Богдан Матолич |
Львовщина — богатый край. Природа не обделила ее ни прекрасными горами, ни лесами, ни природными залежами, ни уникальными минеральными источниками. Сам Бог велел, чтобы эта земля дарила людям здоровье, воодушевление, исцеляла душу и тело. Поэтому туризму, развитию санаторно-курортного дела всегда в области отдавалось предпочтение, хотя... преимущественно на бумагах. В конце прошлого года в структуре Львовской облгосадминистрации появилась должность зама, который непосредственно начал заниматься проблемами санаторно-курортного лечения и туристической деятельности. Богдан Матолич — недавний мэр курортного города Трускавец, главный «идеолог» специальной экономической зоны «Курортополис Трускавец».
— Богдан Михайлович, каковы лечебные и оздоровительные ресурсы Львовщины и как они сегодня используются?
— Потенциал Львовщины в санаторно-курортном лечении и развитии туризма довольно мощный. У нас действует 256 туристических организаций, в которых работает более двух тысяч человек. За прошлый год они приняли 120 тысяч туристов, 30 тысяч из которых — иностранцы. По сравнению с предшествующим годом это в 1,3 раза больше. На территории Львовщины функционируют шесть курортов, в основном бальнеологического направления. Сегодня посетителей могут принимать 127 санаториев, которые только за прошлый год оздоровили более 240 тысяч человек. Это дало возможность не только лечить и оздоровлять людей, но и решить наши социальные проблемы, прежде всего, создавать новые рабочие места и сохранять уже существующие, пополнять местный и государственный бюджеты. Так, скажем, в общем объеме платных услуг на Львовщине услуги, оказываемые санаторно-курортными и туристическими организациями, составляют 200 млн. грн. А в бюджет было уплачено более 30 млн. грн. Поэтому отрасль, безусловно, заслуживает внимания, она объявлена приоритетной и уже имеет свое весомое влияние на структуру нашей экономики.
— Но, наверное, еще недостаточное. Что нужно сделать, дабы эта отрасль действительно стала в регионе приоритетной?
— Прежде всего, не только в регионе, но и в государстве в целом необходимо создать благоприятную организационно-правовую среду. Недавно появились законы «О туризме» и «О курортах», которых мы ждали десять лет — ведь именно в них заложены механизмы развития этих отраслей. На территории области — и это прецедент в Украине — принят закон о создании СЭЗ туристическо-рекреационного типа «Курортополис Трускавец».
Хотя закон «О курортах», по моему мнению, нужно усилить подзаконными актами, которых можно насчитать не менее десяти. К сожалению, Кабмин принял лишь два постановления из необходимых. То есть закон в полную силу не работает — об этом шла речь на совещании по подготовке к санаторно-курортному сезону, которое проводил премьер-министр. Скажем, согласно кодексу «О недрах», месторождения и минеральные источники объявлены общегосударственной собственностью, но их эксплуатируют преимущественно негосударственные структуры. Но если это собственность государства, к эксплуатации месторождений должны допускаться структуры, имеющие специальное разрешение, лицензию, а также соответствующую базу, специалистов.
— Но ведь на основе принятых документов и имея многолетний опыт в этой сфере можно что-то делать и на местном уровне?
— Самым раскрученным из наших курортов является Трускавец, хотя все они работают в одинаковом правовом поле. Немного отстает Моршин, но там уже тоже упорядочено управление. А другие курорты — Любинь Великий, Немиров, Шкло? Они требуют иного подхода относительно организации управления, привлечения инвестиций и т.п. Если же дальше будут существовать в таком режиме, могут просто пропасть. Поэтому мы должны обобщить все лучшее, что есть, скажем, на курорте Трускавец, и распространить опыт на другие курорты. Это следовало бы делать по всей Украине... Но только недавно в Министерстве здравоохранения создан государственный департамент по вопросам курортов, который окончательно не укомплектован, то есть еще не имеет возможности обобщать эту практику. Может идти речь и о создании Лиги курортных городов Украины, куда бы вошли Хмельник, Миргород, Трускавец, закарпатские курорты, Одесса, Крым. А пока такими обобщениями на территории Львовщины начало заниматься специально созданное управление курортов и туризма.
Кроме того, видим своей задачей и подготовку технико-экологических обоснований относительно определения территорий курортными. Прежде курорты местного или государственного значения определялись на уровне Кабинета министров. Ныне закон о курортах определяет, что это полномочия Верховной Рады. Но тогда регионы должны подготовить технико-экономическое обоснование, собрать все данные о потенциальном курорте и т.д. Это очень важные функции местных управлений, ведь от их работы будет зависеть дальнейшее развитие курортного дела.
