UA / RU
Поддержать ZN.ua

Красная пилюля от Матрицы

— Матрица… — это мир, который натянули на твои глаза, чтобы ослепить тебя, не дать тебе увидеть правду...

Автор: Владимир Карпичев

— Матрица… — это мир, который натянули на твои глаза, чтобы ослепить тебя, не дать тебе увидеть правду.

— Какую правду?

— Что ты раб, Нео. Как и все остальные…

Примешь красную пилюлю — и окажешься в стране чудес.

Я покажу тебе, как глубока кроличья нора. Помни: я предлагаю одну только правду, больше ничего.

К/ф «Матрица»

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад.

А.С. Пушкин

Человек очень дорожит своими взглядами и убеждениями, считая их самым ценным, что у него есть. Ради защиты своих идеалов люди готовы испытывать лишения, вступать в конфликты и даже идти на смерть. Можно предположить, что наши идеалы, взгляды, убеждения на самом деле нашими вовсе не являются. Нас заразили ими, а мы передаём их людям, с которыми общаемся, порой проявляя при этом недюжинное упорство и настойчивость. На кого же мы работаем? Кто хозяин? Ответ — социальные системы.

Социальная система — это устойчивое объединение людей: семья, компания, фирма, клуб, политическая партия, государство, союз государств. Людей в систему приводит желание удовлетворить свои интересы — зарабатывать деньги, общаться, получать защиту и т.д. Система же действует в своих интересах. Её главный приоритет — расширение и сохранение себя. Чтобы заставить людей делать то, что они обычно делать не хотят, она вырабатывает идеологию — систему взглядов, которая определяет, что считать добром, а что злом, во что верить и как надлежит поступать в тех или иных ситуациях. Понятия добра и зла в различных системах могут отличаться кардинально. Например, в одной человеческая жизнь может считаться самой большой ценностью, а в другой — ничего не стоить, и мать будет благословлять своего ребенка совершить самоубийство-теракт во имя «священной войны».

Человек видит и оценивает мир, происходящие в нём события не такими, как они есть, а через искажающую призму идеологии — мы имеем дело с подобием Матрицы. Управляющие сигналы поступают в мозг человека не через провода, как в Матрице, а через слова и образы, которые хранятся не в центральном управляющем компьютере, а записаны в умах людей системы.

Система и её идеология подвергаются мутациям и эволюционируют, конкурируя с другими системами. Таким образом проис­ходит дарвиновский естественный отбор самых приспособленных в борьбе за жизнь с внешними условиями и себе подобными. Теория эволюции говорит о том, что существуют два основных пути оказаться в выигрыше в конку­рентной борьбе: совершенствовать способы нападения и защиты (когти и клыки); вступить в симбиоз с другими, т.е. приобрести новые возможности за счёт взаимовыгодного сотрудничества. Двум основным способам выжить в конкурентной борьбе соответствуют два основных вида идеологий: первый — нападения и защиты; второй — сотрудничества. Одной идеологии присущи идеалы силы, подозрительности, беспощадности к врагам, борьбы до победного конца. Другой — сотрудничества, терпимости и доброты. Каждому из видов идеологии свойственны достоинства и недостатки и каждый из них может быть эффективным в определённых условиях.

Всякая система через свою идеологию восхваляет себя, повышая свою устойчивость, создает ритуалы и культы. Идеология системы заразна, т.к. содержит идеи-мемы (по Р.Доукинзу, мем — социальный аналог гена, идея, передающаяся от человека к человеку).

Можно выделить несколько приемов, позволяющих идеям-вирусам внедряться в сознание:

1. Они привлекают внимание своей необычностью и новизной.

2. Обещают приобретение чего-либо очень просто, задаром, «на халяву».

3. Сулят преимущества перед другими.

4. Обещают простые решения сложных проблем, упрощая их до предела.

5. Пугают катастрофой и обещают спасение последователям.

6. Дают ощущение причастности к борьбе добра со злом.

Посмотрите, как эти приемы напоминают предвыборные лозунги! Это вовсе не случайно. Многие политические лидеры на самом деле служат вовсе не людям, о которых они якобы заботятся, и даже не себе, а социальной системе, которая их использует. Они, как и другие люди, этого не осознают.

Идеи-вирусы нас зачаровывают, заставляют поступать так, как выгодно не нам, а системе, породившей вирус. На ранних этапах развития в обществе преобладала идеология защиты и нападения. От человека не требовалось много думать, а только чётко следовать установкам идеологии. Сейчас же общество переходит к идеологии сотрудничества. От человека требуется осознанный выбор. Это означает выбор, который наиболее соответствует его природным склонностям. Делая такой выбор, личность может полнее раскрыть свои таланты, стать уникальной и внести свой неповторимый вклад в общество сотрудничества.

