UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КОСТЕР НА ПОЖАРИЩЕ ИСЧЕЗАЮЩЕЙ СТАРОЙ МОСКВЫ»

Буквально в нескольких сотнях метров от Кремля, возле Александровского сада, еще в прошлое воскресенье стояло величественное здание Манежа (Экзерциргауза)...

Автор: Сергей Махун

Буквально в нескольких сотнях метров от Кремля, возле Александровского сада, еще в прошлое воскресенье стояло величественное здание Манежа (Экзерциргауза). Пожар в течение нескольких часов фактически его уничтожил. Не обошлось и без человеческих жертв — при тушении погибли два пожарника, один огнеборец получил серьезные ранения.

Образ этого одного из крупнейших (свыше 166 м в длину и около 45 м в ширину; площадь — около 7425 кв. м) памятников мировой архитектуры XIX века создавался на контрасте сочетания глади тимпанов огромных фронтонов с лаконичным ритмом тосканской колоннады (80 полуколонн) с арочными окнами-проемами. Здание Манежа было перекрыто уникальной для своего времени кровлей, лежавшей на деревянных стропилах (фермах), в 1940-х годах — частично замененных металлическими без каких-либо промежуточных опор.

Построенное по проекту испанского инженера Августина Бетанкура и оформленное российским архитектором итальянского происхождения Осипом (Иосифом) Бове, это «чудо техники» стало одним из первых детищ «Комиссии для строения города Москвы», созданной императорским указом в 1813 году. Последняя разрабатывала проекты планировки города и восстановление его после пожара войны 1812 года, почти полностью уничтожившего историческую часть Москвы. Особенно серьезно пострадали Кремль и прилегающие к нему кварталы.

Среди наиболее известных построек и памятников того времени, возведенных под непосредственным руководством членов комиссии, работавшей более 30 лет, — Триумфальная арка, дом Хрущевых (музей А.Пушкина), дом Лунина, Малый театр, кардинальная перестройка Московского университета и Большого театра, устройство Александровского сада, разбитого на месте, где протекала река Неглинная (заключенная в трубу); реконструированы, фактически заново созданы, ансамбли центральных площадей города — Красной и Театральной.

«Главнокомандующий Москвы», или же губернатор, граф Федор Ростопчин в 1813 году отмечал, что «пожар, истребивший 6307 домов деревянных и каменных, представляет, кажется, удобный случай исправить испорченное, спрямить кривое и расширить узкое». Вспоминается и знаменитое изречение поэта и дипломата Александра Грибоедова о послевоенной Москве: «Пожар способствовал ей много к украшенью». Архитекторы таким образом получили возможность воплотить свои наиболее смелые градостроительные идеи. Впрочем, лоббируемый самим Александром I проект генерального плана реконструкции Москвы, разработанный известным петербургским архитектором В.Гесте, творцом строгого великолепия Царского Села, был отвергнут московской комиссией, так как «художник, полагая прожекты, не наблюдал местного положения», то есть предлагаемая застройка не учитывала радиально-кольцевой системы улиц.

Официально Манеж был открыт 30 ноября 1817 года в честь пятилетия победы российского оружия в войне 1812 года. В смотре сводного гвардейского отряда участвовали высшие чины империи; принимал парад сам Александр I. Гигантское внутреннее пространство позволяло свободно маневрировать в Манеже личному составу целого пехотного полка (до 2 тыс. солдат и офицеров). Первоначально здание и предназначалось для смотров, парадов и учений. В 20-х годах XIX ст. Манеж планировалось дополнить декором по проекту О.Бове, символизировавшим победу над Наполеоном. Но предложенные зодчим скульптурные композиции воинских доспехов чиновники «забраковали», появился лишь скульптурный рельеф на фризе здания.

Архитектурная отделка была завершена в 1825 году. Разрабатывая проект новой площади у здания университета, Бове оставил пустыми гигантские фронтоны Манежа, несмотря на то, что генерал-губернатор Москвы и требовал заполнить их скульптурными композициями (интересно, а наши власть предержащие смогли бы снести такого рода вольнодумство?) Потому, возможно, многие исследователи в один голос отмечали «спокойную силу» детища Бетанкура и Бове.

