Оглядываюсь вокруг посреди спального района Гамбурга. Улицы затянуло вечерним туманом, погасившим все звуки и спрятавшим силуэты. На улице только я и фонари. Позади остались перелет из Киева в Берлин, автобусные пересадки, немецкая железная дорога и гамбургское метро. Так и хочется рухнуть на первую скамейку и не шевелиться... Вдруг из тумана выныривает добрая фрау с собачкой. Выслушав и подбодрив, она принимается искать нужную мне улицу. Женщина заглядывает в каждый переулок, пока наконец не находим нужный. Я счастлива, благодарю и ровно в полночь звоню в квартиру семьи, которая предоставит мне кров на ближайшие две недели. Жду, что выйдет седая госпожа в компании стаи котов. Но дверь открывает эксцентричная рыжая женщина с длинной сигаретой: Willkommen in Hamburg, Liebe!
Гамбург еще не раз превосходил мои ожидания...
Спальный район Отмаршен уже не кажется таким зловещим, как накануне вечером. Наоборот — он походит скорее на мечту для человека, спустившегося с двенадцатого этажа, скажем, Позняков. Все дома не выше трех этажей, возле каждого — зеленая лужайка и небольшая детская площадка. Буйно цветут магнолии, бросаются шишками высокие сосны, а кусты, которые тут вместо заборов, держат ветвями свежую газету.
Нужно ехать в центр города, но моя хозяйка не может объяснить мне городскую транспортную систему — она ездит на авто или на велосипеде, когда нужно сэкономить на горючем. Приходится возле автомата, выдающего билеты на городской поезд (S—Bahn), изучать все премудрости, измерять расстояния и считать деньги. К счастью, какая-то незнакомка нашла нужное мне и нажала на печать. И — ни тебе раздражения, ни облегченного вздоха очереди, все мирно и с пониманием улыбались.
На станциях метро (U-Bahn) и городского поезда нет ни дежурных, ни полиции. Постепенно привыкаешь к предупреждениям, расклеенным в вагонах: безбилетный проезд наказывается не только штрафом, но и занесением в черный список. Но один раз в вагоне таки появляются трое коренастых мужчин в форме и под руки выводят растерянных «зайцев». И пойманным не позавидуешь.
...Андреа из Италии, Столе из Норвегии, Занне из Дании, Росио и Мерсе из Испании, Клифорд из Великобритании, Фабрицио из Эквадора, Оля из Москвы и Ясико из Японии — знакомлюсь со своей группой на языковых курсах в Гете-институте. Нико, рафинированный немецкий интеллигент в очках, учит нас преодолевать — каждого свой — акцент и правильно произносить немецкие звуки. Он восторженно рассказывает о красоте и мощи города. Чтобы мы быстрее привыкли к Гамбургу, Нико предлагает попробовать особые местные блюда matje и alsterwasser, субботним вечером прогуляться по знаменитой улице разврата Reeparbahn, заглянуть на ярмарку в Dom, посетить амбициозные здешние музеи, оценить ландшафтный дизайн парка Plantеn un Blomen... Но прежде всего — нанять баркас и не спеша поплавать по всем каналам портового города: Гамбург расположен на обоих берегах Эльбы, именно там, где в нее впадают реки Альстер и Билле.
Мatje мы решили съесть в одном из портовых кафе. Под загадочным французским названием скрывался обычный бутерброд с селедкой и луком. Тут же приспичило чего-нибудь выпить. Заказав alsterwasser, получила пиво со... спрайтом. На вид напиток был таким же мутным, как вода в речке Альстер. На вкус — просто позор...
— У здешних людей ничего святого! — негодует итальянец Андреа, осматривая центральные улицы города, под завязку забитые многоэтажными бутиками. Даже немногочисленные старинные домики, уцелевшие после Второй мировой войны, оккупировали апологеты фаст-фудов и одежды. Центр города кажется холодным и неуютным — тут почти нет деревьев. Коренных жителей практически не видно, чаще попадаются обвешанные покупками модницы-туристки. Им вслед печально глядит с постамента Генрих Гейне. Славный поэт, оперев тяжелую голову на руку, углубился в раздумья. Сложно придумать более неподходящее место для памятника мыслителю, чем площадь перед Ратушей в самом центре города... Гейне, кажется, солидарен с нами.
Среди засилья торговых центров и рекламных вывесок не сразу найдешь вход в театр Талиа. Это — один из известнейших независимых театров Гамбурга. Небольшой уютный зал полностью заполнен. Сегодня дают «Трамвай желаний» Теннеси Уильямса.
Зрители хлюпают носами, мои соседи вытирают мокрые глаза. Спектакль настолько трогателен, что поглощает полностью и всех. Выйдя на воздух, видим, что Гамбург абсолютно изменился. Стал каким-то тихим и задумчивым. Близким. Зажег огни, спрятал где-то всех туристов, закрыл магазины. Метро зевает одинокими лицами пассажиров. За темным мокрым стеклом вагона мерещится трагический образ Бланш, которая так и не смогла пережить крах своего счастья...
В жизни не видела очередей в музеи! И дело не в том, что день субботний и улицу щедро поливает дождь. На входе в Музей искусства гамбуржцы и гости города складывают зонты и становятся в кассу за билетом на выставку «Королевские погребения скифов».
В традиции города устраивать выставки с размахом. В Гамбурге свыше 50 музеев. И каждый стремится организовать свое амбициозное событие. Для выставки в Музее искусства собрали около тысячи экспонатов из 17 музеев мира. Сверкают за стеклом предметы быта скифов, захороненные в евразийских степях и найденные археологами на протяжении двух веков. Золотые всадники целятся копьями в невиданных зверей, на женском гребешке совершаются отчаянные военные баталии, грифон с телом льва спустился на золотую пектораль, врос копытами в жезл золотой скифский олень, лезут вверх по деревянным ножкам стола четыре тигра...
