UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО ИДЕТ НА БАТУТ

После окончания Олимпийских игр в Сиднее все виды спорта разделились на успешные и приятные начальству, потому что вернулись из страны антиподов с медалями, и все прочие...

Автор: Владимир Маевский

После окончания Олимпийских игр в Сиднее все виды спорта разделились на успешные и приятные начальству, потому что вернулись из страны антиподов с медалями, и все прочие. Президент национальной федерации прыжков на батуте Анатолий Алексеевич Зайцев счастливо оказался среди тех, кто может выставить в качестве аргумента не только много бумаг и правильных планов, но и неотразимое вещественное доказательство хорошей работы — серебряную медаль Оксаны Цигулевой.

— А как вы оказались в роли именно президента федерации прыжков на батуте?

— Я, вообще-то, велогонщик, достаточно сильный. После окончания спортивной карьеры работал в Спорткомитете. Там и попал в батутисты. Ну, истоки этого идут еще в советские времена. Тогда у нас руководящая федерация была в Москве во главе с космонавтом Добровольским. Мы к ней присоединились — наши акробаты и батутисты.

— А как вообще подбираются кадры на батут? Наверное, туда идут гимнасты?

— Скорее — акробаты. Им, собственно две дороги — обычная после выступлений в спорте — в цирк или на батут. Общие корни у нас с фристайлом, где лыжники-акробаты тренируются много на батуте. Там много бывших гимнастов. Спортсмен, нацеленный на прыжки, перестраивается довольно легко, даже если ему лыжи к ногам прицепить.

— Как отбиралась у нас команда для участия в Олимпиаде?

— Особых проблем с отбором, споров каких-то не было. Поехали Оксана Цигулева и Саша Чернонос, а также Елена Мовчан.

У россиянки Ирины Караваевой было побольше соревновательного опыта, хорошая психологическая устойчивость, выше коэффициент трудности упражнений, кроме того, от России солидное представительство в международной федерации. Понимая, что Цигулева равна по силам с Караваевой, мы так и считали, что она будет на призовом месте. Тренеры ее Людмила и Владимир Горжий выбрали для Оксаны оптимальный набор элементов, которые она выполняла исключительно уверенно и чисто. Ставку на трудность не делали и оказались правы. Выступали на Играх всего 12 стран, отобранных по рейтингу. Те, кто пытался взять трудностью, как канадка Карен Кокберн, ставшая третьей, не всегда с ней справлялись.

— А синхронные прыжки в паре с Еленой Мовчан?

— Дело в том, что батут впервые появился в олимпийской программе, и наша, достаточно знаменитая в мире синхронная пара участвовала только в показательных выступлениях. Борьбу за медали вели только по одному спортсмену от каждой страны у мужчин и женщин.

— Как у вас складываются отношения с Федерацией гимнастики, куда входят также батут и акробатика?

— С Людмилой Турищевой у нас нормальные рабочие отношения, вот только известный конфликт в художественной гимнастике очень мешал и нашей нормальной подготовке.

— Это как же понять?

— А так, что приходишь к Турищевой, а она сидит, схватившись за голову. Ей ни до нас, и вообще ни до чего. Но чем могла — помогала. А вот Спорткомитет (назовем его так для краткости) мог бы больше нам уделять внимания. Но и они были страшно отвлечены на «художественные» разборки. А у нас много проблем и, прежде всего, очень мало современных батутов, опять же — средства на сборы и участие в соревнованиях нужны.

— Расскажите о нашей героине — Оксане Цигулевой.

— Она живет с мужем в Николаеве, в прошлом году получили двухкомнатную квартиру. Родители в пять лет начали обучать ее танцам, но это ей не очень нравилось, и года два Оксана занималась по очереди физподготовкой, гимнастикой, плаванием, прыжками в воду с трамплина, пока первый наставник Александр Киров не передал ее известным тренерам по батуту Людмиле и Владимиру Горжий. Она перешла после третьего класса в школу, где был спортивный класс, потом училась в спортинтернате. В общем — с детства была профессионалом спорта. В 1993 году вместе с Еленой Мовчан выиграла чемпионат Европы в синхронных прыжках, в 1994 году они были третьими на чемпионате мира, а в 1996-м впервые стали чемпионками мира. Добивались успеха на Всемирной Универсиаде и в розыгрышах Кубка мира. В личных соревнованиях в ЮАР в прошлом году Оксана была второй, а Елена — четвертой, что дало им лицензию на Олимпийские игры.

— Могла ли Оксана быть первой?

— Я уже говорил о некоторых обстоятельствах, которые позволяли прогнозировать, что россияне первое место не отдадут. Вообще-то, Караваева допустила отклонение от центра батута при выполнении очень сложной программы. Оксана и ее тренеры считают, что судьи должны были обратить внимание на ошибки Караваевой. Очевидно, сказалось то, что Ирина три года в основном была первой.

— Много лет вы работали директором Ледового стадиона и боролись за продолжение строительства комплексного Дворца спорта рядом с катком. Он мог бы быть лучшим в Европе...

— Увы, строительство законсервировано, нужна слишком большая сумма для его продолжения. А тем временем динавмовцы в Конче-Заспе быстро возводят гораздо более простое крытое сооружение и интереса к огромному дворцу уже не проявляют.