UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО СКАЗАЛ: «КИНА НЕ БУДЕТ»? КИНО ЕСТЬ !

Пройдет еще немного времени — и только на снимках наших сел и городов начала 90-х можно будет увидеть учреждения, которых уже нет и в помине...

Автор: Светлана Кабачинская

Пройдет еще немного времени — и только на снимках наших сел и городов начала 90-х можно будет увидеть учреждения, которых уже нет и в помине. Среди них, как ни странно, и кинотеатры. Они почему-то исчезли — вместе с лозунгами «Искусство принадлежит народу» и «Кино — самое важное из всех искусств». На фоне Ивано-Франковска или Львова, где практически все кинотеатры превращены в культурно-художественные, концертные, молодежные центры, 250-тысячный Хмельницкий выглядит просто-таки киногигантом: в нем по сей день работают аж два кинотеатра. Да и сама Хмельницкая область остается в Украине одной из немногих, где сохранилась киносеть — даже в сельской местности. Чему, за счет чего и благодаря кому — об этом мы разговариваем с генеральным директором областной фирмы «Киновидеопрокат» В.Поддубняком.

— «Кина не будет — киношник пьяный, кинюшня развалилась». Эта веселая шутка эсэсэровской поры стала печальной реальностью наших дней. Украина, получив независимость, почему-то почти сразу вслед за этим потеряла наиболее структурированную в Европе — 22,5 тысячи кинотеатров и киноустановок — систему кинопроката. Судя по тому, что в некоторых селах десятилетние дети никогда на видели белого киноэкрана, наша область тоже внесла свой вклад в этот процесс. Почему так произошло, Василий Арсентьевич? Были ли какие-либо попытки предотвратить это?

— Не буду оригинальным, если скажу: все познается в сравнении. Если сравнивать ту киносеть, что мы имеем сегодня (662 сельские киноустановки, 24 городских кинотеатра и 12 киноустановок в военных частях и учреждениях МВД), с тем, что было у нас десять лет назад — наиболее развитой в Украине сетью кинофикации, только в селах — 1222 киноустановки, — то остается только грустно вздохнуть и назвать причины. А они такие же, как и везде: размежевание собственности на государственную, городскую, областную, в результате чего кинотеатры в городах начали перепрофилироваться, а сельские киноустановки, которые и в самые лучшие времена требовали дотаций — повсеместно исчезать как явление вообще. Катастрофическое обнищание населения: когда людям приходится выбирать между булкой хлеба и походом в кинотеатр — альтернативы не возникает. Невиданное ранее развитие телевидения, его кинопредложение и возможности выбора, соперничать с которыми не может ни один кинотеатр. В конце концов, бесконечные повышения платы за энергоносители, топливо и т.д., вследствие чего кинопоказ стал резко терять в комфортности: попробуйте зимой просидеть полтора часа в холодном зале. Это все и еще великое множество мелких проблем поставили киносеть на грань выживания.

Но, с другой стороны, на Хмельнитчине по сравнению с другими областями дела намного лучше. Да, количество «киноточек» уменьшилось почти вдвое. Но материально-техническая база сохранилась, и мы постарались максимально использовать ее — в новых условиях и значительно меньшими силами. Один киномеханик, и всего-навсего на полставки, обслуживает как минимум два села. Да, тяжело, но другого выхода нет. Чтобы сохранить киносеть в области, дружим с местными властями. Я убежден, что без ее помощи мы бы не выжили. Областной совет, облгосадминистрация все эти годы шли нам навстречу: и средствами из бюджета, и — очень редко, но все же — льготами в оплате за свет и тепло, и просто пониманием, добрым словом, поддержкой.

— Ранее в области существовали облуправления кинофикации и областная контора «Кинопрокат». Со временем на их базе появилась ваша фирма «Киновидеопрокат», принадлежащая областной коммунальной собственности. Она расположена в одном помещении с кинотеатром «Планета», который тоже странным образом остался в областной собственности, а не отошел городу и не разделил судьбу других хмельницких кинотеатров, которые превратились в центры чего угодно, только не кино. Как это вам удалось? И что вы думаете о городах без кинотеатров?

— Да, в Хмельницком из семи бывших кинотеатров «по профилю» сегодня работает лишь кинотеатр имени Шевченко. Его спасли три вещи: то, что он расположен в самом центре города (следовательно, привлекательный для арендаторов и выгодный для кинопрокатчиков), был оснащен самой современной киноаппаратурой, и то, что им руководит Наталья Романюк — человек очень опытный и преданный кино. И, думаю, сила привычки тоже влияет: это старейший в городе кинотеатр, на днях отмечали его 60-летие.

А нашу «Планету» спасла ее уникальность. Это едва ли не единственный в Украине детский кинотеатр, поэтому он и остался в областной коммунальной собственности. Близкое соседство с руководством, то есть с фирмой «Киновидеопрокат», содействовало преобразованию этого кинотеатра в первый в нашем государстве центр отечественного искусства и новых форм кинопоказа.

— Это по названию или по сути?

— А название и отвечает сути. Я глубоко уверен — а сентябрьский указ Президента Украины об основных направлениях развития кинематографии в нашем государстве подтвердил эту уверенность на государственном, так сказать, уровне, — что такой массовый вид искусства, как кино, должен быть частью государственной политики — в области языка, культуры, национальной самоидентификации граждан, в конце концов.

