UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНВЕРГЕНЦИЯ ПО-АЛБЕНСКИ

Теория конвергенции, т.е. сближения и взаимовлияния социализма и капитализма, стала популярна в бывшем соцлагере благодаря работам незабвенного Андрея Сахарова...

Автор: Александр Гуревич

Теория конвергенции, т.е. сближения и взаимовлияния социализма и капитализма, стала популярна в бывшем соцлагере благодаря работам незабвенного Андрея Сахарова. Однако с исчезновением «лагеря» концепция оказалась не у дел. И, как мне кажется, совершенно напрасно.

О чем поведала албенская статистика

Дело в том, что, наряду с межсистемной конвергенцией, существует конвергенция внутрисистемная. Доконвергентный капитализм - обнаженно классовое общество с резким делением на богатых и бедных, их взаимной подозрительностью и злобой. Конвергентный же капитализм - общество гораздо более гомогенное. Здесь, конечно, сохраняется разница в имущественном положении тех или иных социальных групп, но нет резкого разрыва в качестве жизни и уровне потребления. Соответственно, здесь нет места классовой ненависти, духу шовинизма и великодержавности, зато сильна тяга к взаимной терпимости, сотрудничеству и партнерству.

Удивительно, но именно эту атмосферу «развитого конвергентного капитализма» в первую очередь ощущаешь, отдыхая в болгарской Албене. Хотя сюда прибывают люди со всей Европы и даже мира (см. таблицу) с самым разным достатком, вся туристская публика воспринимается как одна большая семья. Это одинаково справедливо и для пляжей, и для ресторанов, и для многочисленных культурно-спортивных мероприятий. Разве что в специализированных клубах (о них речь ниже) собираются «этнородственные души», дабы попеть и почесать языки, которые, как известно, пока еще несколько отличаются друг от друга.

Но в Албене весьма успешно развивается еще один вид конвергенции, служащий на сей раз взаимодополняющим сочетанием пяти высококачественных туристских продуктов: семейного отдыха, оздоровления в специальном медцентре, спортивного, развлекательного и горного туризма (см. «ЗН» от 27 июня с.г.). На некоторых из них мы далее остановимся более подробно, а пока хотел бы обратить внимание на любопытные детали поступления в Албену «охотников за конвергенцией».

По данным Всемирной торговой организации за 1995 год, больше всех ездят по миру немцы, американцы и жители британских островов, что в определенной степени подтверждает и приведенная таблица. Но она же указывает на тот неоспоримый факт, что в мировую туристскую элиту за последние годы вихрем ворвались россияне, составляющие более 90% приезжающих в Албену из бывшего Союза. В каждой турпоездке среднестатистический житель РФ тратит примерно $1500, что, по оценке ВТО, в два с лишним раза выше, чем у среднемирового туриста. И хотя Украина занимает в постсоветском списке «албениады-98» второе место, ее доля не превышает 7%, что, видимо, близко к истине и для остальных туристских регионов. При этом, как известно, официальная реальная зарплата в Украине «всего лишь» вдвое ниже российской. Выходит, причину столь значительного отставания туристских потребностей наших соотечественников от бывшего «старшего брата» следует искать прежде всего в различных уровнях теневых доходов, а также большей патриархальности семейного уклада, в значительной мере ориентированного на «дачные» варианты летнего отдыха.

В таблице не нашел отражения зафиксированный албенскими аналитиками факт спада на 15-20% летнего туристского потока из стран СНГ по сравнению с 1997 годом. При более углубленном исследовании оказалось, что тот же феномен характерен и для других европейских курортов и почти наверняка связан с углублением в Содружестве экономического кризиса. Частично этот срыв удалось компенсировать за счет англичан. И хотя немцы и французы также хотели забронировать в свое время больше мест, албенцы не решились «обидеть» своих православных собратьев и... поезд ушел.

Другой любопытный аспект Албены-98 состоит в том, что резко возрос в этом году поток отдыхающих из стран Ближнего Востока, где львиную долю прироста дали израильтяне и турки, т.е. представители исконных мест туристского паломничества из постсоветского пространства. Исходя из рассказов бывалых путешественников, это свидетельствует, скорее всего, о росте качества албенских услуг при более низких ценах, а главное - при более благоприятном для здоровья климате.

