Профессор Колумбийского университета Кэрол Дуек утверждает, что для правильного формирования личности ребенка и выработки у него уважительного отношения к труду следует оценивать не результат его работы, каким бы плохим или хорошим он ни был, а проявленное усердие. Если ребенок старался достичь наилучшего результата, но не сумел заработать высший балл, он все равно заслуживает похвалы и поощрения. Дети, которые уверены, что от природы умны и талантливы, озабочены только своим имиджем и ради него часто пренебрегают выработкой необходимых навыков. Дети же, которые, имея средние способности, достигают максимального для них успеха систематическим трудом, в дальнейшем преуспевают больше, чем их очень способные, но легкомысленные сверстники. Другая крайность, встречающаяся у детей, — перфекционизм. Все родители мечтают видеть своего ребенка отличником и гордятся его достижениями, но когда шести- семилетнее дитя клянет себя и горько плачет только потому, что не получило высший балл, это тревожный симптом. У детей-перфекционистов самооценка строится исключительно на том, каких успехов они достигли в школе, и они полагают, что лишь отличные оценки могут помочь им снискать уважение и любовь окружающих. Некоторые из них, чувствуя, что какой-то предмет им не дается, поступают, казалось бы, совершенно нелогично: они вообще перестают учить этот предмет. Объясняется это тем, что лозунгом таких детей становится «Все или ничего!». Они рассуждают так: если я не могу быть лучше всех, пусть я буду хуже всех, но не потому, что глуп, а потому, что сам не хочу учиться.
Перфекционистом часто бывает первенец или единственный ребенок в семье. У него нет братьев и сестер, и если он не общается в достаточной мере со сверстниками, то невольно сравнивает себя со взрослыми, а не с детьми, и сравнение неизменно оказывается не в его пользу, что формирует заниженную самооценку. Компенсацию же он находит в перфекционизме.
Профессор Мириам Аддерхолдт недавно издала книгу «Перфекционизм: что плохого в желании быть хорошим». Она утверждает, что родители, часто даже не отдавая себе в этом отчет, уродуют психику своих детей, ориентируя их на перфекционизм.
Выберите иную линию поведения, советует мамам и папам профессор Аддерхолдт. Если ваш ребенок настолько тяжело переживает малейшие неудачи, что это уже граничит с неврозом, мягко поговорите с ним. Расскажите ему о случаях, когда вы сами в школе попадали в неловкое положение. Вспомните с юмором, как вам не удалось перепрыгнуть через лужу и вы растянулись в ней под общий смех приятелей. Или как вы в его возрасте сделали серьезную ошибку, но зато благодаря ей узнали что-то важное, основополагающее, что запомнилось навсегда. Ваш авторитет от этого не пострадает, наоборот, ребенок оценит вашу откровенность и пересмотрит собственное отношение к себе и к жизни.
А самое главное — правильно расставьте приоритеты. Переориентируйте ребенка с конечного результата на собственно учебный процесс. Объясните ему, что если он просто учится с радостью и интересом, этого достаточно для самоуважения и для того, чтобы завоевать симпатии окружающих. И вообще — скажите ему, что далеко не все, кто с удовольствием катается на коньках, становятся чемпионами мира по фигурному катанию, но у них нет большей радости, чем радость движения.