнее их сознательных волевых усилий, а для некоторых даже разрушительным. Ведь недаром в Нидерландах открыта первая клиника по реабилитации лиц, попавших в зависимость от виртуальных компьютерных игр. Чтобы не открывать подобных клиник в Украине, возможно, стоит применить более решительные превентивные административные меры: конечно, если еще не поздно.