UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конрад Аденауэр: «Я НЕМЕЦ, ЕВРОПЕЕЦ И ХРИСТИАНИН»

«The right man in the right place» (Правильный человек на правильном месте) Английская пословица Политика - увлекательное дело...

Автор: Елена Мащенко

«The right man in the right place» (Правильный человек на правильном месте)

Английская пословица

Политика - увлекательное дело. Это поприще для честолюбивых, амбициозных, сильных духом людей. Метафизическая природа власти, упоение от принятия судьбоносных решений, множество придворных воспевателей и великая армия врагов. Каждому политику хочется оставить свой след в истории. Но удается это далеко не всем. Конрад Аденауэр - первый канцлер послевоенной Германии - что мы знаем о нем? В богатейших хранилищах Центральной научной библиотеки им.Вернадского хранятся раритеты, названия которых достаточно красноречивы: «Аденауэровский рейх - возрождение гитлеризма», «Зубы дракона», «Шпионская паутина Бонна», «Воронье слетается в стаю», «Коричневая угроза». Советские историки вынесли коллективный вердикт: «Конрад Аденауэр войдет в историю Германии как сепаратист и раскольник, как лидер нацистов и реваншистов, который, забыв уроки истории, повел Западную Германию по пути авантюр и предательства». Но доверия к советским историкам почему-то нет. То, что произошло в Германии за время правления Аденауэра, называли «немецким экономическим чудом». Опираясь на сухие статистические данные, отметим, что объем промышленной продукции Германии в 1947 г. составлял лишь 36% от уровня 1936 г. Летом 1948 г. старую рейхсмарку заменили новой, причем эта денежная реформа носила конфискационный характер. Основные усилия государства были направлены на помощь производителям. Уже в 1950 г. были снижены налоги - банковская ставка учетного процента составляла до 4% (это в 10,5 раза меньше, чем в Украине сейчас). В этом же году объем производства в ФРГ вырос на 60% по сравнению с 1948 г. Резко уменьшилась безработица, начали увеличиваться зарплаты, снижаться цены на товары. Согласитесь, для страны, потерпевшей сокрушительное поражение, результаты колоссальны. Поэтому, используя альтернативные источники информации, попробуем разобраться в «личном досье» первого канцлера более объективно.

Конрад Аденауэр родился 5 января 1876 г. в Кельне, в католической семье. Отец, секретарь городского суда, дал троим сыновьям высшее образование. До 1902 г. Конрад изучал право, а затем стал помощником одного из знаменитейших кельнских адвокатов. Он мечтал стать нотариусом, но так случилось, что удачный брак открыл ему путь к административной карьере. Жена принадлежала к известному семейству крупной рейнской буржуазии. В 1906 г. Конрад становится десятым помощником кельнского бургомистра, ведает муниципальными налогами и сборами. Ему лишь тридцать - и ему везет. В 1912 г. он назначен первым помощником бургомистра и ведает всеми финансовыми делами города. А всего через пять лет - в 1917 г. - сам становится бургомистром Кельна. Благодаря незаурядным личным качествам городского головы Кельн превратился в крупный центр развивающейся рейнской индустрии.

Нельзя не отметить, что первые годы пребывания Аденауэра на посту кельнского бургомистра совпали с поражением Германии в первой мировой войне. И именно тогда начали определяться его политические взгляды. Воспитанный в духе христианско-гуманистической морали, Аденауэр был верен свободному духу открытой в Западную Европу Рейнской провинции. В католической партии Центра, к которой он принадлежал, началось движение за освобождение этой области из-под власти Пруссии, прусского централизма, национализма и милитаризма. В это же время - конец 1918 г. - началась британская оккупация германских земель, длившаяся более шести лет. Ввиду опасности аннексии Францией области Рейнского левобережья Аденауэр ратовал за создание западнонемецкого федерального государства, чтобы отделиться от Пруссии, но, подчеркиваю, не от рейха. Он понимал, что Рейнская область должна стать своеобразным мостом в Западную Европу, объединив свой промышленный потенциал с французским и бельгийским. За что буквально сразу на него навесили ярлык «вождя рейнских сепаратистов». Итак, Аденауэр начинает служить прусскому государству и делает первый шаг своей политической карьеры, избираясь в прусский государственный совет, причем до 1933 г. он ежегодно выбирался его председателем. Параллельно с этим будущий канцлер - президент Мюнхенского съезда католиков, председатель католической общины Рейнской провинции. Самый известный обер-бургомистр на западе империи, считавшийся также председателем всенемецкого и прусского собрания, олицетворял для национал-социалистов «Веймарскую систему» и ненавистные им республиканские силы в Пруссии. (Короткая историческая справка: на руинах кайзеровской Германии, потерпевшей поражение в первой мировой войне, создалась Веймарская республика, умершая так же бесславно, когда фон Папен уступил имперскую канцелярию Гитлеру.)

