UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНСТРУКТОР ДЛЯ… КОНЦЛАГЕРЯ

Эта история началась еще в прошлом тысячелетии. Всемирно известный концерн Lego объявил среди худож...

Автор: Оксана Приходько

Эта история началась еще в прошлом тысячелетии. Всемирно известный концерн Lego объявил среди художников конкурс на создание новых моделей и с этой целью раздал несколько тысяч всевозможных строительных элементов из уже существующих наборов. Наделили подобным комплектом и польского художника Збигнева Либеру, который предложил разработать для датской компании набор для конструирования больницы и тюрьмы.

Однако в результате творческой работы 38-летнего альтернативщика, который при коммунистическом режиме отсидел год в тюрьме за политические карикатуры и у которого в доме не было даже телевизора, возникли модели концентрационного лагеря и крематория. Доктор, испытывающий действие электрошока на заключенном, скелет (заимствованный из популярной пиратской серии) — все эти наборы из оригинальных элементов конструкторов Lego были упакованы в отдельные коробочки. Либера сам в мельчайших деталях воспроизвел картонную упаковку для всех семи миниатюрных наборов, на каждой из которых указал, что «эта работа Збигнева Либеры была спонсирована Lego System».

Имитация была настолько убедительной, что шокированные еврейские организации по всему миру пообещали бойкотировать датскую компанию и всю ее продукцию. Представители концерна были так возмущены, что собирались преследовать крамольного художника в судебном порядке. Однако юристы компании убедили руководство, что это лишь привлечет еще большее внимание к произведению, о котором все они хотели бы побыстрее забыть.

Впрочем, на отсутствие внимания Либере жаловаться не пришлось. Несколько его наборов сразу же были куплены чикагской и копенгагенской галереями искусств по 7,5 тысячи долларов каждый, а их участие в Лондонском шоу 1999 года «Сенсация» принесло Либере всемирную известность. Сейчас наборы выставлены в Еврейском музее в Нью-Йорке и совладелец копенгагенской галереи Фуршо так комментирует это произведение: «Оно шокирует нас, но, кроме того, действительно заставляет задуматься над объединением наиболее страшной из наших реальностей с невинностью детской игры».

Сам же Либера заявляет, что хотел показать чудовищную пропасть между идеальным миром, раскручиваемым маркетологами для детей, и жестокой реальностью, а также культурную какофонию, привнесенную в посткоммунистическую Европу свободным рынком.

по материалам зарубежной прессы