UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кубанский казак. Виктор Захарченко: «Наш самый искренний зритель — в Африке!»

Кубанский казачий хор гастролирует по странам СНГ. Гастроли приурочены к празднованию 70-летия со ...

Автор: Татьяна Козырева

Кубанский казачий хор гастролирует по странам СНГ. Гастроли приурочены к празднованию 70-летия со дня рождения Виктора Гавриловича Захарченко — художественного руководителя коллектива, композитора, народного артиста России и Украины, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Адыгея, лауреата Государственной премии России, доктора искусствоведения, профессора и академика. Ох, сколько регалий! Хотя всех отличий и титулов я, наверное, и не назвала.

Виктор Захарченко работает в коллективе уже 34 года. И все это время является его неизменным руководителем. Имея украинские корни, о чем, в конце концов, свидетельствует и его фамилия, Виктор Гаврилович очень любит украинские народные песни. Он и сам написал много произведений на слова Тараса Шевченко, Леси Украинки, Олены Пчилки, и именно их с наибольшим успехом исполняет Кубанский хор, где бы он ни гастролировал.

А еще можно сказать, что для Захарченко работа в хоре — дело семейное, поскольку должность заместителя художественного руководителя коллектива занимает старшая из трех дочерей Виктора Гавриловича — Виктория, которая пришла в коллектив 30 лет тому назад, сразу после школы. Работала костюмером, со временем стала заведовать труппой, параллельно учась в Институте культуры. Виктория Викторовна говорит, что никогда не сомневалась относительно правильности выбора: «Иногда даже страшно подумать, что могла бы заниматься чем-то другим. Очень люблю свою работу. Живу ею».

Солисток сестер-близняшек Колесниченко Виктор Захарченко нашел в Украине, в Хмельницком
Недавно прославленный коллектив выступал во Львове — кубанцы дали два концерта на сцене Львовской оперы. Каждый длился свыше четырех часов. И каждый, как и в предыдущие, довольно частые приезды хора во Львов, сопровождался овациями.

— Все песни, которые я записал от людей, возвращаю людям — устами моих артистов, — рассказал «ЗН» Виктор Захарченко. — Музыку иногда пишу, даже не подходя к инструменту. Пока еду от Красноярска до Ростова, успеваю сочинить пять песен. На одни и те же стихи могу набросать хоть десяток вариантов мелодий. В различных вариациях, различной тональности. Рождается мелодия, потом идет проверка «ценности» того или иного варианта. Причем обычно замечаю, что самый первый вариант — наиболее удачный. Но истинная цена песни проверяется на публике. Самому оценить трудно — важно только, чтобы все рождалось искренне. Музыка такая штука, которая не терпит фальши. Когда в эти юбилейные дни мне говорят, какой я хороший, знаменитый, выдающийся, это все — не мне. Нужно благодарить мою маму, станичников, моих учителей.

— И у кого учились?

— У меня были замечательные педагоги — Владимир Николаевич Минин, народный артист Советского Союза, лауреат Государственной премии, один из лучших хормейстеров мира. Он руководитель Камерного московского хора — прекрасного академического коллектива. Также Евгений Владимирович Гиппиус, доктор наук, профессор, человек чрезвычайной эрудиции, владевший несколькими языками, знавший фольклор не только России, но и многих других стран, народов, этносов и т. п.

Кубанский казачий хор — семейное дело Захарченко. Заместителем художественного руководителя коллектива работает старшая дочь Виктора Гавриловича — Виктория
Моя кандидатская диссертация фактически стала докторской. Председателем комиссии был Тихон Николаевич Хренников, много лет возглавлявший Союз композиторов СССР. Я издал много сборников песен. Только в Сибири записал около десяти тысяч народных песен — русских, украинских, белорусских. Я сформировался и вырос в России и очень обязан ей, я патриот своей страны. Но я также патриот Украины, поскольку именно из нее пришли наши черноморские казаки. Зрители, которые приходят на концерт, — все для меня родные. Относительно Украины, меня не интересует, кто из зрителей какого цвета — оранжевого или сине-белого. Для меня, как для православного человека, они все — близкие, братья. И мне безразлично, как они выясняют между собой отношения. Я через песню сразу обращаюсь к сердцу.

— Когда слушаешь выступления Кубанского хора, так и хочется стать в казачий строй. В чем главные особенности казачьих песен?