Еще одна особенность нынешнего сезона - резкий спад потока туристов из Чехии и Сербии и рост его из региона Западной Европы. Первое, видимо, обусловлено обострившимися в указанных странах финансовыми трудностями, второе - внедрением евростандартов туристского обслуживания. А вот «летучих шведов» албенский менеджмент, судя по данным этого года, еще не совсем освоил. Ведь это - особый контингент, привыкший к скрупулезному планированию своего отдыха и высоким стандартам обслуживания. Поэтому он весьма консервативен в своем выборе и переориентировать его на новый рынок чрезвычайно трудно. К тому же, из-за девальвации большинства валют стран Юго-Восточной Азии - традиционного места отдыха шведов - там нынче создались весьма благоприятные финансовые условия.

Но таких проколов, как правило, немного. Благодаря тесному сотрудничеству местного менеджмента с крупнейшими мировыми туроператорами (еженедельно проводятся своеобразные аналоги селекторных совещаний) половина гостей курорта приезжают сюда многократно, что существенно способствует его стабильной работе.

Интернациональному курорту - интернациональный капитал

Надо ли - в который раз! - напоминать, что туризм является ныне одной из самых прибыльных отраслей. Уже сегодня, утверждают эксперты ВТО, доходы от мирового туризма превышают поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов (еще до падения цен на них), автомобилей или телерадиоаппаратуры. Скажем, США зарабатывают в год на туризме более $60 млрд., Испания и Италия - свыше $25 млрд., а Австрия с населением 9 млн. человек - до $15 млрд. Болгария сегодня вплотную приблизилась к $1 млрд., или 5-6% ВВП, что типично для большинства стран с развитой системой туризма, тогда как Украина топчется вокруг 0,5% ВВП.

На традиционный вопрос «Кто виноват?» ответ будет не менее традиционный: неэффективная законодательная база, отсутствие единой государственной политики в данной сфере, нестабильность и разобщенность работы большинства субъектов данного рынка - туроператоров, владельцев отелей, перевозчиков и туристских компаний, низкое качество, ненадежность и бедный ассортимент предлагаемых турпродуктов, слабый профессионализм сотрудников, наконец, высокие цены, совершенно не соответствующие уровню сервиса. И это при том, что Украине досталась примерно половина материальной базы бывшей всесоюзной индустрии гостеприимства и отдыха.

Как показывает албенский опыт, о котором «ЗН» уже частично писало в прошлом году, ключевыми условиями выхода туристской отрасли в передовики национальной экономики служит комплексная приватизация расположенных в стране курортов и вытекающая отсюда единая система управления соответствующим оздоровительным комплексом плюс тесное сотрудничество с солидным, опытным и надежным финансовым партнером. К такой форме приватизации, рассказал в беседе со мной председатель совета директоров АО «Albena Tourist Co» Тодор Радев, коллектив готовился более пяти лет. Благодаря аудиту известной консалтинговой фирмы «Прайс Уотерхауз» и четкой организации процедура акционирования была совершенно прозрачной и недавно завершилась выкупом у государства последних 11% акций. Первые же 33% были выкуплены год назад с помощью кредита одного из крупнейших французских банков «Националь де Пари». 15% акций сотрудники курорта могли купить по льготному тарифу - за полцены, но из 2000 человек это сделали примерно 1700.

Сейчас распределение акционерного капитала следующее. 28% принадлежит АО «Албена-2000», где цифра указывает как на общее количество сотрудников комплекса, так и на «громадье планов» в новом тысячелетии. Следующим крупным акционером является приватизационный фонд, который трансформировался в холдинг и вошел в АО «Албена-2000», так что в сумме они владеют контрольным пакетом акций. 15% имеет банк «Националь де Пари», 9,6% - муниципалитет районной столицы - города Балчик, 8-9% - бывшие собственники албенской земли, 3-4% - отдельные иностранные и отечественные инвесторы (всего у Албены - более 3000 мелких акционеров).

Надо сказать, что французский банк открыл для албенцев много дверей на Запад. Благодаря ему акции курорта начали котироваться на Лондонской фондовой бирже, где значительно поднялись в цене: при номинале в 1000 левов (чуть больше $0,5) акции продавались там по цене $11, где их приобрел, в частности, известный шведский концерн «Орифлейм». Да и внутри Болгарии они ныне продаются за 15-16 тыс. левов. Это и неудивительно: за прошлый год прибыль превысила 60%. Такой итог, в свою очередь, подвиг парижан на решение выделить своему болгарскому партнеру кредит в 20 млн. евро со ставкой Libor + 3-4%. Помимо прочего, албенский холдинг намерен купить за эти деньги гостиницы в Варне и Пловдиве, а также на местных курортах «Золотые пески» и «Солнечный берег» (о приобретениях на горном курорте «Боровец» мы уже писали).

