UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО ТАКОЙ ТОДДЛЕР И КАК С НИМ СПРАВЛЯТЬСЯ

«Переходный возраст» номер один В англоязычных странах для детей в возрасте от одного до трех лет ...

Автор: Светлана Сененко

«Переходный возраст» номер один

В англоязычных странах для детей в возрасте от одного до трех лет существует отдельное название — тоддлер (toddler), и данный лингвистический факт отражает очень глубокий психологический смысл. Именно в этом возрасте ребенок начинает ходить (отсюда наш неофициальный термин «ходунок» для таких детей), говорить, а главное — языком психологов — обретает собственную социальную и эмоциональную идентичность.

По утверждению австралийской писательницы Робин Баркер, автора книги «Могучий тоддлер», возраст от одного до трех лет — не менее бунтарский период в развитии ребенка, чем знаменитый подростковый «переходный возраст». Обе эти стадии характеризуются тем, что в подрастающем человеке исподволь возникает внутренняя жизненная сила, побуждающая его отталкиваться от родителей. И в том и в другом случае цель — независимость. И если подросток стремится перестать быть «ребенком», то малыш-тоддлер стремится перестать быть «младенцем».

Так же, как и подросток, тоддлер становится все более уверенным в своих собственных силах, при том что он все еще очень нуждается в родительской любви и защите. Он страстно хочет выйти из-под родительской опеки и одновременно испытывает панический страх, если ему кажется, что эта опека и впрямь исчезла.

Ребенок, вступивший в возраст тоддлера, дает родителям множество поводов для радости и гордости. И вместе с тем перемены, происходящие в этот первый переходный возраст, настолько кардинальны, что не могут проходить гладко, не возбуждая смешанных, не всегда лишь приятных чувств и эмоций у многих родителей.

Прекрасный новый мир

Уходя из младенчества, ребенок вступает в возраст бесконечных приключений. Именно в этот период развития дети совершают первые поразительные открытия и впервые осознают свою власть над вещами. Попробуйте представить себя на минуту малышом и посмотрите на типичное «кухонное происшествие» его глазами. Чашка с молоком стояла на столе, а после неосторожного движения руки полетела вниз, на пол, и вот она уже вовсе не чашка, а множество кусочков разной величины и формы, лежащих в молочной лужице... Потрясающе! Такая неожиданно открывшаяся картина одновременно и возбуждает, и пугает ребенка.

Для него все вокруг полно тайны и новизны. Кухонные шкафчики набиты интереснейшими штуковинами, кнопки и рычажки на телевизоре служат магическими инструментами, сток в ванне, куда, закручиваясь, стекает вода, просто завораживает... И поскольку тоддлеры еще не слишком отдалились от младенческого возраста, им все надо потрогать, понюхать и попробовать на вкус. При этом они не испытывают ни малейшей склонности к изучению «сухих» наук, включая, например, премудрость пользования горшком, зато их очень интересует содержимое горшка, и это вполне нормально.

Тоддлеры — свободные натуры, жизненный девиз которых вполне гедонистский: делать все, что приятно и интересно. В этот период жизни в ребенке зарождаются стремление к творчеству, воображение, любопытство. И если он делает что-то плохо, то вовсе не потому, что он плохой.

Маленький «преступник»

Австралийская писательница Робин Баркер в книге «Могучий тоддлер» приводит список нелестных характеристик, которыми родители описывают поведение своих чад, вступивших в возраст тоддлерства:

— привлекает к себе внимание самыми неприятными способами: закатывает истерики, хнычет...

— жадный: не хочет делиться, злоупотребляет словом «мое»...

— агрессивный: кусается, толкается, тянет за волосы...

— асоциальный: слишком стеснительный или слишком замкнутый; не хочет играть с другими детьми; дерется; отказывается поцеловать бабушку...

— имеет несносные привычки: ковыряется в носу, кусает ногти, не вынимает соски изо рта...

— склонен к навязчивым состояниям: требует рассказывать одну и ту же сказку каждый вечер; никогда не заснет без своего любимого зайца...

— никакого здравого смысла: хочет бегать босиком по снегу; требует пальто в жару; ест окурки и песок...

— не понимает очевидной опасности: хватается за горячую плиту, пьет жидкость для мытья посуды, режет ножницами электрический шнур...

— испытывает непреодолимые трудности, сталкиваясь с новым или чужим: бунтует против появления маленького братика или сестрички; отказывается идти в ясли; в штыки принимает няню...