Региональные власти тоже могут и должны разрабатывать программы по развитию рекреационных, туристических зон, курортов и частично их финансировать. Благодаря государственной туристической администрации, созданной недавно на уровне Кабмина, впервые в государственном бюджете отдельной строкой определены средства на развитие туристического и санаторно-курортного дела. Небольшие, всего 1,5 млн. грн., но это уже какой-то шаг. И в нашем бюджете имеется 320 тысяч гривен на развитие курортного и туристического дела. Хотя эти средства не решат проблемы капитальных вложений, строительства или частичного переоборудования нашей базы. Они будут направлены на разработку программ по развитию курортов и туристической инфраструктуры, инвентаризацию имеющейся базы, методическую работу с памятниками истории и культуры, проведение тренингов, семинаров для специалистов.
— Вы сказали, что все курорты работают в одном законодательном поле. Тогда почему у одних дела идут, а другие тихо умирают?
— На мой взгляд, главная причина — в структуре управления. Возьмем наш курорт Любинь Великий. Он является филиалом дочернего предприятия «Прикарпаткурорт», находящегося в Моршине, то есть на расстоянии более ста километров. Можно ли эффективно управлять таким курортом? Ответ понятен. Поэтому сейчас, насколько мне известно, «Укрпрофздравница» согласилась с нашим предложением и приняла решение предоставить подобным филиалам самостоятельность. Они станут более привлекательными и для инвесторов. Курорт Немиров, расположенный в Яворовском районе на Львовщине, ныне тоже выводится в отдельную хозяйственную структуру.
— На Львовщине имеется еще один уникальный курорт — Схидница, тоже полностью не использующий свои возможности...
— Еще в 1999 году было принято постановление Кабинета министров об утверждении программы его развития. Действительно, это очень перспективный курорт, где сегодня функционирует 38 источников различных минеральных вод. Но за три года, прошедших со времени принятия постановления, на его развитие не было выделено ни копейки. В области должна действовать еще одна программа — по восстановлению исторических и культурных памятников города Жовквы. С ней такая же ситуация. Подобную картину практически имеем с восстановлением исторических мест Львова. Поэтому мы ставим вопрос о возвращении к ранее утвержденным правительственным программам.
Постоянно возникают недоразумения вокруг профсоюзного имущества. В Трускавце, например, на его базе создано ЗАО «Трускавецкурорт», которому это имущество передано в уставный фонд. Структура работает рентабельно и эффективно. Только в прошлом году местному бюджету было уплачено около 12 млн. грн. налогов, а в развитие основных фондов вложено не менее 10—11 млн. грн. Если эта структура работает эффективно, то почему кое-кто желает ее «перекроить»?
На Львовщине около 25% здравниц находятся в государственной собственности, ими занимаются отдельные министерства и ведомства, многие из которых совершенно не имеют средств на содержание своей санаторной базы. И оздоровительные комплексы приходят в упадок. Поэтому здесь тоже нужно четко определяться на государственном уровне. Скажем, разрешить акционировать эти санатории с сохранением определенного пакета акций в руках государства, чтобы привлечь инвестора. Так, сегодня Министерство здравоохранения имеет в Трускавце практически погибающий детский санаторий. А инвестор не идет, потому что не получит там своей корпоративной доли. Структуру управления такими санаторно-курортными учреждениями необходимо срочно менять. Сейчас на базе отдельных курортов создаются акционерные общества, где имеется госдоля, которой управляет ФГИУ в Киеве. Наверное, эти доли можно было бы передать в управление местным облгосадминистрациям, которые в случае неэффективной работы санаторно-курортных учреждений смогут своевременно предотвратить отрицательные последствия. Не узаконены сегодня имущественные отношения и в санаториях, принадлежащих другим государствам, в частности Молдове. На территории области имеется несколько таких санаториев, все они не зарегистрированы в качестве субъектов хозяйственной деятельности на территории Украины.
— Вы упомянули об областной программе развития туризма и санаторно-курортной отрасли, но уже не раз приходилось слышать, что в нашей области такие программы имеются или были...
— Еще в феврале коллегия облгосадминистрации утвердила концепцию развития курортов и туризма на Львовщине. На ее базе Институт региональных исследований НАН Украины разработал программу нашей дальнейшей работы в этой отрасли. Нашу региональную, разработанную на пять лет, в ближайшее время предложим на рассмотрение новоизбранному областному совету. А чтобы областная программа заработала, как запланировано, на отдачу, ежегодно в развитие отрасли нужно вкладывать по меньшей мере 60 млн. грн. Ведь если мы не будем поддерживать существующую инфраструктуру, памятники архитектуры и культуры, те же источники минеральных вод в нормальном состоянии, можем просто их потерять.
