UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНЦЕПЦИЯ И (ИЛИ) КОММЕРЦИЯ?

Искусствоведы уже не первый год жалуются на излишнюю коммерциализацию искусства моды, а обозрева...

Автор: Оксана Приходько

Искусствоведы уже не первый год жалуются на излишнюю коммерциализацию искусства моды, а обозреватели дамских журналов все чаще с унынием констатируют, что большинство модных коллекций так никогда и не спустится с высоты подиума на грешную землю. То есть, не выйдет на улицы. Даже трудно сказать, какого ярлыка для своей очередной коллекции дизайнеры боятся больше всего: определение «концептуальная» весьма льстит самомнению, однако зачастую грозит финансовой несостоятельностью, а «коммерческая», суля золотые горы, вызывает острую потребность в жилетке или психоаналитике.

Утверждать, что до сих пор никто не пытался объять необъятное и соединить несовместимое, конечно, нельзя. Однако только после лондонской Недели моды эти попытки начали производить впечатление успешных. Как, например, произошло на показе последней коллекции Тристана Веббера. На параллельно расположенные подиумы выходили сразу две модели. Слева двигалась модель в совершенно неидентифицируемом одеянии, а справа — манекенщица в коммерческом варианте этой же идеи. Сложные архитектурные формы, воспроизводящие ветви декоративного кустарника, покрытого инеем, на месте предполагаемого воротника, демонстрируемые слева, справа уравновешивались стильными блузами с оригинальными, лишь слегка «ветвящимися» ожерельями. Такой откровенный дуализм впечатлил как критиков, так и клиентов, в результате чего в прессе появились положительные отклики, а в бутиках — нечто, в представлении западного обывателя соответствующее понятию «очередь».

Впрочем, большинство дизайнеров, и не только в Лондоне, в процессе постижения диалектики бытия активно используют менее демонстративные приемы. Так, например, чаще всего они предпочитают создавать исключительно носибельные коллекции, «оттягиваясь» на невообразимых аксессуарах. Например, респектабельное меховое манто, эффектно распахнутое на груди, украшенной только низкой разнокалиберных драгоценностей. С легкой руки Ива Сен-Лорана этот прием обошел все мировые подиумы, а сами манто моментально раскупили клиенты. Правда, они носят эти манто в несколько иных сочетаниях. Но все равно с удовольствием и с ощущением своей причастности к высокому искусству моды.

Еще одним очень удачным приемом примирения коммерции и концептуальности является использование графических решений. Прямая и бесхитростная, как бревно, юбка шьется из ткани такой расцветки, что мимо никто спокойно не пройдет. Естественно, такие наряды не обходят своим вниманием ни критики, ни клиенты: первые любят, чтобы «спотыкались» об их материалы, а вторые — о них самих. К этому приему прибегают сейчас практически все дизайнеры, так как актуальность экспрессивной графики, пришедшей на смену скучной монотонности, удерживается уже который сезон кряду. И все же Эли Кишимото удается применять его с особо нарочитой небрежностью.

А вот повторить творческий подвиг молодого дуэта дизайнеров, выступающего под торговой маркой Boudicca, дано не каждому. Водрузив на головы своих моделей нечто среднее между боксерской перчаткой и воздушным шариком, они вызвали настоящий ажиотаж у критиков, которые с непривычной для них детской непосредственностью наперебой интересовались, зачем эти «наголовники» нужны. Как объяснил один из авторов — Брайан Киркби, для того чтобы «вызвать хоть какие-нибудь эмоции в то время, когда мир моды стал настолько корпоративным». А среди их клиентов ажиотаж вызвала распродажа коллекции бесхитростных белых блуз — как оказалось, они тоже способны вызвать эмоции.

Период, который сейчас переживает жестокий и прекрасный мир моды, сложен и не только переделом всего модного пространства между несколькими монстрами модельного бизнеса. Практика показывает, что и независимые дизайнеры имеют шанс на выживание в этой схватке. Если только учатся играть по правилам… корпоративного искусства.