После захвата Гитлером власти 30 января 1933 г. был распущен ландтаг, введен «закон о подчинении всех государственных организаций нацистской партии». Предотвратить это президент государственного совета не мог никак. Национал-социалисты сформировались в Кельне как самая сильная партия, и под их лозунгом «Аденауэра к стене!» 13 ноября 1933 г. он был смещен с должности, а затем вообще объявлен вне закона. Начались скитания по Германии. Сначала Аденауэр нашел убежище в аббатстве в Эйфеле, затем перебрался в Потсдам-Нойбальсберг. Там, в начале июля 1934 г., в связи с путчем Рема был арестован. Позже, в августе, его выслали из Рендорфа за пределы административного округа Кельна, и до апреля

1936 г. он жил в безопасности в доме священника в Ункеле. В Берлине же дисциплинарное делопроизводство было закрыто в его пользу.

Аденауэр знал о том, что существуют группы движения немецкого Сопротивления, однако контактов с ними избегал. Логика его была предельно ясна: гитлеровский режим не мог бы пасть под натиском внутренних сил. После неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. за Аденауэром пришли два гестаповца. Как и многих бывших политиков-центристов, не имевших отношения к заговору и ни в чем не повинных, его заключили в тюрьму близ Кельна.

* * *

Настоящая политическая карьера Аденауэра началась после падения Третьего рейха. Он совершил «взлет по вертикали» сразу же после вступления американских войск. 16 марта 1945 г. два американских офицера посетили семидесятилетнего пенсионера в его доме в Рендорфе и предложили вернуться на пост бургомистра. Причем в «строго неофициальном порядке», ведь его сыновья продолжали службу в вермахте. Аденауэр объяснил свои задачи на будущее - «основательно привить немецкому народу стремление к миру». 4 мая он согласился занять должность обер-бургомистра Кельна и начал работу по восстановлению города из руин. В отличие от американцев, его отношения с британской военной администрацией были весьма натянутыми. Здесь следует кое-что пояснить. Кельн входил в английскую зону оккупации Германии, а правительство Великобритании больше ориентировалось на социал-демократическую партию и делало ставку на ее лидера Курта Шумахера. Именно к этому периоду относится одно из «пророчеств» Аденауэра: «Союз между Америкой и Россией будет разорван. Мир расколется на два блока - демократический и коммунистический. Германии, если она не захочет быть уничтоженной, придется занять сторону либо Запада, либо Востока».

В начале октября 1945 г. американцев в Кельне сменили англичане, и новый военный комендант уволил обер-бургомистра «за неспособность». По воспоминаниям недругов, «неспособность» заключалась в следующем: для расчистки улиц сильно пострадавшего от налетов английской авиации Кельна Аденауэр решил воспользоваться опытом «азиатского Востока». Он дал указание использовать для работ уцелевших в зоопарке слонов. Насколько это правда - судить сложно, ведь источник этой информации найден в «раритетах» нашей ЦНБ. Английские власти также запретили Аденауэру заниматься политической деятельностью, поэтому ему пришлось отказаться от должности председателя Христианско-демократической партии. Это не помешало ему развить необычайную активность в рамках Христианско-демократического союза (ХДС), начавшего свою деятельность с декабря 1945 г. Он взял на себя все руководящие должности, стал автором первых программ ХДС. Каковы были причины очередного молниеносного взлета политика? Физическая бодрость, умственная и тактическая маневренность, а главное - необычайное переосмысление личного опыта во время принудительного увольнения на пенсию. «Я немец, европеец и христианин» - так звучало политическое кредо Аденауэра. Он сделал выводы из немецкой истории, из ее недавнего прошлого, из существовавшего разделения Германии и Европы. Безопасность соседних народов, отказ от дальнейших переделов границ и аннексий немецких территорий - вот что волновало Аденауэра.

18 июля 1946 г. военный губернатор английской зоны Германии генерал Робертсон вызвал в Берлин лидеров двух главных немецких партий - доктора Шумахера и доктора Аденауэра, чтобы сообщить о решении своего правительства создать новую область - землю Северный Рейн-Вестфалия. После советской блокады Западного сектора Берлина США, Англия и Франция предложили образовать государство Западная Германия. Как член ландстага земли Северный Рейн-Вестфалия Аденауэр принадлежал к делегатам парламентского совета, который начал действовать с 1 сентября 1948 г. в Бонне после того, как была принята Конституция будущей ФРГ. Он стал не просто независимым руководителем совета, но проявил чудеса тактики и ловкости во взаимоотношениях с тремя военными администрациями. Политик ХДС придавал большое значение тому, чтобы новую конституцию приняло большинство представленных партий. Он также настоял на том, чтобы Бонн был выбран в качестве временной федеральной столицы. В сентябре 1949 г. мечты Аденауэра сбылись - была создана ФРГ, руководила которой его партия. Избранный большинством голосов федеральным канцлером, он образовал пять кабинетов. В правительственном заявлении, с которым канцлер выступил в бундестаге после подписания Петерсбергских соглашений (22.11.49), признавших суверенитет ФРГ, он сказал: «Наш народ, силы которого сломлены, может подняться только при условии основанного на доверии сотрудничества с западными союзниками. В этом будущее и спасение Германии». В первом интервью, которое он дал в качестве федерального канцлера американской прессе, подчеркивалось, что нужно «забыть прошлое и покончить с недоверием». С 1949-го и до своей смерти в 1967 г. Аденауэр был членом немецкого бундестага, с октября 1950 г. по март

1966 г. - председателем ХДС Германии, и с тех пор почетным ее председателем. Кроме того, с марта 1951 г. по июнь 1955 г. занимал должность федерального министра иностранных дел.