— Так где же брать живые деньги, направленные не на методическую работу, а на сохранение и развитие курортного дела?
— Надеяться, что это будет профинансировано из бюджета, конечно, пустое дело. Поэтому в программе заложено несколько направлений инвестирования и кредитования. Будут разработаны конкретные бизнес-планы, чтобы потенциальный инвестор мог «уловить» свой интерес. Второе направление — эффективная налоговая политика, ведь вводя некоторые местные сборы и налоги, дело тоже можно загубить еще в зачаточном состоянии. Сегодня рассматриваются предложения, чтобы облагать курортные услуги налогом на добавленную стоимость. Этого допускать нельзя. Поэтому имеется поручение премьер-министра освободить курортные учреждения от уплаты НДС. Относительно лечебных услуг такое освобождение уже существует.
Если сегодня не будем принимать меры по снижению стоимости путевок и отдыха, а будем привязываться в ценообразовании к старым технологиям, где львиную долю занимали энергоносители и т.д., потеряем отдыхающих среднего уровня. Не говоря уже о малообеспеченных. Понятно, что путевку стоимостью 1,5—2 тыс. грн. мало кто купит. Для улучшения состояния дел будем пытаться использовать и различные фонды, скажем, Фонд социального страхования, Чернобыльский и т.п.
Видим перспективы также в объединении усилий — в прошлом году создан совет по развитию туризма Карпатского региона, в который вошли Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая и Закарпатская области.
— Вы были идеологом создания СЭЗ «Курортополис Трускавец». Оправдались ли ваши надежды?
— То, на что рассчитывали, оправдалось не полностью, ведь с появлением зон и по сей день имеется немало желающих их закрыть, остановить, по крайней мере, не дать им развиваться. Для нас подобный прессинг начался сразу же после принятия закона Верховной Радой. Президент наложил на него вето, и нам снова пришлось доказывать и обосновывать необходимость создания СЭЗ. Немногим более чем за год на предприятия—субъекты зоны поступили инвестиции, которые равны пяти годичным бюджетам Трускавца. В абсолютных цифрах сумма эта не очень впечатляет, но для бюджета города это существенно. Во-вторых, начали производить на курорте продукцию с маркой «Трускавец». И главное, с помощью инвестиций модернизируются и создаются совершенно новые, европейского уровня условия для лечения и отдыха. Санатории «Женева», «Каштан», «Карпаты» тому пример. Здесь решены и социальные вопросы, так как субъекты СЭЗ платят налоги (за год уплачено более одного миллиона гривен). В таком сравнительно небольшом городе, как Трускавец, создано 200 новых рабочих мест, а сохранено не менее двух тысяч.
— Почему в зону пришло всего пятнадцать инвесторов, а на сегодняшний день работают лишь десять?..
— По моему глубокому убеждению, на процесс инвестирования более всего влияют политическая ситуация в стране и доверие к местным властям. У нас с инвесторами были десятки, если не сотни переговоров. Дело сдвинулось с места. Количество отдыхающих, приехавших с Запада (преимущественно из Польши), увеличилось в прошлом году в семь-восемь раз и насчитывало 28 тысяч человек. Это довольно существенно, и их поток возрастает.
Но сегодня нас особенно беспокоит проблема пограничных переходов. Польша готовится к введению виз, поэтому ни польские представительства в Украине, ни наши в Польше не соответствуют этим требованиям. Во Львове нужно срочно расширять такое отделение, в Польше же приблизить его к пограничным районам. По информации пограничных служб, ежедневно более ста иностранных машин, направляющихся в Украину, возвращают с территорий таможенных переходов, поскольку иностранцы надеялись купить визу на границе, а их отправляют в Краков. Кроме того, туристы должны иметь сертификационные пропуска для быстрого перехода границы, чтобы не стоять часами в очереди на таможенном переходе. На территории Львовщины практически в рабочем состоянии находится еще один таможенный переход в поселке Смильница. Украинская сторона свои условия выполнила, а Польша не спешит, поэтому открытие перехода затягивается. Проблемы нередко возникают и с теми иностранцами, которые прибывают к нам на отдых и лечение авиарейсами. Если в документах имеются хоть незначительные ошибки, пограничники их даже не выпустят из самолета. Сейчас в Львове открылось представительство МИДа, надеемся, что оно будет иметь полномочия на открытие краткосрочных виз.
Организация санаторно-курортного дела — это множество проблем, видимых и «подводных». Решать их нужно в комплексе.