Посетители так и застывают перед экспонатами. Заставить себя отойти действительно тяжело. Ты словно вдыхаешь то время, когда каждую вещь создавали руками и с любовью. Со скифами нас разделяют тысячелетия, но каждая мелочь — украшение для плаща воина, серебряный кубок с Пегасом, даже простой кувшин с зерном — до сих пор излучает энергию степей...
Раздвигая черные шторы, попадаю в комнату-холодильник. Детям до 16 лет вход сюда разрешен только под присмотром родителей. Здесь, за марлевой шторой, хранится гордость интернациональной команды археологов — мумия скифа. Ее нашли во льду, неспокойную, с поджатыми ногами, стиснутыми в кулаки руками... Лед сохранил не только кости, но и кожу с цветными татуировками. От этого жуткого и вместе с тем увлекательного зрелища глаз не отвести.
...Как только городской поезд тормозит на станции Reeparbahn, бросаются в глаза красные таблички: выход с оружием запрещен. Это касается всех, кто прячет в кармане газовый баллончик, носит в сумочке пистолет или держит за спиной бейсбольную биту. Сегодня посещение знаменитого района разврата считается вполне безопасным. Но еще совсем недавно здесь устраивали разборки криминальные группировки.
Вряд ли кто-то рискнет гулять тут в одиночку после 21.00. Сама станция остановки поезда уже напоминает дьявольский карнавал. Пятеро огромных полисменов толкают двух подозреваемых в краже мобильного телефона. В двух шагах продает порнографическую литературу лукавый бородач. Разлегся и храпит на скамейке пьяный панк. Безразлично курят сигареты измученные проститутки. Вот поезд привез новую порцию китайских туристов, фиксирующих все на маленькие розовые камеры. Они поднимаются по лестнице, за ними — карлик и парочка трансвеститов.
Какую-то минуту еще сомневаемся, хотим ли выйти на улицу, но любопытство побеждает, и уже через мгновенье мы идем по Reeparbahn.
Народу здесь — полно! (Наконец становится понятно, куда пропадают из центра города все туристы.) По району гуляют компании людей в деловых костюмах, старшеклассницы в белых гольфах и даже семейные пары с маленькими детьми. А в это же время на столах многочисленных баров танцуют стриптизерши, приглашают на сеанс тематические кинозалы, секс-шопы напоминают трехэтажные супермаркеты, куда люди заходят просто так, на экскурсию. На центральном бульваре расположился блошиный рынок. Дуэт немецких певцов в черных смокингах поет хиты минувших лет. Многочисленные почитатели, подпевая музыкантам, устроили импровизированную танцплощадку.
Но мы знаем, что где-то улицею выше, за красными воротами, Reeparbahn прячет свою изюминку — девушек в витринах. Найти эту улицу несложно, она через дорогу от... полицейского отделения. Из окон выглядывают на проституток гамбургские полисмены, но что поделаешь — проституция тут легализирована. Местные смирились с активностью улицы разврата, поскольку она существует чуть ли не с самого основания в Х в. крепости Гаммамбург Карлом Великим. С развитием торговли все больше купцов и моряков охотно останавливались в Гамбурге не только для работы, но и отдыха.
Так же, как и много лет назад, здесь мерзнут проститутки с макияжем, напоминающим карнавальные маски. Они не носят эксцентричной одежды — только кошелек на талии. Выставка девушек заканчивается перед красными воротами. На них выведено печатными буквами: «Вход только для мужчин!». Две туристки проскочили мимо дежурных и уже за воротами натолкнулись на свист и возмущение. На выходе одна из проституток швыряет в чересчур любопытных дам пластиковый стаканчик...
Вода многое расскажет о характере людей, живущих на побережьях. Каждый раз, отправляясь в новое место, ищу выход к океанам, морям, рекам, водопадам, каналам, любым другим водоемам. Это всегда увлекательная встреча. На этот раз искала выход к Эльбе.
Села на городской поезд и доехала до конечной — района Blankenesse. Когда-то Гамбург состоял из отдельных хуторков и поселков, разъединенных болотами, реками и озерцами. Таким он и остался — очень разным. Проводя все время в центре города, никогда не составишь о нем полного впечатления.
А Blankenesse — это что-то удивительное. Небольшой город в городе — уютный уголок, не задетый глобалистами и проститутками. Уютная церковь, мини-пекарни, зеленые ухоженные парки. Вот и знаменитый квартал лестниц. Мне рассказали, что когда-то на склонах реки строили свои хижины местные рыбаки. Теперь в большинстве модерновых домов, смотрящих на Эльбу, живут богатые гамбуржцы.
Прыг да скок — 4800 ступенек ведут вниз к реке. С холма видно, как она греется под вечерними лучами скупого северного солнца. Медленная, задумчивая Эльба. Одинокая фигура незнакомца, несколько парусников на горизонте... Оглянулась на дома, что расселись по склонам, и позавидовала всем тем, кто видит эту красоту каждый день...
Когда возвращалась по ступенькам вверх, во многих домиках зажгли свет. В чужих окнах увидела юношу, игравшего на скрипке, пожилого господина с книгой в кресле под торшером, маленькую художницу, рисовавшую радугу, молодого человека, который, жестикулируя исписанными листами, тренировал какую-то речь, на его окне мурлыкал кот... Кажется, теперь я знаю, кто живет над Эльбой.