* * *

Затем начинается период, звучащий в исполнении советских историографов примерно так: «Аденауэр - отец нового вермахта, ангел-хранитель международной напряженности, поборник «холодной войны», враг разрядки». Этот лексикон нам хорошо известен. Краткая же формула политической концепции самого концлера выглядела так: «нейтрализация равносильна советизации». Главной его целью стало освобождение ФРГ от оккупационных оков - с одной стороны и от советской экспансии - с другой. Путь для этого был лишь один - политическая и экономическая интеграция Западной Германии в объединенную (Западную) Европу. По достижении этой цели Аденауэр надеялся в союзе с западными державами восстановить немецкое единство путем свободных выборов по всей стране. Посему внешнеполитическая нейтральная позиция была им решительно отклонена. Она бы привела к фактическому контролю Варшавского пакта, читай - Советского Союза.

Идеи общеевропейской интеграции, по мнению Аденауэра, имели не только политический, экономический, но и духовный аспект. Прежде всего берущие свое начало в Веймарской республике примирение и сотрудничество с Францией - «заклятым» врагом Германии - и странами Бенилюкса. Эта позиция вызывала резкую критику политических противников - СПГ, партии свободных демократов. Однако для достижения целей канцлер был готов к непопулярным действиям. Он добился присоединения ФРГ к международным организациям в Руре, к контролирующим корпорациям по распределению угольной продукции. Аденауэр обеспечил себе единственно правильный подход к верховному руководству трех западных держав. В жестких переговорах с ними он достигал больших успехов. И «холодная война» между США и СССР, которая усилилась после разразившейся в июне 1950 г. войны в Корее, дала ему определенные преимущества. Запад испугался вторжения Сталина в Центральную и Западную Европу. Правительство США настаивало на вступлении ФРГ в НАТО, к чему Аденауэр, собственно, был готов. В 1950 г. французский премьер-министр Рене Плефен предлагал создать европейское оборонительное сообщество. Однако национальное собрание в Париже в

1954 г. провалило решение о создании подобного союза. После этого поражения немецкому канцлеру удалось реализовать другую - и более благоприятную для ФРГ - форму интеграции. Конференция девяти держав в Лондоне в начале октября 1954 г. приняла решение о принятии ФРГ в Западноевропейский союз и присоединении к НАТО. Это обеспечивало боннским политикам частичное государственное равноправие и суверенитет. Также следует отметить, что к середине 50-х годов международная ситуация изменилась. С тех пор, как у Советского Союза появились атомное оружие и межконтинентальные ракеты, западные страны больше интересовались международной разрядкой, чем усилением конфронтации против Москвы. Это укрепляло существование двух немецких государств, что не совпадало с убеждением Аденауэра, что ФРГ - лишь временное образование. Федеральный канцлер пытался стать для СССР самостоятельным партнером по переговорам. Время от времени его преследовал «кошмар Потсдама», он боялся возвращения органа четырех властей в Германии, ведь западные страны больше не рассматривали немецкое воссоединение как условие разрядки. Наоборот, они пытались договориться с СССР о контроле над вооружениями. С 1958 г. Аденауэр искал компромиссы для того, чтобы сделать раздел Германии более терпимым для восточных немцев. По его мнению, после пяти- или десятилетнего «гражданского мира» все немцы должны были путем свободных выборов определить свое будущее. Полный провал политики Аденауэра в решении этого вопроса явило собой строительство Берлинской стены в 1961 г. Канцлер не спешил посетить Западный Берлин, дабы не спровоцировать общественные волнения. Эта гарантирующая мир позиция вызывала острые нападки на него, и в этом же году ХДС-ХСС потеряли абсолютное большинство. Пришло время, когда Аденауэр стал находиться в тотальной обороне. Призывы «Пусть старик уходит!» стали раздаваться все чаще даже из рядов его партии. Он становится все более неудобным и для своего преемника Эрхарда, которого упрекал в пренебрежении к отношениям с Францией. Продолжительный спор внутри ХДС между «галлистами» и «атлантистами» закончился победой последних. Однако ничто не могло поколебать уверенности экс-канцлера в падении коммунистического режима и воссоединении Германии.

Конрада Аденауэра можно назвать историческим новатором, а по отношению к европейской политике - даже революционером. Возникавшая из руин, зависимая до 1955 г. от трех оккупационных держав, ФРГ стала к 1963 г., концу «эры Аденауэра», третьей по индустриальной мощи и второй по торговому обороту страной мира. Сам Аденауэр определял три основные цели своей политики - свобода, мир, единство Германии. В 1989 г. политика первого канцлера ФРГ исторически оправдалась. Можно долго обсуждать политический гений Аденауэра, экономический феномен Эрхарда, но факт остается фактом - побежденным в войне полувековой давности живется куда лучше, чем нам, победившим.