UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОРОЛЕВА ЛЬДА МЕЧТАЕТ ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ

Невысокая, тонкая и изящная, но невероятной внутренней силы, которая сквозит в каждом ее жесте и дв...

Автор: Наталия Винтер

Невысокая, тонкая и изящная, но невероятной внутренней силы, которая сквозит в каждом ее жесте и движении, Ирина Роднина практически не изменилась с тех времен, когда она была королевой фигурного катания, национальной героиней, когда уже первые такты ее «Калинки» вызывали восхищение судей и овации стадионов во всем мире. Катаясь в паре сначала с Алексеем Улановым, а позднее - с Александром Зайцевым, за десять лет - с 1969-го по 1980-й - они десять раз становились чемпионами мира, шесть раз побеждали на Олимпиадах, а в бывшем СССР годами им не было равных. Достигнув всего, о чем лишь может мечтать спортсмен, увековечив свой триумф в Книге рекордов Гиннесса, после распада Союза она как-то пропала из виду ее украинских поклонников. Уже девять лет живет и работает в США, в Москве бывает редко и коротко, поэтому далеко не всегда находит время для общения с прессой. Именно поэтому, увидев ее на трибунах загребского Дворца спорта, где проходил чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров, я не смогла пропустить возможность побеседовать с кумиром всех девчонок моего поколения.

- Вы уже долго живете в Америке. Привыкли ли вы к своей американской жизни или все еще скучаете по Москве? Чего вам больше всего не хватает в Америке?

- Хочу вас сразу же поправить. Я не живу в Америке, я там работаю. Мой дом остался в Москве. Я стараюсь бывать там почаще и не терять связи с друзьями, приятелями, со всей нашей шумной московской жизнью - театральной, концертной, которой мне так недостает сегодня. Ведь сейчас я живу в маленьком городке в горах, похожих на Швейцарию. Может быть поэтому у меня такая тяга к столичной, городской суете. Однако, бывая сейчас в Москве, я понимаю, что скучаю по тому, как мы раньше там жили, а этого, даже вернувшись в Москву, уже не вернуть. Это уже не та Москва… Однако должна признаться: скучать по-настоящему совершенно некогда. Я очень много работаю да и двое детей поскучать никогда не дадут.

- Расскажите немного о них. Они не решили связать свою жизнь с фигурным катанием?

- Абсолютно нет! Сами они к этому не стремились, а мне не пришло в голову их подталкивать. Я слишком хорошо знаю этот мир, все испытания, связанные с профессиональным спортом, чтобы пожелать этого своим детям. Саша, которому уже 19, окончил школу и учится в американском колледже. Он немного играет в хоккей, но лишь для себя, без всяких планов на будущее в этом смысле. А Алена - ей 12 - учится в школе, немного занимается волейболом, увлекается балетом, играет на фортепьяно - всего понемногу.

- В свое время ваш развод с Александром Зайцевым был настоящей сенсацией, однако в то время не было принято ни спрашивать, ни писать об этом. Как это - быть связанным с кем-то и в профессиональной, и в личной жизни, как это было у вас с Зайцевым?

- Это очень тяжело. Скажем, если у нас были проблемы на тренинге, дома я не могла делать вид, что этого нет, и наоборот; домашние проблемы я не могла одним махом стереть со льда… Кроме того, когда мы выступали, мы были партнерами, помогали и поддерживали друг друга. Однако в семье я не хотела быть партнером. Хотела быть женой, матерью, домохозяйкой. И потом, мы просто слишком много времени проводили вместе. На самом деле, мы постоянно были вместе - на тренинге, на соревнованиях, в институте, дома… Помню, как однажды сказала: «Прошу тебя, выйди из кухни, дай мне возможность хотя бы кофе попить наедине с собой». Очень тяжелым было и первое время после развода. Но сегодня мы работаем вместе, в одном центре, у нас сын, о котором мы вместе заботимся.

После развода с Зайцевым Ирина скоро снова вышла замуж. Ее мужем был Леонид Никовский, архитектор и один из первых московских бизнесменов. Они поженились в 1985 году, вскоре появилась дочь Елена. Целых пять лет Ирина не работала, была настоящей домохозяйкой - заботилась о муже, воспитывала детей.

