UA / RU
Поддержать ZN.ua

Контрольная работа, или Что мешает детям становиться успешными

Родители, мечтающие видеть свое чадо в будущем самодостаточным человеком, подсаживают его на иглу зависимости от внешнего контроля, несовместимого ни с успехом, ни со здоровьем, ни со счастьем.

Автор: Алевтина Шевченко

Исследования, проведенные в разных странах, показывают отсутствие взаимосвязи между успеваемостью в школе и уровнем счастья или дохода в более позднем возрасте. Важнее хорошо уметь делать то немногое, что мы действительно хотим или любим. Но тема школьной успеваемости продолжает оставаться актуальной. Родители по-прежнему бредят идеей некоего универсального, абстрактного успеха своих детей, зачастую не понимая, что правила успешности у каждого человека свои собственные.

Все в сад

У многих семейный вечер начинается с проверки дневников и домашних заданий, а заканчивается изнуряющими попытками понять смысл параграфа или зубрежкой правил. Нередко родители просто выходят из себя, в ход идут подзатыльники и оскорбления. В результате страдают отношения между детьми и родителями, взаимное уважение уступает место обидам, непониманию, обману и возрастающей ненависти к школе у ребенка. «Не хочу читать! Не пойду завтра в школу! Ненавижу математику!» - еще не самое плохое, что мы слышим от детей. Хуже, если проблема оказывается загнанной глубоко внутрь и отражается на здоровье ребенка. Или когда школьники, приобретая вредную привычку не осмысливать свою деятельность, с трудом представляют себе, зачем они каждое утро приходят в школу.

Сравнив, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, американский психолог Эрик Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре присущ свой стиль воспитания, который всегда принимается родителями как единственно правильный. Тоталитарные традиции внешнего контроля личности, вошедшие в плоть и кровь травмированного общества, пустили глубокие корни и в семье. Родители, мечтающие видеть свое чадо в будущем самодостаточным человеком, подсаживают его на иглу зависимости от внешнего контроля, несовместимого ни с успехом, ни со здоровьем, ни со счастьем. Им вторят учителя старой школы: контролируйте домашние задания, оценки, проверяйте дневник, тетради, собранный портфель! В противном случае навешивание ярлыка недостаточно хороших родителей грозит любому!

От детей ожидают хорошей учебы, зачастую не понимая, что приоритеты могут быть совершенно другими. Задачи, которые поставит перед ними взрослая жизнь, совсем не обязательно будут лежать в сфере науки - а ведь школа, напомним, дает научные знания. Если таланты ребенка лежат вне этой сферы, то школа их как будто не замечает. Но должны замечать родители.

Намного важнее образовательной информации ощущение полноценности и вера в себя. Когда ребенок чувствует разочарование родителей, добиться полного использования ресурсов своей личности ему труднее.

Если вместо принятия и поддержки родители навязчиво проецируют на детей свое тщеславие либо тревогу о собственной интеллектуальной или родительской состоятельности, происходит так называемая фиксация - чрезмерное, болезненное зацикливание на вопросе учебы. Это происходит, если родитель не в состоянии справиться с собственной тревогой по поводу воспитания. Жизненно необходимо отделить свою взрослую тревогу за будущее ребенка от реалий его жизни.

В явлении фиксации психологи отмечают защитную тенденцию искать удовлетворение потребностей простыми или детскими способами, а не методами, характерными для взрослых людей. Самый выразительный пример фиксации - анорексия, когда для воплощения идеи похудения задается психическая программа отказа от еды, отключающая даже природную программу самосохранения. Чрезмерная фиксация на вопросах успеха и достижений в учебе чревата опасностью отключения разумного, естественного для каждого ребенка стремления к развитию. Такая вот интеллектуальная и мотивационная анорексия. Постоянные «проработки» темы будущего жизненного успеха могут стать для ребенка непосильным грузом, и он вообще откажется от успеха, развития, достижений на учебном поприще. Гораздо важнее нотаций совместная деятельность, расширение конкретных жизненных навыков, создание возможностей для получения нового опыта. То есть погулять с ребенком в лесу, поработать в саду важнее, чем выучить уроки - и это не полемическое заострение, а реальный педагогический, семейный ежедневный выбор приоритета.

Учить, учить и еще раз учить?

Задачи развития, к которым относится и школьная учеба, всегда посильны для ребенка. Он может выполнять их совершенно самостоятельно. Более того, взрослым стоит помнить о том, что ребенок - формирующаяся самостоятельная личность, и у него есть собственные желания и стремления. Хорошо учиться хотят абсолютно все дети и без наших с вами нотаций и напоминаний. Обязанность родителей - создать подходящие условия для учебной деятельности. И все!

