UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЕДО СЕРГЕЯ НОВИКОВА

Дзюдо, как известно, японский вид спорта и в олимпийской программе появилось в 1964 году. Тогда XVIII Игры состоялись в Токио, и как хозяева, японцы могли включить в программу несколько своих видов...

Автор: Владимир Маевский

Дзюдо, как известно, японский вид спорта и в олимпийской программе появилось в 1964 году. Тогда XVIII Игры состоялись в Токио, и как хозяева, японцы могли включить в программу несколько своих видов. Они выбрали волейбол и дзюдо и не прогадали - в волейболе были первыми у женщин и третьими у мужчин, а в дзюдо из четырех возможных завоевали три золотые медали и серебряную. В следующем олимпийском цикле выбор был уже за мексиканцами, и они дзюдо презрели, а потом до 1976 года, еще на двух олимпиадах, в Мюнхене и Монреале, японские борцы выиграли семь раз, но одним из тех, кто потеснил их с пьедестала в 1976 году, был киевский борец Сергей Новиков.

Познакомились мы с ним года за три до этого, когда подружились с динамовским тренером Ярославом Ивановичем Волощуком, блестящим мастером дзюдо и самбо, разведчиком в годы войны. Наша телевизионная компания - Виктор Нестеренко, Валентин Щербачев и я - сняли даже однажды интересный сюжет о борцах, в котором ассистент режиссера Тамара Рензяева под руку с чемпионом Европы Сергеем мельниченко вроде бы идет по улице, а на них нападают хулиганы, и Сергей их эффектно расшвыривает. Новиков тогда никого не швырял - как тяжеловес, боялся сильно повредить. Сидел в сторонке и смотрел. Он всем понравился рассудительностью, умением пошутить, улыбчивостью. Выглядел эффектно - по официальным данным того времени имел рост 190 и вес 117 кг.

После олимпийской победы его переманили в Москву, где он и живет сейчас. А в Киев приехал по случаю проведения здесь соревнований по самбо в честь своего покойного первого учителя Назера Хайдаровича Софина. Вот с воспоминаний о нем и началась наша беседа с Сергеем Петровичем Новиковым.

- Когда я пришел в секцию юного динамовца, а это был октябрь 1965 года, он набирал группу. Тогда группа была 800 человек - такое было стремление в самбо. Сейчас таких групп не найдешь ни в футболе, ни в хоккее. Тогда мне было 15 лет, поздновато, но я уже успел и в футбол играть, и с шестом прыгать, высокий был, худой. Если говорить о сегодняшнем дне - весил еще недавно 140 кг, немного согнал уже. Назер Хайдарович был одним из немногих замечательных людей, которые умеют работать с детьми, он умел зажечь их. У него был хрипловатый голос, он нечисто говорил на русском языке и на татарском. В тренировке умел подсказать такие моменты, что они сразу закреплялись в голове и в сердце, мышцы запоминали каждое движение. Сам умел показать то, чего никто не покажет. А для мальчишек тренер часто как отец и даже главнее, чем отец. Он привил мне любовь к самбо. Когда я в прошлом году комментировал на ОРТ олимпийские соревнования дзюдоистов в Атланте, то видел и говорил, что все ведущие дзюдоисты делают приемы так, как это делается в борьбе самбо, бросают через грудь. То, что уже забыли украинцы, россияне и грузины, к сожалению. Назер Хайдарович привил нам навыки татарской борьбы, от которой, как и от нескольких других национальных видов, произошло самбо. Он еще мальчишкой учил меня бросать за пояс. Этот тихий, спокойный человек, который вывел в спорт очень многих, был вторым тренером у Сергея Рыбалко и Константина Накельского, но роль его была очень значительной.

- А как вы сейчас себя чувствуете?

- Нормально, есть, конечно, какие-то отклонения. Но ведь я занимался большим спортом. Спорт, естественно, - не оздоровление, это тяжелая работа. Но в то же время он помогает привлекать людей к занятиям, к движению. Олимпийских чемпионов не так много. В сегодняшней России их с 1952 года было 600 человек. Я хотел бы узнать положение олимпийских чемпионов в Украине, встретиться с Валерием Борзовым. В Днепропетровске со штангистом Султаном Рахмановым мы были на приеме у заместителя мэра города. В этом городе было шесть олимпийцев, сейчас прибавились еще победители в парусном спорте в Атланте. Мы еще не довели это дело до конца, пока что хотелось бы поздравить Султана, в свое время самого сильного человека в мире. Султан сам помогает спортсменам. Я сейчас немного занимаюсь бизнесом, это дает мне какие-то средства к существованию. Что касается спорта, то играю иногда в футбол, шевелюсь.

- У вас осталось много навыков борьбы, самозащиты. Когда-то уже в наше суровое время приходилось их применять?

- Сейчас это особенно опасно. Нужно уметь остановить человека словом, больше, чем силой. Если действовать силой, то можно спровоцировать стрельбу. Раньше, когда ни у кого не было оружия, можно было применять какие-то приемы. Наша федерация самбо связана с милицией, службой безопасности, с людьми, с которыми считаются. Конечно, я владею приемами, чтобы справиться с двумя-тремя нападающими, но лучше успокоить их, хотя бы сказать, кто я, остановить. Нужно уважать законы государства, законы общежития.

...Передо мной часто возникает картина последнего дня соревнований дзюдоистов на Монреальской Олимпиаде. 31 июля 1976 года на татами финалисты в тяжелом весе свыше 93 килограммов - немец Герман Нойройтер и Сергей Новиков. Схватка только началась. Сергей захватывает курточку соперника, неуловимое, десятки тысяч раз выверенное на тренировках движение - и немец по высокой дуге летит куда-то к потолку огромного зала и падает. Это классический ипон, чистая победа, это золотая медаль киевлянина Сергея Новикова, трехкратного чемпиона Европы, победившего, наконец, на всемирном форуме дзюдоистов.