Для полноценного выбора человеку нужна правдивая информа­ция, и эту потребность удовлетво­ряют СМИ. С появлением Интернета стало уже невозможно обманывать и скрывать правду. Пробле­ма в том, что люди ещё не научились делать осознанный выбор и брать на себя ответственность за него. Нам легче по привычке поверить какому-нибудь авторитету, а затем, в случае неудачи, свалить вину на него.

За уникальный вклад общество начинает платить в размерах, которые и не снились прежним поколениям. Об этом говорят гонорары современных артистов, писателей, телеведущих и других уникальных творческих личностей. Таким образом, научиться делать осознанный выбор выгодно для человека и остро необходимо системе (обществу), и именно этим умением будет определяться успех в современном обществе. Тот, кто не научится делать осознанный выбор, рискует оказаться вечным неудачником. Рискует работать во имя чьих-то интересов, оставаясь глубоко несчастным и нереализованным. Тот, кто научится, получит большие преимущества, раскроет свои таланты, достигнет богатства и известности. Выбор прост: или — или.

Осознанный выбор предполагает: во-первых, осознание своих уникальных способностей и потребностей; во-вторых, знания и эрудицию, расширяющие возможности выбора; в-третьих, освобождение сознания от идей-вирусов, которые порождала идеология нападения и защиты. Последняя задача — наиболее трудная, так как эти идеи уже внедрились в сознание и воспринимаются человеком как свои, родные. Сами же они только вредят, тормозят развитие, навязывают неэффективное поведение, которое кажется человеку единственно возможным. Главный признак идеи-вируса — он лишает человека выбора. Если вам кажется, что в данной ситуации нет нескольких путей решения и выбор сужен до «или—или», значит, вы заражены вирусом (внимательный читатель заметит, как этот прием использован в данной статье). Зомбирующие идеи-вирусы появились не вчера. Вопрос избавления от них остро встал именно сейчас, потому что для этого созрели предпосылки. Это стало выгодно обществу — иначе оно не выживет в конкурентной борьбе с другими социальными системами.

Как же выявить привнесённый вирус сознания? Необходимо задать себе вопрос: помогают ли мне жить эта идея и убеждение, делают ли мой выбор более богатым, позволяют ли проявить свою уникальность? Это не эгоизм — современному обществу уже не нужны послушные «винтики». Ему нужны люди, обладающие уникальными знаниями и навыками. Одним задаванием вопроса не обойтись. Ответы позво­лят лишь опознать вирус, извлечение же его из сознания и замена другой полезной программой — дело нелегкое и даже болезненное. Так уж мы устроены, что тяжело расстаемся с привычными убеждениями. Помните? — «Не могу поступиться принципами»

То, что мы увидим и поймём, может сильно удивить и даже напугать. Мы можем обнаружить, что живём вовсе не с тем человеком, который нам нужен, ходим не на ту работу, дружим не с теми людьми, голосуем не за тех лидеров и даже свободное время проводили вовсе не так, как надо. Наш привычный мир может оказаться совсем не таким, каким мы привыкли его видеть, и может выясниться, что мы всю жизнь стремились к ложным целям и верили ложным идеалам. Для того чтобы всё это увидеть и осознать, необходимо мужество. Как и у одного из персонажей фильма «Матрица» может возникнуть желание всё забыть и вернуться в привычный мир иллюзий.

Современное общество называют обществом высоких технологий и возрастающих информационных потоков. Для того чтобы вписаться в это общество, человеку необходимо максимально реализовать свои природные таланты. В свою очередь для этого необходимо постоянно делать осознанный выбор, то есть выбор с учётом природных склонностей и талантов человека, а не выбор под воздействием чар идей-вирусов.

По моему мнению, осознанный выбор и есть главная проблема современного человека. Это выбор с доверием к себе, пониманием цели и готовность нести за него ответственность. Современный человек стал Человеком Выбирающим. Похоже, что ни сам человек, ни общество ещё к этому не адаптировались. Мы стоим перед огромным выбором товаров, идей, возможностей реализовать себя и чувствуем растерянность, потому что такое разнообразие нас пугает. Нас не учили осознанно выбирать, и наше сознание забито различными зловредными вирусами. Пора запускать антивирусную программу. Пора выпить красную пилюлю новых знаний и увидеть мир таким, каким он есть на самом деле. Увидеть новые возможности и горизонты. Понять, что большинство ограничений и страхов иллюзорны. Понять и начать действовать. По словам Шекспира, «действие красноречивее всего».