UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОРОВЬИ ТУШИ, МИНИСТЕРСКИЕ ГОЛОВЫ И КУРИНЫЕ ОКОРОЧКА

Невзирая на долгосрочные дискуссии и вопреки многочисленным альтернативным проектам, парламент все-таки принял, а Президент все-таки подписал закон «Об экспортной пошлине на живой скот и кожевенное сырье»...

Автор: Юрий Крот

Невзирая на долгосрочные дискуссии и вопреки многочисленным альтернативным проектам, парламент все-таки принял, а Президент все-таки подписал закон «Об экспортной пошлине на живой скот и кожевенное сырье». Возымевшие место в мае, эти события вызвали определенные последствия уже в июне, что с большинством законов бывает достаточно редко. И хотя рассуждать о достоинствах и недостатках этого законодательного акта уже поздно (напомним только, что вводимые данным актом пошлины на все виды скота и кож приближают экспортные цены к мировым, а избежать уплаты пошлин может только экспортер - производитель ввозимой продукции), поговорить о последствиях его принятия самое время. Тем более, что последствия эти, проявившиеся к последнему времени, оказались неожиданно разноплановыми.

Бодай хозяина,

люби тореадора!

Начнем с того, что декларированная правительством забота о повышении показателей потребления мяса на душу прежде всего украинского населения вряд ли воплотится в жизнь: говядину, которая в ожидании отправки за рубеж ревет не своим голосом в портах Украины, нам не удастся ни съесть, ни даже понадкусывать. Экспорт скота, без сомнения, будет продолжаться хотя бы по той простой причине, что говядина во всем мире есть пища богатых, тогда как пища бедных - небезызвестные «ножки Буша».

Если же говорить о причинах более сложных, то следует прежде всего отметить вышеупомянутую льготу экспортерам-производителям, которой (как дыркой в таможенных барьерах) будут пользоваться все кому не лень. Уже сейчас многие крупные трейдеры в пожарном порядке организовывают собственные базы для выращивания скота. Какую часть в их экспортных партиях составит продукция собственного производства, а какую - выдаваемая за собственную, понятно многим. Кроме того, всегда найдется возможность оформить экспортную партию как натуроплату, которая в АПК Украины, как известно, налогами не облагается.

Наконец, причиной сокращения мясного рациона граждан Украины является далеко не только «грабительский» вывоз живого скота (а именно на этом настаивали многие сторонники принятия драконовских таможенных ставок), но и не менее распространенный вывоз мороженых говяжьих туш. Надо сказать, что на этом направлении работают не ливано-турецко-сирийские, как в случае с вывозом живого поголовья, а российские посредники. И если в первом квартале текущего года КРС в живом весе было вывезено на сумму $22,4 млн., то стоимость экспорта по мороженой говядине почти в три раза больше - $63,2 млн. В этом смысле закон о пошлинах на экспорт живого скота лишь облегчает жизнь северным соседям за счет ограничения поля деятельности соседей южных. Только и всего.

В целом же этот законодательный акт больнее всего бьет по товаропроизводителю: между ним и потребителем возникает дополнительный барьер в лице либо отечественных трейдеров-посредников, либо отечественных же мясокомбинатов, загрузка которых за последние полтора года, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Посему не исключено, что по-настоящему жестко лоббировали принятие этого закона именно они, а вовсе не другие заинтересованные лица (которых, как уже было и еще будет сказано, тоже немало).

«Ах, миленький дружок, любезный пастушок...»

Хоть и косвенным, но вполне действенным следствием обозначенной в законе экспортной политики являются свершившиеся и грядущие изменения в области политики кадровой в возглавляющих АПК ведомствах. Вышеописанный удар по производителю, само собой разумеется, приведет к сокращению производства и, как следствие, - к появлению у представителей высших эшелонов власти вполне резонных оснований для критики в адрес хотя бы того же Минсельхозпрода.

Не стоит забывать, что в недавнем постановлении КМ «Об организационной работе Министерства сельского хозяйства и продовольствия по выполнению заданий, предусмотренной программой деятельности Кабинета министров Украины» Минсельхозпрод был подвергнут весьма серьезным обвинениям именно за работу в сфере животноводства. Отрасль в этом году стала полностью убыточной, а реальных источников ее финансирования, кроме либерального экспорта пользующегося спросом КРС, не существует. Однако вместо того, чтобы активно влиять на процесс экспорта (а рычагов для такого влияния сколько угодно - вспомним хотя бы идею открытия животноводческих отделений при агробиржах), ведомство предпочло на данном фронте бездействовать, ограничиваясь лишь заявлениями о трудном положении дел и призывами к созданию неких эфемерных структур вроде бюджетного фонда поддержки животноводческих хозяйств.

Несколько месяцев назад теперь уже бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Павел Гайдуцкий в интервью «ЗН» говорил о том, что он бы и рад проводить либеральную политику по отношению к экспортерам скота, да вот беда: вопрос этот касается проблемы сохранения мясного баланса и потому входит в компетенцию органов не ниже Кабмина. Таким образом, не сделав ничего для включения рыночных механизмов в области реализации животноводческой продукции, министр утратил не самый плохой козырь, который с успехом можно было бы использовать в игре за право остаться в должности...

Впрочем, организация рыночных структур с трудом дается не только отдельным «рулевым», но и ведомству в целом: недаром же на вопросы корреспондента, настырно интересующегося положением дел на внутреннем рынке мяса, один из сотрудников министерства иронично отвечал: «Минсельхозпроду не до этого - мы контролируем проведение посевной», «Сейчас не это главное - Минсельхозпрод руководит процессом перевода скота на весенне-лагерный режим содержания»...

Рацион на курьих ножках

Среднестатистический же потребитель мяса в Украине, безусловно, столкнется с еще одним важным следствием принятия столь мудрого документа, каковым следует считать закон об экспортных пошлинах на живой скот. Спад производства этой продукции приведет к существенному укреплению позиций импортеров мяса, которые уже сейчас занимают на внутреннем украинском рынке вовсе не самое скромное место. Достаточно сказать, что в первом квартале текущего года при общем объеме импорта мясопродуктов в $26,7 млн. $18,4 млн. составляли куриные окорочка американского производства. Режим их ввоза является достаточно щадящим: импортная пошлина определена в размере не меньше 700 экю за тонну. Если сопоставить эту цифру с экспортными пошлинами на КРС в живом весе (1500 экю за тонну) и учесть, что производство этой продукции на Западе дотируется из госбюджета, то становится понятным, в какую сторону образуется в ближайшее время перекос в экспортно-импортном балансе мяса и мясопродуктов.

А последний в настоящее время выглядит не так уж плохо и имеет не только положительное сальдо, но и едва ли не трехкратное превышение экспорта над импортом. Что же до того, что за нашего бычка мы получаем американскую курочку, то это, как уже говорилось выше, вполне естественно для стран с такой структурой потребления, как наша. Единственное, что следовало бы сделать, - не дать подобной ситуации закрепиться в Украине на веки вечные. Однако пока что происходит нечто прямо противоположное этому.