UA / RU
Поддержать ZN.ua

Корректировка реальности

Вывести человека на чистую воду проще, если он говорит о том, что никогда не происходило в действительности...

Вывести человека на чистую воду проще, если он говорит о том, что никогда не происходило в действительности. Однако значительно сложнее распознать обман, если речь идет о каком-то событии, имеющем реальную основу. Таким образом, получается, что чем дольше существует человечество, тем оно больше и искуснее лжет?

Алдерт Вридж в книге «Распознавая ложь и обман» описывает, как в результате серии многочисленных опытов он установил, что среднестатистический человек способен опознать ложь в 44%, а правду — в 67% случаев. Вридж считает, что этот парадокс легко объясним: по его версии, человек всегда выбирает наиболее безопасную стратегию поведения — выгоднее поверить в заведомую ложь, чем обвинить честного собеседника в передергивании.

Чарльз Форд, автор книги «Ложь! Ложь! Ложь! Психология обмана», утверждает: чтобы быть человеком — необходимо уметь врать. Человеческая цивилизация была бы невозможна, не обладай люди этим качеством: «Желание соврать — это совершенно естественное желание, возникающее у каждого человека». Форд объясняет это следующим образом: цивилизация основана на способности разных людей общаться друг с другом, передавая различные сигналы — речевые, мимические и прочие. Однако способность эффективно обмениваться информацией зависит прежде всего от способности понимать собеседника. То есть ложь появляется лишь тогда, когда обманщик понимает, каким образом возможно ввести в заблуждение другого человека. Следовательно, чем больше лжи, тем больше взаимопонимания.

Ричард Райт, автор книги «Моральное животное», утверждает, что чем развитей система коммуникаций, то есть язык, тем выше уровень и больше количество лжи. По его мнению, человек — самое нечестное существо на планете. Это вызвано лишь тем, что люди много общаются друг с другом. Райт выдвигает гипотезу, что ложь развивалась по мере развития цивилизации: у первобытных людей было относительно немного возможностей для проявления этого качества — поводов для вранья было немного, обманщика легко было вывести на чистую воду и наказания за обман соплеменников могли быть самыми жестокими. Однако по мере того, как усложнялись жизнь и культура, ложь получала больше пространства для реализации. Следовательно, переходя на новые ступени развития, человечество автоматически будет увеличивать количество производимой им лжи.

Ложь и недоговорки стали составной частью политики, во многих случаях это оказывало разрушительное влияние на мир. Тем не менее, Эрик Алтерман, автор исследования «Когда лгут президенты», считает, что политик и государственный деятель априори не может быть абсолютно откровенным перед аудиторией. Например, президент страны не может и не должен детально объяснять гражданам все тонкости проводимой им политики: многие его действия могут быть понятны лишь профессионалам. Поэтому выступления публичных политиков, как правило, заранее «лакируются», аргументация упрощается, упор делается не на факты, а на эмоции, способные вызвать отклик у аудитории.

Бенджамин Гинсберг, автор книги «Американская ложь», доказывает, что вся политика, по определению, основана на лжи и только на лжи. «Политика — это не битва за правду, справедливость и принципы. Намного более важно, что это битва за деньги, власть и статус. Сложно представить, что политики тратят столько сил и энергии только потому, что они жаждут добиться аккуратной выплаты пенсий». Гинсберг декларирует, что без лжи политика была бы невозможна, как, вероятно, и вообще государственная власть.

По материалам сайта washprofile.org