UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кукла для мамы

Куклы сегодня — не просто предмет интерьера или редкое хобби, а настоящий модный тренд.

Автор: Татьяна Бутусова

Если бы у меня была дочка, я могла бы всем говорить, что покупаю кукол для нее. Но так как у меня два сына, то приходится признать - да, моя слабость! Как только появились в киосках эти миниатюрные куколки в нарядах дам прежних веков, тут же захотелось внести в дом немного детской мечты, сказки. Благо вместе с благородными дамами одновременно начали продавать мебель для крошечного кукольного домика. В итоге на двух полочках в спальне расположились четыре изящные дамы в окружении старинных шкафов, туалетных столиков, трюмо и даже пианино. Наверное, ночью они, как и подобает всем куклам, оживают и ходят друг к другу в гости, пьют чай, музицируют и болтают о кавалерах. По крайней мере, так я говорю своей маленькой племяннице, когда она спрашивает, что куклы делают у меня на полке.

Между тем куклы сегодня - не просто предмет интерьера или редкое хобби, а настоящий модный тренд. В виде кукол делают актуальные брошки и заколки, их изображениями украшают одежду, дамские сумочки и кошельки. А в сувенирных лавках и художественных салонах все чаще можно встретить фантастически-реалистичные куклы, настоящие произведения искусства, с мельчайше проработанными деталями, искусно выполненными аксессуарами. О том, что «кукольный бизнес» уже давно работает «по-взрослому» говорит и факт проведения Международного салона авторской куклы в Москве и Киеве. В этом году «Киевская сказка» (так называется мероприятие) пройдет уже третий раз.

Собственно, ничего необычного в увлечении куклами нет - их любили и взрослые, и дети еще с незапамятных времен, часто даже наделяя магическими свойствами. Но относительно недавно в мире появилось новое течение. За рубежом уже лет 20 дамы всех возрастов увлекаются куклами, практически полностью имитирующими настоящих грудничков или маленьких детей. Не так давно мода на «живых» кукол пришла и к нам. Называют их реборнами - от английского слова reborning (перерождение). Часто по фотографии практически невозможно отличить таких «младенцев» от настоящих - настолько реалистичны черты лица, складочки кожи, волосики (их делают из специального мохера или настоящих волос), взгляд. Да и на ощупь они почти как живые - винил, из которого изготовлены «малыши», дает ощущение настоящей кожи, на месте все изгибы и складочки, даже на пятках. Вдобавок ко всему рост и вес «деток» соответствует параметрам реального младенца. Некоторые даже пахнут детской присыпкой!

Приобрести такого «ребеночка» можно в Интернете на некоторых сайтах, на аукционе eBay, непосредственно у мастериц, которых немало уже и в России, и в Украине, либо создать самому из деталей, продающихся в специализированных интернет-магазинах. Создание такой куклы требует невероятного мастерства. Из особых форм -
молдов (их разработкой часто занимаются известные скульпторы и дизайнеры) - собирается кукла, кожу которой расписывают несколькими слоями краски, тщательно прорисовывая все крохотные вены и другие нюансы, иногда добавляя прыщики, следы от прививки и даже диатез, формируют припухлости, а потом обжигают в духовке. Поэтому и цена на такие авторские модели не маленькая - цены могут доходить до 2–10 тыс. долл. и выше, хотя вполне реально купить «реборненка» за одну-пять тысяч гривен.

Понятно, что по такой цене покупают кукол не детям - им, скорее всего, и не понравилось бы играть такими большими и тяжелыми игрушками. Обычно «мамами» кукол (именно так называют себя их обладательницы) являются взрослые женщины, многие имеют своих детей, а некоторые уже и внуков. Кто-то «усыновляет» (так в среде владельцев реборнов называется процесс покупки) одного «малыша», кто-то двух, а у некоторых появляется настоящая страсть к коллекционированию. При этом отношение окружающих к столь удивительному увлечению весьма противоречивое.

Вот что рассказывают читательницы с различных форумов:

«У моей мамы от новости про покупку первой куклы чуть обширный инфаркт не случился. Правда, я ей потом подробно объяснила, что у меня так нервы перед защитой диссертации успокаиваются. А они и на самом деле успокаиваются. Посмотришь - а рядом такая красота сидит, в руках подержишь, покрутишь. Это же чудо какое-то! Кстати, когда мама увидела кукол, ей самой понравилось».

«Я вообще не понимаю, почему у нас в России, если ты собираешь куклы, то про тебя сразу скажут «детский сад». Вот в Японии, например, многие прямо помешаны на кулах и не скрывают этого . Они там даже куклы со своим лицом и телом на заказ делают».

«Девочки, я сама ничего про этих очаровашек не знаю! Вчера весь вечер читала женское сообщество, увлекающееся куклами реборн. Женщины там говорят о куклах, как о детках! При этом у каждой, как правило, уже есть дети, но кукол они не всегда покупают для детей. Многие берут для себя - видимо, потому что это красиво и натуралистично. Правда, я еще заметила такую странную вещь, что большинство не просто покупают куколок-реборн, но и приобретают им детский гардероб. У многих есть колыбельки для куколок, игрушки. В общем, шиза, конечно, но красивая...»

«Боже, зачем я на ночь это глянула! Такое ощущение, что с ребенком случилось что-то страшное, появись каким-то боком в реале у меня такое чудо, я бы над ним плакала... А делать таких и писать «ищет свою маму» - вообще жесть, как будто умер, и труп продают каким-то извращенцам. Эстетического наслаждения не испытала...»