Ведь зритель воспитывается с колыбели. В нашем фильмофонде сегодня 4326 названий, из них 816 — для детей. Цена детского билета в «Планете» самая низкая в Украине — 1 гривня. Плюс льготная цена для того, кто сопровождает малыша. Каждое воскресенье демонстрируются детские киносеансы. А еще — фильмы отечественных киностудий, осуществляется бесплатный кинопоказ для детей-сирот, людей преклонного возраста, солдат срочной службы. Для ветеранов накануне мы показали цикл «Освобождение» — все четыре фильма, и тоже бесплатно. Хоть это не покрывается никакими льготами из местного бюджета — мы вообще не имеем никаких льгот, зато исправно платим все налоги, все коммунальные платежи. Мы осознаем, что людям необходимо предоставлять возможность общаться с киноэкраном. Раз пришел человек бесплатно — когда-нибудь выделит гривню из пенсии —приведет внука. Ребенку понравится (а в кинотеатре все создается для этого — и обстановка, и игровые автоматы, и отношение, и тепло, и чисто, даже пол специальными средствами моется, — думаете, легко этого ныне придерживаться?) — в следующий раз уже потянет сюда за рукав отца с мамой. А потом и самостоятельно будет ходить.

— И у вас настолько разнообразный кинорепертуар, что будет оказывать содействие его развитию, обогащению, нормальному воспитанию, в конце концов?

— Это было бы идеально, но так не бывает. Нынешний репертуар наш далек от желаемого. Все, что в наших силах, мы делаем для его расширения и разнообразия. Имеем, например, 363 фильма украинских киностудий. Конечно, не все из них шедевры, как, скажем, «Белая птица с черной отметиной» или «Тени забытых предков», и даже не все можно назвать украинскими по сути, по духу, — и все-таки это отечественный кинопродукт. Можем проиллюстрировать кинолентами десятки классических произведений украинской, российской, мировой литературы. Школьники в нашем кинотеатре не то что частые — постоянные гости. Есть у нас и 400 мультфильмов — это создает широкие возможности для, так сказать, первого знакомства с совсем еще маленьким зрителем.

— Вы предлагаете зрителям то, что предлагают вам прокатные компании, стараетесь анализировать их отношение к кинолентам и уже на основании этого — формировать текущий кинорепертуар?

— Сегодняшняя кинопрокатная политика очень непроста. Мы стараемся найти «золотую середину» между кассой и душой — простите за такое определение. То есть думаем, как заработать, и в то же время ищем возможности демонстрировать хорошие фильмы. Совместить эти две вещи, скажу вам честно, ныне очень тяжело. Не каждый день и даже не каждый год появляются «Титаники» или «Огнем и мечом». Об отечественных лентах я уже и не вспоминаю — их просто нет. Так вот, мы выбираем из того, что есть, лучшее. Конечно, учитываем вкусы зрителя — не делаем поблажку им, а именно учитываем. И видим, что волна любопытства к боевикам явно проходит. Становятся популярными мелодрамы — те же когда-то осуждаемые индийские фильмы, например. Эта тенденция, кстати, характерна как для городов, так и для сел.

О кинообслуживании в селах хочу сказать отдельно. Если бы мы отпустили его в «свободное плавание», оно бы погибло на Хмельнитчине так же, как в других областях. Ведь оно абсолютно убыточно. Мы несем урон и на киновыдачах; фильмокопия стоит 52 гривни 29 копеек, а в районы мы отдаем ее за 4—6,7 гривни. Доставляем бесплатно, запчасти к киноаппаратуре продаем за полцены. Убытки покрываем за счет городских кинотеатров: аренда, реклама и тому подобное. Плюс видео. У нас одна из очень немногих в Украине областей, где в этом деле налажен учет и контроль. Вот так по копейкам собираем (ибо кино — это сугубо добровольное дело, насильно зрителя в кинозал не приведешь) — и что-то имеем.

— Откуда же все-таки имеете больше, чем другие области? Чего ради держите на себе бремя сельского кинообслуживания, от чего другие просто отказались? Ведь, вероятно, намного легче было бы ограничиться только городскими кинотеатрами?

— Здесь, вероятно, играет роль тот самый субъективный фактор. Я 38 лет в кино: начинал в 61-м мотористом кинопередвижки в районе. Очень хорошо помню, чем тогда было кино для села. Праздником — без преувеличения. Сегодня совсем другие времена, почти у всех есть телевизор, но оставить село без киносеанса, как по мне, настоящее преступление. Другое дело — определить оптимальное количество киносеансов, учесть сезонные особенности, интерес к отдельным лентам. Мы поставили целью демонстрировать в селах не меньше четырех киносеансов в месяц. Если хоть немного нас поддержат финансово — это обязательно будет.

Должен сказать, что в это сложное время кинотеатры закрылись почти во всех районных центрах. Нам пришлось почти все начинать сначала. Когда в Шепетовке, например, после перерыва в несколько лет (!) снова начали «крутить кино», то несколько недель подряд невозможно было достать билет. Так что я убежден: трудные времена пройдут, и кино снова возродится. Уже сегодня есть первые признаки этого: за 9 месяцев 2000 года количество кинозрителей возросло по сравнению с минувшим годом на 72 тысячи. Это, между прочим, вдвое больше, чем в среднем по Украине.