— Это не только ваше личное впечатление. Все зрители говорят, что мы несем чрезвычайную энергетику. Она пришла вместе с казаками. Как известно, казачьи линии на тысячи километров шли по рубежам России — от Черного моря до Тихого океана. Казаки были и воины, и пахари. Пахали, сеяли, но ружья всегда держали заряженными. Казаки были живым щитом России, много времени проводили в боях и походах. Поэтому казачьи песни и насыщены активной ритмикой, в них ощущается мощное героическое начало, готовность постоять за Отчизну, за землю, за веру.

Я — человек глубоко верующий, хочу это особенно подчеркнуть. Каждый из нас находится на определенной ступени веры. Вот и я не сразу пришел к ней. В детстве я видел, как моя мама часто молилась, но в те детские годы это было чем-то обычным, будничным. Вместе с мальчишками заглядывал и в церковь, которая была в нашей станице Дядьковской. Любил слушать церковное пение, особенно пасхальное, когда люди приносили святить куличи, крашеные яйца. В детстве по-своему ощущаешь этот праздник — бегаешь босиком, вокруг много красиво одетых людей, все красиво. И вот заходишь в церковь и стоишь, словно очарованный, слушаешь, как там поют... А к Богу я пришел значительно позже, преодолев жесткую полосу неприятия и атеизма. По песням видно, что кубанские казаки — глубоко верующие люди.

Придя в хор, я всерьез занялся его историей. Начинается она без малого двести лет тому назад. Еще в 1810 году протоиерей Черноморского казачьего войска, проповедник Кирилл Россинский согласился с просьбой о создании Военного хора «для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви». А в 1811 году на праздник Покрова Божьей Матери казачий хор впервые пел в Екатеринодаре, в храме. Кстати, этот день считается днем рождения нашего коллектива.

А какие люди руководили хором! Григорий Митрофанович Концевич, истинный патриот, подвижник, глубокий знаток народной казачьей культуры. Его расстреляли в 1937-м. Прежде всего за отношение к Богу. Расстреляли и Петра Авдеева, запевалу кубанского гимна «Ты, Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь». Это, скажу вам, великая песня. Когда ее исполняли, казаки снимали шапки и становились на колени. Я рад, что эта песня решением Законодательного собрания Краснодарского края официально утверждена как гимн Кубани. Историческая справедливость восстановлена.

— Когда вы начали писать музыку?

— В шестом или седьмом классе мне купили гармонию. Чуть позже начали приглашать играть на свадьбах. Вот именно тогда я и начал сочинять вальсы, фокстроты, польки. Иногда — и песни. В те годы у нас в станице не было ни радио, ни телевидения, но везде звучали народные песни — русские, украинские. Я вырос в этой народной песенной стихии.

— Тридцать четыре года вы являетесь художественным руководителем Кубанского казачьего хора. Что это за должность? За что отвечаете?

— За конечный результат. Не только за успех концерта, но и за провал. В нашем коллективе 130 исполнителей — певцов, танцоров, музыкантов. И каждый понимает дело по-своему. Мне же нужно, чтобы они показали песню и концертную программу в целом так, как вижу ее я. В этом свобода и искусство художественного руководителя! Ради чего мы выступаем? Чтобы веселить и развлекать публику? Нет, этого мало. Мы должны петь о том, что волнует народ. В частности, и сегодня. Поэтому наряду с народными произведениями в наших концертах часто звучат песни современных композиторов.

— Сколько у вас в коллективе народных и заслуженных артистов?

— Точно не припоминаю... Я народный артист. С несколькими мы недавно простились. Некоторые из них уже на пенсии, но тем не менее продолжают работать, причем — при нашем Кубанском хоре, но со своими ансамблями. Относительно заслуженных, то их около десяти, причем кое-кто — заслуженные артисты и России, и Украины. А нашей солистке Марине Гольченко присвоили звание заслуженной артистки Украины непосредственно во время этого турне. Кстати, она родом из Луганска.

— Есть ли в репертуаре коллектива произведения, без которых не обходится ни один концерт?

— Несомненно. Например, «Розпрягайте, хлопці, коні». Если мы ее не исполняем, зрители требуют! Или «Ой, мій милий вареничків хоче». Это наша визитная карточка. А вообще, в нашем репертуаре много песен, которых слушатель всегда ждет.

