UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУДА ПОДЕВАЛИСЬ УБИЙЦЫ

Насколько помнили тамошние обыватели, Детройт всегда носил прозвище «Murder City» - «Убищенск», неизменно входя в первую десятку американских городов по числу убийств...

Автор: К. Владимиров

Насколько помнили тамошние обыватели, Детройт всегда носил прозвище «Murder City» - «Убищенск», неизменно входя в первую десятку американских городов по числу убийств. Однако на протяжении последних лет убийств в Детройте становилось все меньше, и в первые 6 месяцев текущего года их число сократилось на 9 процентов. Если так пойдет, в текущем году там скатятся по числу убийств до уровня 1984 года.

Аналогичная картина наблюдается в большинстве крупных городов Америки, прежде всего в Нью-Йорке и Хьюстоне, где за первое полугодие убийства сократились по сравнению с прошлым годом почти на треть. Если так пойдет, то соответствующий годовой показатель в них окажется самым низким за четверть века. В Лос-Анджелесе число убийств сократилось за первое полугодие на 6,6 проц., а в Чикаго - на 19 проц.

(Сокращаются не только убийства, но и другая преступность. В Нью-Йорке, к примеру, число грабежей упало за первое полугодие на 22 проц., а угонов машин - на 24 проц. По стране в целом число квартирных краж сократилось по сравнению с 1973 годом почти вдвое.)

Эксперты замечают, что по историческим меркам убийств в США и так было не ахти как много: недавние исследования показали, что в средневековой Европе убийств на 100 тысяч человек населения было раз в десять больше, чем сейчас. Как считает профессор Калифорнийского университета Эрик Монконнен, этот резкий упадок душегубства объясняется укреплением мощи современного государства и дисциплинирующим действием заводской работы, казенных школ и регулярного посещения церкви. Экспертам отвечают, что все это очень интересно, но убийств в Америке было через край, и слава Богу, что их число идет сейчас на убыль.

Тревожатся, однако, что эта тенденция долго не продержится, и для тревоги такой есть, на первый взгляд, одно веское основание: поскольку самой бандитской возрастной когортой в США являются подростки, а число их сейчас снова растет, логично предположить, что вырастет соответственно и преступность. «Может, да, но может, и нет», - замечает в «Вашингтон пост» экономист Роберт Сэмюэлсон. По той же логике, пишет он, в 1980-х годах, когда резко сократилось число подростков, должна была резко сократиться и преступность. Но не сократилась, а даже выросла, поскольку, хотя подростков стало меньше, они сделались криминальнее. Вдруг сейчас получится наоборот?

По мнению некоторых, нынешняя тенденция к снижению преступности реабилитирует совсем уже было скомпрометированную старомодную точку зрения, что если уголовников сажать, то уголовщины будет меньше. Нью-йоркский полицейский комиссар Уильям Брэттон связывает сокращение преступности с тем, что за первую половину с.г. его подчиненные произвели на 18 проц. больше арестов, чем за первую половину 1994 года (и на 30 проц. больше, чем за первые шесть месяцев 1993 года).

Так или иначе, преступность сокращается, убийств все меньше (хотя все равно больше, чем во всех западных странах вместе взятых), но скептики каркают, что рано радоваться: рождаемость растет, и кто знает, какую еще уголовщину принесет с собою племя молодое, незнакомое.