Кстати, именно опыт «подетальной» приватизации других болгарских курортов убедил менеджеров Албены в пагубности такого пути. Прежде всего это сказывается на резком возрастании трудностей поддержания в надлежащем состоянии, уже не говоря о дальнейшем развитии, общей инфраструктуры курорта. А ведь тот факт, что Албена - единственная из всех здешних курортов - отмечена международным «Голубым флагом» за экологическую чистоту и сохраняет его у себя третий год подряд, обязан не в последнюю очередь именно единому руководству комплексом (другой немаловажный фактор местных «голубых кровей» - местонахождение курорта в житнице Болгарии, Добруджанском крае, где выращиваются экологически чистые продукты, т.е. без применения химудобрений).

Та же причина, по мнению

г-на Радева, лежит в основе утери международных позиций знаменитыми когда-то румынскими туркомплексами. Их техническая база осталась на уровне 60-80-х годов, в то время как на курортах Средиземноморья ежегодно появляются до 100 тыс. новых «рабочих мест». В ту же «стагнирующую цепь» можно включить Южный берег Крыма, Трускавец и другие благодатные уголки Украины. Когда читаешь в прессе, как руководство крымских здравниц соревнуется друг с другом, кто выше вздернет цены на путевки, авиаперевозчики - на билеты, хозяева автостоянок - за несколько квадратных метров символически охраняемой зоны, когда власти разного уровня отчаянно сражаются за присвоение ялтинского концертного зала «Юбилейный», стоит ли удивляться, что курортный сезон в Крыму в очередной раз сорван, а те немногие, кто все же решился предпочесть Ялту Кипру, Турции или той же Албене, лишены удовольствия лицезреть традиционные фестивали «Крымские зори» и «Песни моря».

Главный капитал Албены

Думаю, читатель уже догадался, что речь идет об обслуживающем персонале. И хотя об этом уже говорилось в прежних публикациях «ЗН», проблема «усовершенствования кадров» становится все более актуальной. По одной простой причине: высокое качество обслуживания гостей - едва ли не главный козырь в конкурентной борьбе, способный даже компенсировать природные недостатки субъекта оздоровления.

В значительной мере эту потребность Албены удовлетворяет созданный еще в 1992 году международный колледж «Маастрихт» - совместное дитя курорта и Маастрихтского высшего института гостиничного хозяйства из Голландии. Его главное кредо - не количество выпускников, а качество их подготовки. Поэтому обычно из сотни-другой кандидатов отбирается примерно треть, а оканчивает колледж, как правило, лишь половина принятых (первый выпуск составил всего 16 человек). Учеба происходит в небольших группах, где совместно решаются те или иные крупные проблемы, после чего идет закрепление материала за рубежом в ведущих центрах туристского обслуживания. Именно так воспитываются всесторонне подкованные менеджеры, причем не только в сфере туризма.

Поскольку к преподаванию, наряду с болгарскими, привлекаются ведущие иностранные специалисты, обучение идет на основных европейских языках, что является одним из обязательных качеств любого менеджера международного класса. Среди нынешнего контингента слушателей - лишь два представителя России и по одному - из Украины, Беларуси и Казахстана. Главная причина такого положения - высокий процент отсева из-за слабой языковой подготовки. Поэтому д-р Радев, который одновременно является ректором колледжа и большим энтузиастом его развития, намерен в ближайшее время организовать подготовительную группу из 15 граждан СНГ, чтобы 720 часов посвятить интенсивному изучению английского или французского языка, являющихся базовыми для двух различных программ подготовки специалистов.

Об условиях обучения мы писали в прошлом году: с тех пор они практически не изменились (о подробностях можно узнать по телефону: 359 5722 62591). Могу лишь добавить со слов ректора, что те, кто после трех лет обучения получает международный диплом специалиста, могут либо продолжить учебу на бакалавра в вузах Великобритании, Франции, США и других стран, либо устроиться на работу в престижных западных фирмах и зарабатывать на первых порах в среднем $500-1000. Сама же Албена ежегодно получает из колледжа 20-30 высококвалифицированных менеджеров. И если кто-то из них поначалу покидает Болгарию, то рано или поздно возвращается, «упакованный» ценным зарубежным опытом.

Окончание следует.