— Как часто обновляете репертуар?

— Мы все время на гастролях, которые тормозят обновление программы. Несмотря на это, хор находит «окошечки», разучивает новые песни. На гастроли, в принципе, можно ездить и со старыми программами. А вот дома, в Краснодаре, где выступаем постоянно, на это нужно обращать внимание, иначе можно потерять зрителя.

— А где бывали в даьнем зарубежье?

— Много где. В Японии, Турции, Китае, Швейцарии, Австралии, нескольких африканских странах.

— Где самый горячий зритель?

— В Африке. Отно­сительно Китая и Японии, то там не аплодируют вообще. Поскольку не заведено. Аплодируют только после завершения концерта. Но аншлаги есть всегда.

— Вы довольно часто выступаете во Львове...

— Нам очень нравится ваш зритель. Аура во время концертов — необыкновенная. Когда прикидывали, куда поехать в юбилейное турне, то первым вспомнили именно Львов. Поскольку работать здесь — настоящее удовольствие. Как и вообще в Украине. Искренне надеюсь, что приехали не в последний раз.

— Люди каких национальностей у вас работают?

— Русские, украинцы (причем многие — граждане Украины), есть белорус.

— А львовян в коллективе никогда не было?

— К сожалению.

— А хотелось бы?

— Очень! Приходите, пробуйте! Мы никогда не обращаем внимания на место жительства. Лишь бы голос был хороший. И абсолютный слух.

— Находясь на репетиции, заметила очень большую возрастную разницу артистов...

— Да, возрастной диапазон наших участников пятнадцать — шестьдесят лет.

— Много ли в коллективе супружеских пар?

— Достаточно. Мы же постоянно на гастролях, а скелет наш — молодежь... Природа своего требует. Радуемся, когда у наших солистов все складывается. Хотя, конечно, случаются и разводы. Жизнь есть жизнь.

— Как подбираете артистов?

— Они попадают к нам по-разному. Кто-то — по окончании консерватории. Кого-то берем из самодеятельности. Некоторые приезжают на прослушивание и остаются в коллективе. Например, полгода тому назад, находясь на гастролях в Хмельницком, мы взяли на работу близняшек Колесниченко, которые пришли на прослушивание. И сразу же девочки поехали с нами.

— Расскажите, пожалуйста, о школе-студии при хоре.

— Это школа искусств, основанная двадцать лет тому назад. Поначалу там учились тридцать детей. Сейчас — свыше шестисот. Они получают общее образование, кроме того, углубленно изучают музыку, пение, хореографию, изобразительное искусство. Берем детей с шестилетнего возраста. А в школьном хоре поют и четырех-, и пятилетние.

— Как к коллективу относится государство?

— Нас очень поддерживает губернатор Краснодарского края. Дает надбавки к зарплате. Обеспечивает комфортабельными (с телевизорами и кондиционерами) автобусами на гастрольные туры. Это для нас очень важно, ведь мы переезжаем с места на место выступлений только на автобусах. Несомненно, хотелось бы большего внимания. Но и жаловаться грех. Вот, например, недавно мы выступали в Кремлевском дворце в Москве, и это выступление спонсировала Краснодарская администрация, за что мы ей очень признательны. Хотя если копнуть глубже, то при социализме жить было легче. Сегодня многое зависит от администраторов и менеджеров. Но нам и с этим повезло. В частности, у нас очень хороший, толковый директор — Анатолий Арефьев. На его плечах — вся стратегия и тактика нашей гастрольной деятельности.

Как можете одним предложением охарактеризовать свою жизнь?

— Она сложилась. И это промысел Божий.

Досье «ЗН»

Виктор Гаврилович Заха­рченко родился 22 марта 1938 года на Кубани. По окончании консерватории работал хормейстером Государственного сибирского народного хора в Новосибирске. В 1974-м возглавил Кубанский казачий хор. Уже со следующего года коллектив участвует и побеждает в многочисленных конкурсах народных хоров как в СССР, так и за его пределами. В 1990 году Кубанский казачий хор становится лауреатом Государственной премии Украины им. Тараса Шевченко. В 1993-м коллективу присваивают почетное звание академического. В 1995 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий ІІ благословил хор петь на богослужениях в храмах.