UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кризисы, делающие нас интереснее

По моему глубокому убеждению, переходный возраст человека длится с пеленок и вплоть до стариковского маразма...

Автор: Ирина Кириченко

По моему глубокому убеждению, переходный возраст человека длится с пеленок и вплоть до стариковского маразма. Приобретая опыт и общаясь с другими, мы стремимся к самореализации — не только для того, чтобы тешить свой эгоизм, но и для того, чтобы стать значимыми в окружении, выработать стиль жизни свой и своей семьи, быть интересными для потомков. Собственно, личностные кризисы перелистывают нам страницы взрослой жизни — от детского и юношеского самоутверждения до зрелости, способной психически «омолаживать» нас новыми знаниями и делами. Некоторые ищут себя большую часть жизни — меняя мировоззрение, работу, семьи, темперамент, вкус и даже цивилизации. Это нормально, если человек адекватен и пытается быть последовательным, — узнавая себя, познаешь мир. Иначе человек теряет себя.

Судьба на слом

Жила девочка — профессорская дочь, мечтательница и идеалистка. Очень хотела стать архитектором. Но в последнем классе забеременела и вынуждена была вступить в брак с одноклассником. Чтобы «обеспечивать семью», он подался в рэкет и вскорости сел в тюрьму. Девочка стала швеей. Лет до тридцати была покорна судьбе и старательно растила дочь. Но вдруг все надоело — полуграмотные «коллеги по работе», «не знающие Фрэнка Синатру», ограниченная дочь-подросток с гнусавым сленгом городского дна. Хотелось в более образованные круги общества, физически хотелось чертить. Возмож­ностей учиться не было. И она начала пить, заливать водкой свой образ неудачницы, живший в душе. У нее появились мужчины — все как на подбор бывшие осужденные. Они пили и дрались, а она оставалась голод­ной и читала на ночь русскую классику. Прошло десять лет. Сейчас сорокалетняя «девочка» лелеет свой идеализм в среде алкоголиков из рабочего района, читая им наизусть Булгакова и Гумилева. Получает пинки от дочери-студентки. Периодически ее навещают отец-профессор и сестра, привозят продукты почему-то с законченным сроком годности. Человек своевременно не вышел из кризиса самоидентификации, деградировал — и теперь сам определяет «срок годности» своей жизни как истекший...

Другая молодая женщина в студенческие годы стремилась стать пре­подавателем... истории КПСС. Роди­тели с детства требовали от нее выс­ших оценок и комсомольских отличий, личной же жизни не было никакой: друзья, дискотеки, развлечения — все это запрещалось. Красный диплом активистка получила, когда наступил 1991 год и Украина обрела независимость. Специальность пропала. «Назло» родителям она начала «догуливать» свой подростковый воз­раст, и продолжалось это целых десять лет: какие-то околобогемные сбо­рища, «интеллигентные» пьянки со стихами верлибром, записная книжка с реестром половых партнеров. «Детство» закончилось с повзрослени­ем всей компании — ведь надо было на что-то жить. Сейчас эта женщина работает в библиотеке, изучает ино­странные языки, у нее нормальная семья, и она очень либерально относится к своему сыну-дошкольнику. Кризис самоактуализации растворился во времени, ибо с возрастом отпала маска детского протеста.

Личностных кризисов очень много. Преодолеть их и выйти из них повзрослевшим и более интересным человеком легче, когда к вам небезразлично окружение. Влияние близких людей и друзей важно и тогда, когда вас настиг возрастной кризис — психофизиологический, социально-психологический или духовно-психологический (кризис религиозного развития). Порой, чтобы измерить глубины своей личности — не похожи ли они иногда на пустоту? — нужно приобщить к своему опыту опыт психолога.

Наша собеседница — кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Киевского института бизнеса и технологий Людмила Гридковец.

Работа—дом

— Жизнь любого человека не проходит без кризисов, без духовной перестройки себя. Это неминуемо?

— В любом кризисе скрыт потенциал к росту, стартовый механизм для запуска внутреннего роста человека, если он стремится понять себя, свое призвание, место в этом мире. Выходя из кризиса, он становится на ступень выше себя вчерашнего. Деградация происходит, когда человек вместо того, чтобы искать пользу, какую-то положительную информацию в своем «подвешенном» состоянии, начинает обвинять в собственных неурядицах весь мир: начиная с людей и заканчивая природой и Богом. То есть кризис является для нас состоянием личностного выбора между прогрессом и регрессом.

Бихевиористы говорят, что мир такой, каким ты его воспринимаешь. Хочешь изменить мир — измени свое восприятие этого мира. В каждом своем психологическом состоянии нужно находить себя — так мы становимся взрослее и ответственнее.

— Часто человека вводят в кризисное состояние производственные отношения. Иногда думаешь, что в этом мире должен остаться кто-то один — или ты, или шеф. А работа под давлением истощает больше, чем война.

— Следует обратиться к психотерапевту, чтобы проанализировать, действительно ли причины находятся извне или, возможно, человек проектирует собственную конфликтность на внешний мир. Шефа ведь можно и сменить. Бывает еще и кризис призвания. У человека престижная профессия, и он добросовестно выполняет свои обязанности, но вдруг наступает предел и возникает внутренняя конфликтность между запросами — социальным и его внутренним. Человек должен или адаптироваться к условиям, или найти свое место в мире. Мое исследование опыта выпускников факультета кибернетики Национального университета им. Т.Шевченко показало, что только 20% опрошенных после двадцати четырех лет продолжили работать по специальности. Остальные овладели другими профессиями.

