UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУДА ЗАВОДИТ ДЕПРЕССИЯ

Психотерапевты всего мира поднимают тревогу: все большее количество состоявшихся, внешне благополучных людей при ближайшем рассмотрении оказываются подверженными глубокой депрессии...

Автор: Оксана Приходько

Психотерапевты всего мира поднимают тревогу: все большее количество состоявшихся, внешне благополучных людей при ближайшем рассмотрении оказываются подверженными глубокой депрессии. При этом не только они, но и большинство из их окружения даже не догадываются об истинных причинах внезапных изменений в их поведении. По мнению американского психотерапевта д-ра Крамера, достаточно распространенный у мужчин синдром «седина в бороду - бес в ребро» как раз и является одним из признаков подобного патологического состояния. И, хотя свои несколько несвоевременные романтические порывы большинство мужчин склонно расценивать как вторую молодость, мнение д-ра Крамера на этот счет достаточно категорично: в данном случае речь идет не о внезапном обострении чувств и влечений, а наоборот, об их патологическом снижении, когда нормальные, адекватные раздражители (а именно считавшаяся до сих пор благополучной семейная жизнь) уже не вызывают положительных эмоций, и уважаемый отец семейства тянется к молоденьким девушкам за более действенными стимуляторами. Естественно, сцены ревности излечению от депрессии не способствуют, но далеко не у всякой жены, заметившей у мужа подобные поползновения, найдется достаточно такта и мудрости на то, чтобы обратиться за консультацией к психотерапевту по поводу тяжелого состояния своего мужа. И даже тогда, когда психиатрическая помощь понадобиться ей самой (а это непременно произойдет при развитии дальнейших событий по любому другом у сценарию, за исключением немедленного обращения к психиатру), она, скорее всего, тоже не пойдет на консультацию. Более чем вероятно, что утешение она будет искать в алкоголе.

Группа американских исследователей, которая в течение семи лет наблюдала за поведением 1 306 мужчин и женщин, обладавших достаточно ярко выраженными симптомами клинической депрессии, обнаружила, что женщины в подобном состоянии гораздо чаще становятся алкоголичками, чем мужчины. При этом критическим периодом являются первые три года после развития депрессии. В это время женщины, имеющие симптомы депрессии, начинают пить в три раза чаще, чем женщины, у которых подобных симптомов нет. Через четыре года этот показатель снижается до 2,5. Подобная тенденция сохраняется и после семи лет, прошедших со времени возникновения депрессивного состояния, правда, тогда она уже выражена не так отчетливо.

У мужчин, конечно, алкоголизм тоже тесно связан с депрессивными состояниями, однако связь эта имеет противоположную направленность. У представителей сильного пола именно алкоголизм предшествует развитию депрессии, хотя это и является несколько неожиданным результатом данного исследования. Зато если депрессия развивается у малопьющего мужчины, то его, как уже говорилось, скорее всего потянет «на девочек». Правда, в данном исследовании, результаты которого опубликованы в American Journal of Epidemiology, ничего не сказано о вероятности посторонних романтических увлечений впавшего в депрессию алкоголика.

В общем, развернутая ныне в масс-медиа кампания по широкому освещению самых различных аспектов депрессии направлена на то, чтобы предоставить людям как можно больше информации об этом недуге, с которым сейчас сталкивается все большее количество людей, чтобы привить основной массе сознательного населения культуру регулярных консультаций с психотерапевтами даже в тех случаях, когда на поверхности находятся какие-то другие причины неадекватности поведения. Хотя с другой стороны Джером-Джером давно еще заметил, что лень, которую в годы его зрелости приписали симптомам заболевания печени и принялись лечить самыми разнообразными пилюлями, дедовскими способами излечивалась намного эффективнее.