Здесь, на этой небольшой по площади территории, сосредоточено не только семь климатических зон, но и такое же разнообразие религий, стилей, достопримечательностей, которых в таком количестве (и такой значимости) нет больше нигде на Земле. Поэтому сюда в любое время года устремляются туристы со всего мира. В Израиле все цветет и благоухает все двенадцать месяцев, правда, немного утомляют зимние дожди и некоторое понижение температуры. Но длится это ненастье недолго, а потом вновь все трансформируется в неописуемую красоту, солнечный блеск, бездонное небо...
Конечно, место особого паломничества — Иерусалим, город иудейской, христианской и мусульманской религий и непростой исторической судьбы. За него и сегодня идет непримиримая война между двумя народами — евреями и арабами. Храм гроба Господнего, Голгофа, улица Делароса — последний путь Иисуса Христа, Масличная гора, где Он был взят, множество других святынь и мест поклонения — это христианский Иерусалим. Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе (место бывшего Храма, откуда Иисус выгонял торговцев и менял), арабские кварталы и улочки, и многое-многое другое — Иерусалим мусульманский. Синагоги, памятники еврейской истории и культуры — Иерусалим иудейский. И, конечно, Стена Плача. Сюда приходят паломники всех вероисповеданий, жители Израиля и туристы, чтобы отправить свое послание Богу в надежде, что Всевышний прочтет его и исполнит.
Большинство «отправителей» — туристы и экскурсанты из других городов Израиля. Пишут также школьники, организованно приводимые и привозимые сюда учителями, прося о контрольных и экзаменах, подарках, дружбе и первой любви. Заботы большинства взрослых тоже вполне земные: устроиться на хорошую работу, повстречать своего суженого (суженую), успешно перенести операцию, выздороветь, выиграть в лотерею...
Но не только простые смертные имеют просьбы к Творцу, но и люди известные и влиятельные. В 2000 году Израиль посетил Папа Иоанн Павел II. Он также побывал у Котеля (так на иврите звучит название «Стена Плача»), чтобы вложить между камнями свою записочку, начертанную на официальном бланке Ватикана. Пролежала там она недолго (еще бы!). Как вскоре выяснилось, Папа просил о благословении Святой земли и о прощении за многовековые издевательства христиан над еврейским народом. Вскоре записка обрела свое место в музее памяти Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем». В 2003-м между камнями Котеля появилась и записка президента США Буша, переданная через глубоко религиозную 81-летнюю христианку по имени Майзель.
Многие люди, различными обстоятельствами прикованные к месту своего проживания, присылают свои послания по почте (и таких несколько десятков и сотен в день) с указанием адресата вручения: «Дорогому Богу», «Небесам», «Богу в Иерусалиме», «Ангелам», «Патриарху Аврааму». Раньше подобные обращения оставались на почте как невостребованная корреспонденция, но недавно главное израильское почтовое ведомство объявило: все письма, адресованные «Богу», будут доставляться к Стене Плача и вкладываться в расщелины между ее огромными камнями...
Но когда возник такой нетрадиционный способ общения с Господом?
В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Израэль в 1168 году, есть любопытные сведения об иерусалимских обычаях. В числе прочих он рассказывает и о традиции вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствования. Бытовало поверье, что это — талисман, охраняющий путешественника от опасностей в пути. После успешного возвращения домой гвоздь из стены вытаскивали. Еще один обычай — писать или выбивать на камнях Котеля имена больных и вообще нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно найти около сорока надписей с выбитыми именами. Раввины Иерусалима осуждали эти странные поверья и считали такие действия осквернением святыни, поэтому в качестве альтернативы предложили вкладывать в Стену записки. Предполагают, это и положило начало ныне бытующему убеждению в действенности такой своеобразной молитвы. Куда записки деваются потом, ведь их так много, что иной раз некуда положить еще одну? Оказывается, дважды в год их собирают и относят в гнизу (место захоронения священных текстов) на Масличной горе. Так поступают со всеми текстами, в которых упоминается имя Бога.
На фото: Иерусалим. Стена Плача.