UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто кому больше нужен, или Как животные содействуют успешности?

Бытует мнение, что уровень развития и гуманности общества определяется отношением к детям и старикам. Хочется добавить — и к животным.

Автор: Людмила Смольская

Бытует мнение, что уровень развития и гуманности общества определяется отношением к детям и старикам. Хочется добавить - и к животным.

Недавно в новостях увидела сюжет о семье, которая, уже имея собаку мелкой породы, взяла слепого щенка, пострадавшего от жестокости прежнего хозяина. Интеллигентный, мужественный глава семьи, а именно он решил защитить несчастное животное, сказал удивительную вещь: «Еще неизвестно, кто кому больше нужен - собака нам или мы ей. Она настолько сплотила всех в общей заботе, что полностью изменила атмосферу в семье».

Этот феномен хорошо извес­тен тем, у кого есть домашние питомцы. Еще один нюанс: спасенные животные, взятые с улицы или из приюта, вызывают у людей невероятный эмоциональный резонанс. До сих пор стоит перед глазами пожилой человек, гладящий черного котенка на птичьем рынке. Он просит взять его в подарок, потому что у него взрослая кошка, а этого котенка никто не берет, потому что черный, потому что девочка… У меня в то время была своя сиамка, но так хотелось помочь им обоим - и дедушке, и котенку. Не решилась... Другие тоже подходили, гладили, говорили что-то утешительное и шли дальше. Надеюсь, что все же нашлись люди, не верящие в приметы о черном коте. Ведь в Японии, Италии, Англии, Шотландии все наоборот: черный кот - символ счастья. А во Франции он и вовсе символ Парижа. Западная культура не обращает внимания на предрассудки, связанные с животными. Мало того, в развитых странах и закон на их стороне. У нас все только в процессе. Да и немало тех, кто выбрасывает беспомощных питомцев, когда надоедает выгуливать, кормить, лечить, бороться с запахами и т.п. С них бы следовало взимать средства на содержание тех же приютов для животных...

Воспитание гуманного отношения к слабым, нуж­даю­щимся в помощи, должно начинаться с детства - в семье, затем - в школе.

В одной из киевских частных школ начали доб­рое дело - взя­ли шефство над столичным приютом для со­бак и котов. Перио­ди­чески школьные волонтеры собирают средства (учатся зарабатывать сами, а не только просят у родителей) и отправляются кормить подопечных. У многих учеников есть дома и собственные питомцы, но помощь бездомным животным дает им немало позитивных эмоций.

В этой школе воспитывают бизнес-интеллигенцию: дети проводят совещания, разрабатывают план реализации идей, работают в группах парами и по одному с целью выполнения конкретных полезных дел. Педагоги здесь любят свою работу, живут ею, поэтому для всех - и учеников, и учителей - создавать общую развивающую атмосферу - большое удовольствие.

Существует ошибочное мнение, что удовольствие мы получаем тогда, когда все легко и дос­тупно. Эти дети, несмотря на привычный комфорт и благополучие, начинают понимать, что именно преодоление трудностей и стремление стать лучше вызывают самый большой душевный подъем. Ребята также помогают детям с особыми потребностями - посещают специализированные школы, устраивают там спектакли, привозят книги, иг­рушки, играют с младшими. Ак­ции доброты - особая радостная миссия, к которой доб­ровольно приобщаются все больше школьников. Примеча­тельно, что поначалу в благотворительности при­нимали участие ученики младших и средних классов. Со временем стар­шеклассники, «позавидовав» их эмоциям, тоже приобщились к добрым начинаниям.

Современные родители, конечно же, желают своим детям успехов и благополучия. А ус­пешными, по данным социальных психологов, становятся лю­ди, у которых самоуважение формируется в результате собственных достижений и степени их вклада во имя общего блага. Кро­ме того, успехов достигают не просто умные и целеустремленные, но и любящие и понимающие других, а не только себя. Альбер Камю как-то сказал, что познать себя можно только тогда, когда в одинаковой степени заботишься о себе и о других. Важными являются действия для мира, а не мысли о его несовершенстве. Радоваться труднос­тям и любить победы - естест­венно для человека. Только кто-то должен быть примером.

Почему в контексте этой темы я упоминаю о трудностях? Потому что многие на эмоциях уступают ребенку в его просьбе - берут животное, не объясняя, что нужно будет нести за него ответственность. Одна мама после просьбы шестилетней дочери взять котенка рассказала ей о повадках и заболеваниях кошек, сколько приблизительно она сможет прожить, как правильно за ней ухаживать и какие могут возникнуть проблемы. Женщина не пугала девочку, а просто дала понять, что это живое существо, которое требует заботы и внимания. Девочка задумалась и сказала: «Буду любить ее всегда, и она будет долго с нами здоровая. Буду все-все делать, чтобы всем нам (!) было хорошо». Они взяли кошку и не пожалели, поскольку радости от нее получали намного больше, чем хлопот.

Моя коллега поделилась и своим опытом: ее сыновья в детст­ве принесли домой подоб­ранного на остановке щенка. Они с мужем сначала не очень обрадо­вались находке. Но ребята пообе­щали заботиться о животном и хорошо учиться, понесли его к ве­теринару, сделали прививку. Вскоре собака стала членом семьи, принесла столько позитива за шестнадцать лет своей жизни, что представить себя без нее бы­ло уже невозможно. По словам коллеги, именно пес воспитывал ребят: они действительно стали более организованными, научились готовить для него еду, водили на площадку, начали лучше учиться и стали очень дружными между собой. Сейчас это добропорядочные успешные молодые люди с собственными семьями, в каждой из которых есть и кот, и собака.