UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО СЕЕТ ШИПЫ, СОБИРАЕТ УКОЛЫ, или КАК РОЖДАЕТСЯ РАВНОДУШИЕ?

или Как рождается равнодушие? Недавно знакомая рассказала мне жуткий случай: взрослый сын до полусмерти избил пожилых родителей и запер в соседней комнате...

Автор: Татьяна Галковская

или Как рождается равнодушие?

Недавно знакомая рассказала мне жуткий случай: взрослый сын до полусмерти избил пожилых родителей и запер в соседней комнате. Больше недели они мучились и, не дождавшись помощи, умерли. Вся «вина» стариков состояла лишь в том, что они не смогли дать «ребенку» денег на какую-то очередную обнову.

Поразила же меня в этой истории не жестокость юного существа, а то равнодушие, с которым он слушал стоны и мольбы о помощи единственных близких ему на земле людей. Когда, на каком этапе жизни человека оно рождается?

...Бабушка вешает постиранное белье и просит внучку принести из ванной прищепки.

- Сейчас, подожди немножко, - отвечает девочка. Когда же через некоторое время бабушка напоминает ей о своей просьбе, та недовольно замечает:

- Я думала, ты сама уже взяла.

Все упреки и угрозы в данном случае уже бессильны и опоздали как минимум на пару лет. Не исключено, что начиналось все так.

...Выходной день. Мама накрывает стол к завтраку. Пятилетняя Валя сидит рядом и смотрит на мамины приготовления.

- Мамочка, можно я тебе помогу?

- Я и без тебя справлюсь.

- Ну пожалуйста.

- Хорошо, поставь на стол тарелки.

Девочка осторожно берет из шкафа тарелки и расставляет их на столе. Вдруг, неловко повернувшись, одну из них задевает, та падает и разбивается.

- Я так и знала, - с возмущением кричит мама. - Что у тебя за руки такие дырявые? Не умеешь - не берись.

Ситуация знакомая. Мы часто стараемся не привлекать малышей к своей работе, пусть самой простой, боясь, что те все испортят. А между тем, для каждого ребенка совместный труд с папой или мамой приносит искреннюю радость. Получая же от общения со взрослыми лишь отрицательные эмоции, малыш подсознательно усваивает то, что чуть позже сформулирует словами: «Мне что, больше всех надо?».

По наблюдениям психологов, девять из десяти шестилеток остаются лишь наблюдателями, когда их близкий в тяжелом положении. Большинство даже «не видят», что взрослому трудно.

Кстати, умение откликаться на переживания не появляется само собой. Во многих случаях маленького ребенка нужно суметь убедить, что близкий нуждается в помощи. Постепенно он научится помогать сам, причем, не только тогда, когда хочется, а постоянно.

...Через несколько минут по телевизору начнется интересная сказка, а Верочка все еще возится с игрушками. Ее брат Андрюша уже давно убрал всех своих солдатиков и устроился в кресле. В сторону Верочки он даже не смотрит. Вошедшая в комнату мама обратилась к сыну:

- Андрюша, помоги Верочке. Без тебя она не успеет все убрать до начала сказки, очень расстроится и будет плакать.

Мальчик с удовольствием бросился на помощь маленькой сестренке. Мамины слова заставили Андрюшу сопереживать сестричке.

Малыш должен чувствовать себя равноправным членом семьи. Это чувство возникает, если взрослые проявляют неподдельный интерес к его делам, строят с ним отношения на основе дружеского взаимопонимания, уважают его как самостоятельную личность. Растет человечек в собственных глазах и тогда, когда с ним обсуждаются все семейные проблемы, серьезно отвечают на все его вопросы (а не отмахиваются от надоедливых «почему») и объясняют отказы.

...Папа Сережи пришел за сыном в детский сад очень взволнованным. Мальчик выбежал к нему с поделкой из бумаги, но в двух шагах остановился, внимательно посмотрел на папу и... ничего не сказал.

- Пожалуйста, поторопись, - попросил Сережу отец. - Я должен отвести тебя домой и срочно вернуться на работу. - Мальчик собрался, а игрушку отдал воспитательнице:

- Вера Петровна, спрячьте, пожалуйста, до завтра, папа очень занят, я ему завтра покажу.

На следующий день Сережа рассказал, что у папы на работе не включалась машина и целый день искали поломку. Отец ему все объяснил утром, хотя и очень торопился.

Чаще же всего взрослые не только не объясняют малышам свои поступки, но и не придают значения просьбам и желаниям маленького, воспринимая их как очередной каприз.

...Вадик с увлечением строит дом из конструктора. В комнату заходит папа и бесцеремонно начинает убирать детальки:

- Собирайся, мы едем к бабушке. - Малыш, продолжая строить, отвечает:

- Я сейчас. Только вот окончу.

- Никаких «сейчас». Бросай все и пошли. Потом доиграешь.

Вадик резко вскакивает, со злостью разрушает постройку и нехотя следуя за отцом, бурчит:

- Не хочу к бабушке. Лучше я один буду дома сидеть.

Если бы папа вначале похвалил малыша за умелую постройку, а затем спокойно объяснил, почему им нужно спешить, помог собрать конструктор и напомнил, что бабушка обещала сводить его в Луна-парк, то вряд ли Вадик стал бы капризничать. Невнимание же к переживаниям ребенка, его настроению, естественно, вызывает желание ответить тем же. Конечно, все это легко объяснить нехваткой времени, нервами, неприятностями на работе...

Обиды у маленьких бесследно не проходят. Каждая следующая капля обиды присоединяется к предыдущей, создавая постепенно благоприятную почву для черствости, жестокости и агрессии. А сочувствие и отзывчивость воспитываются только сочувствием и отзывчивостью.