Архитекторы, работавшие над восстановлением Москвы, фактически создали во второй столице Российской империи тот, столь непохожий на петебургский, стиль ампирного классицизма (от франц. Empire — империя), на многие десятилетия определившего облик города. Русский ампир стал отражением идеи политического триумфа и мощи Российской империи. В результате в течение первой трети XIX века были осуществлены грандиозные градостроительные проекты, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве; разработаны регулярные планы более чем 400 (!) городов. Привлекались лучшие силы архитекторов всей Европы. Без преувеличения, по размаху и цельности городских ансамблей, разнообразию и богатству архитектурных композиций Российская империя Александра I и Николая I была «впереди планеты всей». Впрочем, критиков всегда хватало. Если парижан раздражала Эйфелева башня, в итоге ставшая визитной карточкой столицы Франции, то и Москва, восстановленная из пепла, не всем была по нраву. Александр Герцен писал: «Надобно признаться, плохо обстроилась Москва, архитектура домов ее уродлива, с ужасными претензиями…».

Манеж с 1831 года стал использоваться для проведения выставок, в основном художественных, а также народных гуляний, балов и концертов. В 1867 году был дан грандиозный концерт, на котором присутствовали около 12 тысяч человек; оркестром и хором (до 700 человек участников) дирижировал выдающийся композитор Гектор Берлиоз. В 1872 году Манеж принял знаменитую Политехническую выставку, участниками и посетителями которой были многие тысячи людей, в том числе венценосные особы из многих стран Европы.

В 1901 году во время мощных студенческих волнений полиция загнала в Манеж «до выяснения» несколько тысяч их участников: совсем рядом находятся корпуса Московского университета. В 1905 году здесь же находился штаб правительственных войск, руководивший подавлением восстания в ходе первой российской революции.
А в ноябре 1917 года здание Манежа, в котором базировались отряды юнкеров, верных Временному правительству, очень сильно пострадало от обстрелов артиллерии большевиков.

На заре советской власти в течение некоторого времени в Манеже базировался самокатный полк, затем правительственный гараж — благо до Кремля несколько минут езды. Лишь 5 ноября 1957 года на базе Манежа был образован Центральный выставочный зал. Одним из центров культурной жизни Москвы стал грандиозный выставочный зал площадью в 6500 кв.м. С 1957 года до настоящего времени в Манеже было проведено несколько сотен выставок, которые посетили более 60 миллионов человек. Конечно же, самая известная из них — та выставка молодых художников и скульпторов, которую буквально разогнал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Это событие стало фактически венцом «оттепели». По иронии судьбы, очень скоро «соратники» отправили Хрущева на пенсию, а памятник на его могиле изваял «хулиган от искусства» скульптор Эрнст Неизвестный, принявший на себя основной удар сановной критики.

Во время пожара погибла экспозиция — 100 полотен известных театральных художников (Бориса Месерера, Олега Шейнциса, Давида Боровского). Трагическую символичность события отметил директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч, назвав его «костром на пожарище исчезающей исторической Москвы».

Московские власти уже шесть лет искали инвестора для реконструкции Манежа. Недавно тендер выиграла австрийская фирма. Ориентировочная смета — 250 млн. долларов. Главный архитекор Москвы Александр Кузьмин утверждает: «здание Манежа будет восстановлено, при этом прежняя функция — Центрального выставочного зала — сохранится».

Дискуссии о реставрации Манежа велись давно. Главный вопрос — как переоборудовать деревянные «фермы Бетанкура». Между ними планировалось разместить новые металлические конструкции, а фермы (усохшие за 185 лет на целый метр — с 40 до 39) оставить в качестве декоративного материала. Специалисты отмечают: «Бетанкур создал свое произведение до появления «сопромата» (сопротивление материалов) и не все учел в своих конструкциях». Еще не так давно специальная воинская команда следила за сохранностью строительных конструкций. В последние годы пересушенный материал стропил не обрабатывали веществами, повышающими огнеупорность. Возможно, потому и пожар погасить было практически невозможно.

На внутреннем пространстве Манежа предполагалось разместить дополнительные экспозиционные помещения, возвести ресторан с банкетным залом и буфетом на 300 посетителей. Полезную площадь планировалось увеличить за счет создания двух подземных уровней; административный блок и автостоянка автоматически бы увеличивали полезную площадь с 9 до 23 тысяч кв. м. Цены на землю в центре Москвы сопоставимы с крупнейшими мегаполисами планеты, а то и превышают их. Потому и нет сомнений, что через несколько лет на месте Манежа мы увидим очередного суперсовременного монстра. То, как выглядел старый Манеж, можно будет увидеть лишь на открытках, старинных литографиях, а его внутреннее убранство — в кадрах кинохроники. Один из шедевров эпохи ампира — позднего российского классицизма — так и не дожил до масштабной «реконструкции», которую проводить сейчас было бы куда легче.