- Так как мой второй муж был евреем, «в соответствующих структурах» мне тактично, а вернее - вполне открыто намекнули, что было бы лучше, если бы я ушла с тренерской работы и занялась детьми. Вначале было безумно обидно, однако теперь я этим людям даже в чем-то благодарна, так как это действительно дало мне возможность хотя бы на время посвятить себя детям…

А в 90-м пришло предложение из Америки. Меня приглашали на тренерскую работу в «International Training Center» под Лос-Анджелесом. Условия были отличные, предложение в профессиональном смысле очень привлекательным в отличие от моей русской действительности, где для меня больше не было работы. Я даже не раздумывала долго, не ломалась, а сразу согласилась, и мы с детьми отправились через океан.

- Чем заполнена ваша жизнь помимо фигурного катания? Что вы любите, как отдыхаете?

- Исключить фигурное катание из моей жизни очень сложно. Обычно у нас в центре очень много работы. Бывают дни, когда с 7 утра до 10 вечера я практически не снимаю коньки. В выходные же или просто лежу пластом у бассейна с книжкой, или же вынуждена заниматься делами, которые накопились за неделю. Стараюсь почаще вырваться в Сан-Франциско, где у меня много друзей. Нет, это не американцы, это наши люди, которые, слава Богу, не имеют никакого отношения к фигурному катанию. Я не стараюсь специально отдалиться от своего профессионального круга, но так сложилось, что у меня остался круг друзей еще со школы. Теперь многие из них в Америке, и мы стараемся видеться почаще.

- Вы прекрасно выглядите. Глядя на вас, я сомневаюсь в данных справочника, согласно которому в фигурном катании вы более 30 лет. Как поддерживаете форму? Может быть, существует рецепт молодости «а-ля Роднина»?

- Среди фигуристов есть такая шутка. Говорят, что мы столько времени проводим на катке, что срабатывает эффект свежезамороженного мяса… А если серьезно, то никаких секретов нет. Просто много работаешь, иногда так много, что даже забываешь поесть.

- Значит, вопрос о диете отпал сам собой…

- Дело не в диете. Дело в жизненной активности. Спорт - это самый сильный наркотик, который я знаю в жизни. Люди, которые прошли через тренировки и постоянные занятия спортом, уже не могут вести пассивный образ жизни, не могут ничего не делать. Поэтому когда у меня есть свободное время, я плаваю, играю в теннис, катаюсь на лыжах, просто бегаю. Однако, повторяю, лишь в том случае, когда есть время, а главное - желание. И это для меня нормальный образ жизни, а не самоцель - хорошо выглядеть.

Что же касается питания и готовки, то я не вижу в этом никакой проблемы. Меня всегда удивляет этот вопрос, который у нас особенно любят задавать. Да, я еще застала период, когда приходилось готовить не то, что любишь, а то, что сумеешь достать. В Америке же все это настолько просто и легко, что об этом не задумываешься. Однако у меня на этот счет есть своя позиция. Ясно, что при всем желании я никогда не смогу готовить так, как это делают в хороших ресторанах. Поэтому я предпочитаю со своими детьми раз в неделю пойти в хороший ресторан, где мы можем вкусно поесть, а главное - пообщаться. Думаю, что нашим детям не столько не хватает маминых пирожков, сколько элементарного общения с нами. Хотя, в то же время, они знают и любят мои блюда и иногда просят меня что-нибудь им приготовить.

Вообще мне кажется, что те каноны, на которых мы были воспитаны, что женщина должна успевать все и быть хороша во всем - и дома, и на работе, несколько устарели. Не нужно женщине, как когда-то Валентине Гагановой, обслуживать 18 станков. Невозможно человеку быть профессионалом во всем. Один хорош в этом, другой - в чем-то другом. Есть женщины - прирожденные жены, хозяйки и хранительницы очага. А есть другие - те, которые посвятили себя какому-нибудь другому делу.

- Вы добились всего, о чем только может мечтать спортсмен. А о чем сегодня мечтает Роднина?

- Мои мечты связаны с возвращением в Москву. И я очень счастлива, что это уже не только мечты, но и вполне конкретные планы. И надеюсь, что скоро они воплотятся в жизнь. В Москве планируется начать строительство большого спортивного центра, который бы носил мое имя. Судя по тому, что мы сейчас планируем, это будет один из крупнейших центров отдыха и спорта в Европе, который объединял бы в себе несколько спортивных залов, каток, бассейн, фитнесс-центр, отель, несколько ресторанов и кафе. Предполагается, что это будет не только центр по подготовке спортсменов, но и место, куда люди могут прийти с детьми и активно отдохнуть. Правительство Москвы приглашает меня быть спортивным директором будущего центра. Хотелось бы попробовать себя в чем-то новом. После того, как много лет занимаетесь одним и тем же, хочется найти что-нибудь новое. Этого хочу и я…