«Жуть... Смотрела и поражалась, насколько реалистичны эти... куклы. Пока не наткнулась вот на эту фотографию. Девочки, не поверите, это копия моей дочки! Я как увидела, чуть в обморок не грохнулась... Сейчас моей дочурке уже семь лет, но вот смотрю на эту «куклу» и аж слезы на глазах...»

Бурные дискуссии по поводу «детского» увлечения взрослых женщин происходят и в среде психологов и психиатров. Это, несмотря на то что никто из экспертов, с которыми я говорила на эту тему, не смог назвать случая, когда бы к нему или к его коллеге обратились за помощью в связи с увлечением реборнами. Как правило, увлекаются такими куклами женщины обеспеченные, часто вполне успешные и вовсе не считающие свое увлечение патологией.

- Если речь идет о коллекционировании или создании таких кукол, то это, однозначно, позитив, - говорит психолог, арт-терапевт Наталия Вайнилович. - В то же время «живая» кукла является своеобразной связью между реальностью и мечтами, в ряде случаев попыткой ухода от реальности. С ее помощью женщина пытается реализовать то, что не получилось реализовать в детстве или во взрослой жизни. Иногда причиной чрезмерного увлечения становится так называемая заместительная мотивация, когда у женщины нет детей, и она все свои нерастраченные материнские чувства отдает игрушке. Другой причиной может быть боязнь ответственности за настоящего, живого ребенка - женщина может бояться, что не справится с реальными задачами, которые ежедневно решает каждая мама, или просто пока не хочет взваливать на себя проблемы, неизбежно возникающие с появлением малыша. Играя с такой куклой, женщина может частично реализовать свои материнские чувства, не имея при этом никаких проблем, обязанностей, ответственности, и, что для некоторых немаловажно, не меняя своего образа жизни, не погружаясь в неизбежные «пеленки-распашонки». Отношение к кукле как к собственному ребенку - это заполнение пустоты. Даже если у женщины есть свои дети и она все равно приносит в дом «живую» куклу, считает себя ее мамой, баюкает ее и так далее - это верный признак того, что у женщины есть глубокие неосознанные потребности, которые она не реализовала и которые ее угнетают. В крайних случаях с такими проблемами обращаются к специалистам - психологам, психотерапевтам, психиатрам.

Еще более жестко смотрит на подобное увлечение психиатр, член медицинской команды Fox News Кит Аблоу. «Одно дело, если бы женщины покупали кукол reborn из нездорового любопытства или коллекционерского азарта (так, скажем, коллекционируют фигурки Hummel). Но женщины выгуливают своих кукол в колясках (я не шучу!), пристегивают к сиденьям машины, отправляясь в супермаркет. К счастью, они не верят всерьез, что их куклы «живые», иначе это было бы уже психическим отклонением. Но они очень убедительно играют в дочки-матери», - цитирует Аблоу российский сайт reborndoll.ru. «Все это могло бы показаться безобидной причудой. Но, на мой взгляд, в сознании этих людей реальная жизнь проигрывает фантазии. Я рассматриваю это явление как новый симптом того, что наш биологический вид теряет связь с реальностью в целом», - делает вывод психиатр. Как поясняет Аблоу, сегодня миллионы людей переделывают свои реальные биографии в аккаунтах Фейсбука и легко заводят сотни и тысячи «друзей», ни один из которых не может быть настоящим другом. Дети вместо реальных питомцев заводят виртуальных зверей. Политики, предпочитающие игнорировать реальные угрозы, могут печатать деньги и стимулировать убыточные или едва зародившиеся индустрии. И теперь женщины, которые могли бы принять свой возраст или невозможность иметь детей и найти способ настоящего самовыражения, убегают от этой реальности, заказывая себе фальшивых детей. «Как наркотики, они уменьшают беспокойство, подсовывая человеку иллюзию. Но как всякий анестетик, они всего лишь на время отодвигают неизбежное осознание проблем, с которыми каждому придется встретиться. Женщина, покупающая себе искусственного младенца когда ее детородный возраст на исходе, пытается увернуться от этих проблем. И как всегда бывает с попытками изысканно миновать подобные проблемы, эти попытки не избавят ее от внутреннего дискомфорта и могут даже увеличить его», - убежден Кит Аблоу.

Несколько иного мнения придерживается психиатр Светлана Портнова.

- Если речь не идет о патологической увлеченности, когда игры с куклой идут во вред другим делам, или когда, в самом деле, женщина начинает считать ее живой, то никаких серьезных проблем здесь нет. Речь может идти о переживаниях самой женщины. Ведь кукла и создана, чтобы человек мог на нее выплескивать свои переживания, мысли, мечты. И не обязательно, чтобы женщина, играющая с ней, была бездетной. Согласитесь, биологическое материнство и родительство - разные вещи. У женщины могут быть отличные от сложившихся в ее семье представления о том, какими должны быть взаимоотношения с ребенком, она может мечтать о таких идеальных отношениях и, играя с куклой, проигрывать их.

Сегодня состояние общества близко к растерянности. Современные технологии, экономические условия привели во многих семьях к кризису близких отношений. Многие начинают забывать, что такое настоящая духовная близость, как нужно строить отношения, которые сейчас подвергаются серьезной трансформации за счет увлеченности социальными сетями, компьютерными играми, виртуализацией многих бытовых и бизнес-процессов. Потому, как себя вести с реальными людьми, многие представляют слабо. В то же время человек социален, не может жить в одиночестве, и как раз кукла это подтверждает. Она является переходным объектом, возвращает в реальный мир, помогает через игру как бы вернуться в детство, к истокам и попытаться отыскать внутренние ресурсы, найти себя.