UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНТРРАЗВЕДКА ПОСЛЕДНЕГО ГЕТМАНА: МОСКОВСКИЙ АСПЕКТ

18 мая 1918 года гетманом Павлом Скоропадским было утверждено постановление Совета Министров «Про изменения существующих законов про милицию и создание Державной Варты»...

Авторы: Сергей Вейгман, Юрий Лукашин

18 мая 1918 года гетманом Павлом Скоропадским было утверждено постановление Совета Министров «Про изменения существующих законов про милицию и создание Державной Варты». Непосредственно контрразведывательные функции возлагались на специальный осведомительный отдел Державной Варты. В документах иногда попадаются и другие названия - «информационный отдел», «особый» или «разведывательный».

Приоритетными направлениями новосозданной структуры были нейтрализация внутриполитической деятельности «самостийников», а также разведок Австро-Венгрии, Румынии, Турции, США и др. Однако больше всего проблем украинским контрразведчикам составила прекрасно организованная большевистская агентура, главным идеологическим каноном которой стало знаменитое изречение Льва Троцкого: «Без Украины нет России».

«Мирная делегация»

Больше всего хлопот молодой украинской контрразведке летом 1918 года доставила мирная делегация Советской России во главе с Х.Раковским. По донесению украинской мирной делегации от 20.07.1918., поездом, предназначенным для потребностей русской мирной делегации, прибыло два вагона людей, официально не имевших с ней ничего общего. Согласно сводке Особого отдела от 04.12.1918. «…во время пребывания мирной делегации прибывало до 60 человек-агитаторов (в Киев), а в Украину… по 50 человек ежедневно». Как выяснилось, главой «мирной» делегации для совершения террористических актов и покрытия расходов на деятельность большевистской агентуры было выделено около 50 млн. рублей. Для снабжения нелегальных подрывных групп использовалась дипломатическая почта. Контрразведкой был задержан советский дипломатический курьер с 3 млн. рублей для подрывной работы.

Красный террор

Воспитанную на «эксах» и ультрареволюционной методике большевистскую агентуру часто сносило на ярко выраженный терроризм. Так, к примеру, 6 июля 1918 года в результате диверсии были взорваны пороховые склады на окраине Киева. Около 200 человек погибло, 10 тыс. граждан остались без крова. 14 июня в Киеве сгорело 35 дровяных складов и несколько предприятий. 31 июня был взорван огромный склад боеприпасов в Одессе. Согласно донесению информационного отдела в г.Одессе от 07.09.1918, взрыв на складе - результат того, что: «28 августа сего года был арестован один из видных членов «Центростачкома» - Русиновский... этот арест произвел сильную тревогу в партийных кругах, где решено немедленно прибегнуть к террору против правительственной власти». В связи со взрывами был арестован консул Советской России в Одессе, М.Бек, у которого во время обыска были найдены инструкции для Красных гвардий - основной документ для подготовки вооруженных восстаний.

В ходе войны между Советской Россией и Центральной Радой, с 9 февраля по 2 марта 1918 года Киев находился под советской оккупацией. По разным подсчетам в результате большевистских репрессий погибло от 3 до 5 тыс. мирного населения. С приходом Скоропадского к власти украинская контрразведка начала расследование по этому вопросу, но выяснить удалось немногое. Согласно заявлению некой Г.Руденковой, подтвержденному на следствии, обыватели Предмостовой и Никольской слободок принимали активное участие в Красной гвардии и в большевистских расстрелах. Следствию удалось установить и задержать ряд лиц, особо активно гвардействовавших в начале 1918 года, однако большинству из этих «активистов» удалось скрыться.

«Все выше, выше

и выше…»

Одной из наиболее удачных операций контрразведки П.Скоропадского стало задержание советского эмиссара Григория Каменева и его агентуры в авиационных частях гетмана. Тут следует отметить, что авиация того времени на 70-75% использовалась в целях военной разведки. Согласно совершенно секретному докладу №607 от 23.07.1918, Каменев по личному поручению Льва Троцкого был командирован в Киев «с целью переманивания специалистов и техников военно-авиационного дела в Красную армию и вывезти ценное авиационное имущество…» Однако успел он немного: «Наблюдение установило, что Каменев имел конспиративные свидания на улицах, в ресторанах и кофейнях Киева с офицерами авиации, и особенно часто с фон-Витте…» После того как фон-Витте получил от Каменева взятку в размере 800 рублей, 22 июня его вместе с несостоявшимся вербовщиком замели в Лукьяновку. Увы, этот момент стал маленькой ложкой меда в огромной бочке дегтя, которая свалилась на головы контрразведчиков спустя несколько дней.

Следы «Черной сотни»

По инициативе одной из правящих партий РСФСР - левых эсеров - была создана террористическая организация «Черная сотня». Один из ее боевиков, Борис Донский, 30 июля 1918 года смертельно ранил гранатой командующего немецкими войсками в Украине генерала фон Айхгорна и его адъютанта фон Дрикслера. Этот теракт значительно пошатнул авторитет тогдашних украинских властей в Европе и показал на деле неспособность реально контролировать ситуацию в стране. Донский был арестован и на следствии показал, что помимо всего прочего готовились покушения на гетмана Скоропадского, немецкого генерала Крейнера и посла Германии в Украине фон Мумма.

Мелкие бесы

Контрразведка Скоропадского так и не справилась со своим главным противником. Большевистские шпионы и агенты буквально наводнили страну, умело используя недовольство властью и твердую веру в достижение начатого ими дела. Приведем примеры некоторых агентурных сводок Особого отдела: «14-го числа сего месяца командирован в Киев некий Иван Константинович Юдичев (псевдоним - Георгий Константинович Назимов)… с целью организовать разведочную службу в треугольнике Киев - Яссы - Варшава, если будет возможность, то и в Берлине. На первоначальные расходы и поездку Юдичеву было отпущено 5 тыс. рублей». Из совершенно секретного доклада гетману от 15 августа 1918 года: «По поступившим из секретного источника сведениям из Великороссии прибыли на Украину три группы агитаторов с целью поднять восстания против немцев в Киевской, Полтавской и Черниговской губерний, связь Киева с Черниговом поддерживается по р.Десне. В Полтавской губернии агитаторы связались с бандами «повстанцев». В дальнейшем все сформировавшиеся отряды должны прорвать фронт и соединиться с российскими большевиками для общего удара на Украину». 7 ноября 1918 года в Осведомительный отдел было доставлено Илларионом Петровичем Иванча запечатанное письмо, которое в этот день было принесено неизвестным лицом к проживающему в его квартире студенту. Вскрытое в отделе письмо заключало в себе описание обсуждения подготовки какого-то террористического акта с приведением схематического плана этого акта, и заканчивалось просьбой переговорить с «Владимиром или еще с кем, кто заведует провинциальным отделом», по вопросу о сформировании подрывной команды из семи человек из бывших товарищей по воинским частям, цель каковой… взрывать и портить мосты, дороги и прочее. Одной из глобальных, стратегических инициатив Державной Варты стала попытка вернуть одной из самых оригинальных наследий царизма - политически активного дворника. Планировалось подчинить всех дворников и швейцаров Державной Варте и вменить им в обязанность «смотреть и доносить». Также заслуживает внимания тот факт, что та часть большевистской агентуры, которая все же попадалась, зачастую отправлялась в «евроконцлагеря». То бишь в Германию. На перевоспитание. Но все же режим Скоропадского был обречен, ибо такими методами всех не перевоспитаешь…