— Активные женщины, выходя замуж, пытаются сделать карьеру. Однако некоторые мужчины вынуждают их самостоятельно приходить к мнению, что надо посвятить свою жизнь воспитанию детей — вплоть до их поступления в институт. Такая женщина чувствует свою жизнь загубленной, теряет подруг, поскольку не может скрыть свою зависть к тем, у кого деловая жизнь сложилась.

— Это даже не кризис, а жизнь в экстремальных условиях. Потому что всегда надо быть собой. Семейных кризисов много — это первый и третий годы супружеской жизни, рождение детей, поступление их в школу и институт, а также подростковый возраст и бракосочетание. Вплоть до синдрома «покинутого гнезда» — когда дети оставляют родительский дом: супруги, жившие только пеленками и работой, часто теряют контакт и разводятся. А партнеры, имевшие помимо этого и другие общие интересы, получают свободное время, чтобы дарить друг другу свою любовь.

— Редко, но случается, что какой-то топ-менеджер оставляет работу, уезжает из города, выбрасывает мобильный в реку и становится фермером. Почему-то некоторые специалисты называют это «психологическим выгоранием». По моему мнению, это просто нормальный способ сделать свою жизнь разнообразной.

— Действительно, человек просто меняет среду. Это не обязательно бегство от жизни. Возможно, таким образом человек находит себя. Через год-два он может снова вернуться в город. Или найти что-то более приемлемое для себя.

Возрастные кризисы вырабатывают характер

— На кризис смысла жизни похож кризис среднего возраста, о котором теперь модно говорить.

— У кризиса среднего возраста наших современников нет четких возрастных показателей. Переосмысление середины жизни происходит почти безболезненно, в сомнениях и повышенной критичности к себе, если человек развивается гармонично — и социально презентует себя, и на работе все обстоит благополучно, и в семье порядок. Нереализованный человек подытоживает свою жизнь с выраженной болью. Этот кризис становится моложе, сейчас он начинается в 35 лет, раньше в 40. Кстати, он больше донимает мужчин, нежели женщин. Мужчины переживают отсутствие детей сильнее, чем женщины, их ужасает чувство нереализованности, прерывания рода — начинаются хаотические поиски женщины, которая может стать женой и родить наследника. К тому же мужчинам присущи кризисы, вызванные гормональными перестройками организма: они происходят каждые семь лет. В это время мужчина способен разрушить свою семью — и жена у него не такая, и дети... Вместо того чтобы поддержать мужа, очень впечатлительного в этот период, женщина обычно ведет себя агрессивно. Если же жене удается унять свою гордыню и поддержать мужа, то после этого испытания она для него самая умная, самая красивая и вообще святая. Здесь начинается такая любовь, которая не снилась и пятнадцатилетним. Мужчине в кризисе необходимо ощущение собственной значимости — он может искать его среди юных девушек, не достигших еще уровня развития взрослых. Ведь женщина его возраста не будет смотреть на него широко открытыми глазами...

У женщин тоже периодически бывают кризисы, этому содействуют гормональные перестройки, связанные с беременностями и родами, а также менопаузой. Когда в семье гармония, они проходят спокойно и без лишних стрессов для близких.

— Бывают ли кризисы у пожилых людей?

— У них тоже есть насущная необходимость в самореализации, если ее нет — душу окутывает тьма. Это может поразить женщин в 55—60 лет, мужчин в 60—65. Если человек все время жил собственной жизнью, его не будут интересовать неурядицы соседей, на пенсии он будет искать себя в общении с детьми и внуками, в чтении, посещении театров и выставок. А злоязыкие бабки возле подъездов, на мой взгляд, получают от общения утешение, и они счастливее, чем европейские старушки, которые сидят в своих квартирах и принимают антидепрессанты.

— Чем характеризуются кризисы современных детей и юношества?

— Их возрастные границы снижаются. Нам известны кризисы полуторагодовалых, трехлетних детей — они пытаются ярко заявить о себе, утвердить свое «я» («я сам!»). Семи­летние дети стремятся отвоевать надлежащее пространство в семье, свою социальную среду. Переходный возраст начинается в 13 лет у ребят и в 12 — у девочек. Первая вспышка — переход к подростковому возрасту, вторая — переход к раннему юношеству, наступающему в 15—16 лет. Ища себя и свое место под солнцем, молодые люди пытаются создать собст­венную концепцию жизни: здесь перемешиваются и литература, и философия, и контркультура.

— Как научить ребенка понимать, что его окружают разные люди — иногда равнодушные, иногда агрессивные — и не всем он кажется приятным? Ведь неприятие окружающих может сделать «гадким утенком» даже очень интересного и неординарного человека.

— Все зависит от родителей. Если они делают акцент на безусловном принятии ребенка, то он нормально воспринимает факт, что люди бывают разные. Их негатив — это их проблема. Ребенок не воспринимает это как трагедию и не выдвигает положительных ожиданий относительно тех, кто ему не симпатизирует. У детей надо воспитать уважение к другим людям, к уникальности каждого — тогда они будут чувствовать себя защищенными в социуме собст­венной порядочностью. Самодостаточ­ность для ребенка — не наилучшее качество, такие люди во взрослом возрасте не могут открыться другим, строить что-то в сообществе.