— переменчивое настроение: только что заходился в восторге, а вот уже безутешно рыдает...

— безосновательная боязнь: собак, парикмахера, манекена в витрине, темноты...

— отсутствие концентрации внимания: не может спокойно слушать читаемую книжку дольше двух минут; привели его в зоопарк, а он заскучал и закапризничал уже через полчаса...

— коротая память: не помнит, что дверью можно прищемить палец, как уже не раз случалось...

— никакого уважения к чужой собственности: рвет книги; ковыряет стены; стучит молотком по мебели...

И так далее и тому подобное... Если бы хоть часть этих качеств была свойственна взрослому человеку, мы бы говорили о его серьезных психических проблемах.

Что касается тоддлеров — для них все это более или менее естественно. Непонятно только, почему тоддлеры ведут себя так, и что делать с ними взрослым...

Блеск и нищета слова «нельзя»

Объективные наблюдения, проведенные психологами, подтверждают, что если на младенца мама излучает в основном нежность и одобрение, то по отношению к тоддлеру ее излучение составляют главным образом инструкции и запреты. Безусловно, многие «нельзя», обращенные к ребенку, нужны для его же собственной безопасности. Кроме того, эти неизбежные «нельзя» важны для социализации тоддлера, то бишь усвоения им, что такое хорошо и что такое плохо.

Однако если со словом «нельзя» переборщить, оно вскоре превращается для ребенка в пустой звук. Поэтому очень важно как можно больше ограничить круг того, что вашему ребенку на самом деле нельзя. Американский психолог Кеннет Кондрелл, заслуживший своей двадцатилетней практикой шутливое звание «профессор по родительству», предлагает решение: сделайте ваш дом местом, где «ходунку» вольготно. Уберите стиральные и моющие средства в недоступные для него места, спрячьте фарфоровые статуэтки и хрустальные вазы в запирающиеся шкафы, поставьте заглушки на незанятые электрические розетки, покройте острые углы мебели пенопластом... Чем более тоддлерозащитен ваш дом, тем счастливее ваш малыш и вы сами.

Нередкая ситуация с ребенком: вы его за что-то ругаете, а он в ответ улыбается. Не впадайте в типичную ошибку и не принимайте эту улыбку за наглость. Зачастую он улыбается потому, что уверен: вы играете с ним в такую игру. Не стоит шлепать или запирать его одного в комнате за проказы: это не только жестоко, но и бессмысленно. С другой стороны, не следует смеяться над поведением, которое вы хотели бы устранить или скорректировать. И не надо малышу угрожать, особенно если на самом деле вы не собираетесь приводить свои угрозы в исполнение.

Трансформация стыда, зарождение совести и сочувствия

У раннего тоддлера еще не развита совесть, поэтому ваше «нельзя» может действовать, только пока вы стоите над душой: стоит вам исчезнуть из виду, как он немедленно принимается за свое. Однако примерно в 14 месяцев малыши впервые начинают испытывать стыд, столкнувшись с острой негативной реакцией родителей.

...Мама возвращается в комнату, где на минуточку оставила дочку одну, и видит, что та старательно разрисовывает стенку красным фломастером. «Что же ты наделала?!.. Этого делать нельзя!» — вполне естественная мамина реакция. Дочка опускает голову и готовится заплакать. Тут маму озаряет: обои-то моющиеся! И вот вместо лекции о том, что фломастеры предназначены исключительно для рисования на бумаге, мама обнимает хлюпающую носом дочь и предлагает новое занятие: мыть стенку. Главное — организовать его не в форме наказания (испачкала — теперь мой сама!), а в форме приключения (давай-ка сделаем стенку чистой, хочешь?).

Как утверждают современные американские психологи, в частности профессор Калифорнийского университета Алан Шор, переживание малышом кратковременного стыда с предложенным взрослым выходом из него играет важную роль в развитии эмоциональной сферы и чувствительности растущей личности. А вот форсирование и затягивание стыда может нанести вред: вместо желаемой сознательности в ребенке будет развиваться эмоциональный уход в себя, раздражительность и даже склонность к насилию.

Вспомните, как вы, взрослый человек, реагируете, когда что-то или кто-то приводит вас в замешательство? Пусть вы и в самом деле трижды виноваты и готовы принести свои извинения, но если источник того, что вызвало ваше смущение, слишком долго давит на психику, не начинаете ли вы испытывать желание ускользнуть или даже взбунтоваться? Так же и тоддлер — хоть и крохотный, но человечек...