UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО УЦЕЛЕЕТ ПОСЛЕ НОКАУТА

Конечно, предполагалось, что чемпионат мира ФИДЕ среди мужчин 1997-1998 годов в Гронингене с суперфиналом в Лозанне, в который сразу был выведен Анатолий Карпов, даст множество неожиданностей...

Автор: Владимир Васильев

Конечно, предполагалось, что чемпионат мира ФИДЕ среди мужчин 1997-1998 годов в Гронингене с суперфиналом в Лозанне, в который сразу был выведен Анатолий Карпов, даст множество неожиданностей. Скажем, известный арбитр и тренер, международный мастер Анатолий Быховский на страницах «Спорт-экспресса» сделал такое предсказание:

- На 80 процентов победит Карпов. Мне кажется, что до него дойдет вообще случайный шахматист, которого нет среди фаворитов. Но кто бы ни дошел, у него после таких сверхнагрузок будет очень мало шансов в матче с Карповым.

Сейчас, когда известны уже участники полуфинала - индиец Вишванатан Ананд сыграет с Борисом Гельфандом из Белоруссии, а другую пару составят англичане Найджел Шорт и Майкл Адамс - ясно, что «случайного» человека в суперфинале не будет. Ананд и Гельфанд фигурировали в прогнозах еще до начала чемпионата, а Шорт и Адамс никак не относятся к категории «чайников». Однако вряд ли в четвертьфинале предполагалось присутствие голландца Джона Ван дер Виля, у которого выиграл Адамс, и поляка Михаила Красенкова, побежденного Шортом.

Напомним, что жертвами «нокаут-системы» стали все три украинских шахматиста, выбывших в первом раунде, - Василий Иванчук, Константин Лернер и Владимир Маланюк. Разумеется, меньше всего прогнозировался проигрыш Иванчука американцу Ясеру Сейравану - шахматисту известному, но которого никто и никогда не считал претендентом на мировое первенство, как нашего Василия. Маланюк уступил марокканцу Хишему Хадучи, а Лернер - литовцу Эдуардасу Розенталису.

И все же нашелся человек, который неудачу Иванчука прогнозировал или даже провоцировал, - тренер Гарри Каспарова Александр Никитин. Он заявил на страницах «Спорт-экспресса» буквально следующее: «Иванчук может выиграть какой-нибудь следующий супертурнир - предположим, в Линаресе. Но первенство мира? Нет, я думаю, Василий завалит его. А вообще результат соревнований в Гронингене совершенно непредсказуем. Чемпионат может закончиться, на мой взгляд, или трагично, или комедийно».

Интересные высказывания на Радио Свобода после четвертьфиналов сделал бывший советский гроссмейстер Геннадий Сосонко: «Качество партий чемпионата с чисто шахматной точки зрения оценить трудно. Слишком велика ставка в игре, и соперники волнуются, как мне кажется, настолько, что следят больше за результатом. Напряжение настолько высоко, что здесь не до качества. Мне кажется, что наилучшие шансы на встречу с Карповым в суперфинале у Ананда, который спас проигранный матч с Халифманом и крайне сомнительный - с венгром Алмаши. Ананд настолько сильный шахматист, что пора неудач и невезения должна у него где-то кончиться и класс должен сказаться. Мне кажется, что Ананд будет и самым неприятным соперником для Карпова. Ну, может, кто-то из молодых, может, Адамс».

- Где теперь Карпов и тренируется ли он перед своим матчем в Лозанне?

- Карпов уже дней десять находится на Канарских островах вместе со своим постоянным секундантом Михаилом Подгайцем и тренером по физической подготовке Валерием Крыловым, с которым работал еще двадцать лет назад во время своего первого матча с Корчным. Анатолий Евгеньевич человек суеверный и он помнит, что три года назад выиграл блестяще турнир в Линаресе после двухнедельной подготовки на Канарских островах. С другой стороны, не забудем, что в прошлом году в декабре Карпов сыграл неудачно после подготовки на тех же Канарских островах. Во всяком случае, он готовится к матчу именно в Лас-Пальмасе. Пикантность этой подготовки состоит в том, что к матчу-то он готовится, но не знает фамилии своего будущего соперника. Поэтому подготовка идет не конкретная, а более расплывчатая - шахматная и физическая.

Напомним регламент чемпионата мира. В первом туре играли 68 участников с наименьшим рейтингом. К 34 победителям первого тура подключились 28 шахматистов с высшим рейтингом. Кроме Карпова какую-то привилегию имел только Борис Гельфанд, как участник предыдущего цикла чемпионата мира ФИДЕ - он начал соревнования с третьего тура. В первом туре «нокаут-система», или «плей-офф», состояла из двух партий, и таким образом играли до 6-го тура включительно, в седьмом туре матч состоял из четырех партий, в восьмом - из шести. Все микроматчи игрались с контролем времени 100 минут на первые сорок ходов и 50 минут - на 20 последующих ходов. Далее давалось 10 минут с добавлением 30 секунд за каждый ход. В случае равенства на первом этапе проводились дополнительно две партии по «быстрым» шахматам с контролем по 25 минут каждому. На следующих этапах в случае равенства после «быстрых» шахмат играли еще две партии по 15 минут, а потом - до первой победы, при этом имеющий белые фигуры имел четыре минуты, а черные - 5 минут и по 10 секунд плюс после каждого хода.

Общий призовой фонд чемпионата - 5 миллионов долларов. Проигравший в первом раунде получал 6 тысяч, а чемпион - 1 миллион 370 тысяч долларов.

Матч Карпова с победителем турнира в Гронингене пройдет в Лозанне с 1 по 8 января 1998 года. В финал турнира в Гронингене вышли Ананд и Адамс.