Невозможно научиться плавать на суше, невозможно поверить в свой успех, если ни разу не бывал в ситуации успеха, если не испытал, не прочувствовал - у меня получается! Поэтому еще одна обязанность родителей - создавать ситуацию успеха, мотивацию для достижений. Как это сделать?

Многолетний проект «школа» можно разделить на маленькие достижимые цели. Достижение каждой цели - отдельный успех, будь то выученное стихотворение или самостоятельно решенная задача.

Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, ведь в каждом возрасте у детей свои стимулы. Для начальной школы стимулом к учебе являются оценки и похвала. Старшие школьники уже нацелены на поступление в вуз, заинтересованы в конкретных отраслях науки в силу природных склонностей. Практически это норма уже и для учителей-предметников, которые в старших классах настроены работать с теми, кто нуждается в предмете. Средние школьники - самая рискованная группа в смысле целей и мотивов образования. Детское радостное отношение к школе закончилось, а до поступления в вуз еще далеко. Они совершенно не представляют себе, зачем учатся, получая массу информации. Именно на этом уровне крайне высок риск потерять в ребенке личность, жаждущую роста.

Да, детям любого возраста нужны внешние ограничения. У них не хватает опыта, и задача взрослых - обозначить границы, за которые выходить нельзя. Ограничения, рамки, условия - это ваш внешний контроль, который поможет находиться ребенку в «рамках безопасности». Но не более! Внешний контроль нужен лишь затем, чтобы помочь ребенку вырабатывать внутренний контроль - когда он сам проверяет себя, отвечает за свои поступки.

Если вы не держите своих детей на игле внешнего контроля - вы не приказываете, а договариваетесь, обсуждаете условия. Если необходимо - идете на взаимные уступки. Ребенок должен понимать разумность ваших требований и ограничений, внутренне соглашаться с вами. Ему важно учиться ставить границы и рамки в отношениях с другими людьми и в требованиях к самому себе - ведь все мы, как цирковые акробаты, балансируем между принципами разумности и удовольствия. Сравнивайте ребенка только с ним самим - сегодня лучше, чем вчера, или наоборот, вчера лучше получилось. Если не та компания - не надо нотаций, просто помогите ему найти другую.

Локальные войны за контроль

Программирование на успех осуществляется отнюдь не словами. Воспитание - это, по сути, трансформированное стремление к подражанию, которое мы наблюдаем у животных. Поведение, действие здесь играет намного более значимую роль, чем слова. Да, важно транслировать веру в ребенка, позитивное отношение, но все хорошо в меру.

Нас всех раздражает контроль, даже если мы признаем его необходимым. Чрезмерный внешний контроль - одна из повседневных форм гиперопеки. Существует понятие локуса контроля. Это степень независимости человека, его активности, самостоятельности и одна из самых значимых характеристик личности. Локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении конкретных целей. Он может быть внешним и внутренним. Если у человека сформировался внешний локус контроля, то в большинстве сложившихся ситуаций он видит причиной не себя, не свои действия и поступки. Заверяя маленького ребенка, что «дверь плохая, она тебя ударила», мы способствуем именно такому пониманию событий. А вот если человек считает причиной сложившейся ситуации в основном собственные действия, то здесь можно говорить о внутреннем локусе контроля.

В процессе экспериментальных исследований стало ясно, что люди с преобладающим внешним локусом контроля чаще всего реагируют на непредвиденные ситуации с испугом, настороженностью. В то время как личности с более развитым внутренним локусом воспринимают эту же задачу более адекватно, внутренне спокойно. Посмотрите, как ваш ребенок реагирует на поступающую информацию - с опаской или, наоборот, с интересом?

Люди с внешним локусом приспосабливаются, подстраиваются под мнение группы, стараясь соответствовать далеко не своим нуждам и ожиданиям. Другие же, с внутренним локусом, не боятся выражать свою точку зрения и часто добиваются этим самым завидных успехов.

Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а внешний, наоборот, мешает процессу личностного созревания.

Родители мечтают об успешных детях, что означает личность с внутренним локусом контроля, но тратят огромные усилия на формирование личности с внешним локусом.

Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступками и последствиями. Винить себя всегда и во всем тоже опасно, но преобладание внутреннего контроля над внешним дает все же большую надежду на зрелость поступков и привычек. В норме самоконтроль появляется у ребенка к концу дошкольного возраста, а внешний контроль должен постепенно выпадать из процесса управления поведением ребенка.

Перефразируя классика, можно сказать, что каждый отстающий в учебе ребенок несчастлив по-своему. То есть начальная причина школьного сбоя у каждого ребенка индивидуальна, но затем отношение к учебе переходит в привычку. И, как всякую привычку, изменить ее бывает нелегко. Хотя и вполне возможно.