UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кому принадлежит свобода?

В 2006 году исполняется 15 лет со времени появления лицензии для свободного (открытого) программного ...

Автор: Ирина Кучма

В 2006 году исполняется 15 лет со времени появления лицензии для свободного (открытого) программного обеспечения GNU general public licence, десять лет с того времени, как Пери Барлоу объявил о независимости киберпространства, пять лет, как была основана Википедия. Стечение этих дат дает повод поговорить о свободной информации и информационной свободе.

Свободные протоколы делают возможным Интернет, свободное программное обеспечение работает на большинстве серверов, развивается открытый доступ к результатам научных исследований, открытая онлайн-энциклопедия получила признание как реферативный источник, свободные лицензии обеспечивают развитие, обмен и использование произведений в Интернете, которые каждый день создают все больше людей.

О какой свободе мы говорим? Для всех ли она или на выбор, как лицензии Creative Commons? Это свобода от или свобода для? Она только для тех, кто может это себе позволить, или для тех, кому уже нечего терять? Можно ли зарабатывать на свободном обороте информации?

Свобода, авторство и культура — это Flickr (свыше 100 млн. фотографий, из них 23 млн. 504 тыс. 497 для свободного использования), не меньше видео и аудио в YourTube, 55 биллионов страниц в Internet Archive. В цифровую эпоху культурные конфигурации переживают гигантский сдвиг и фантастические трансформации. Ведь создание, дистрибуция и восприятие культурных продуктов остаются чуть ли не только в цифровом виде. Медиаокружение ХХІ века стимулирует ремиксы, автор теряется, и появляются новые роли между личными правами и свободой искусства, между профессиональными произведениями и самовыражением. Тогда как авторское право защищает автора по стандартам ХVIII века...

Интересный пример нации свободной культуры — pontos de cultura — преподносит Бразилия. Это единственная страна в мире, в которой в министерстве культуры существует департамент цифровой культуры, а центры созидания свободной цифровой культуры существуют даже в селах.

Активно развиваются нетлейблы — lowpass.cc/p2p-blog.com, magnatune.com, phlow.net, netlabels.org, o’reilly, platoniq.net, trinner.cc. и тому подобное, — которые испытывают неприбыльные модели созидания музыки на основах самоокупаемости. Возникает вопрос: останется ли это и в дальнейшем одиночными случаями или станет музыкальным мейнстримом?

Летом нынешнего года в Париже на встрече композиторов, исполнителей и слушателей (Paris Accord) договорились о коллективных договорах о свободной циркуляции музыкальных произведений. Почему Париж? Потому что этот город всегда славился прочными традициями авторских прав, в отличие от англосакского мира, где традиционно большинство прав принадлежали издателям. Почему свободная циркуляция? Потому что музыкальные даунлоды — это, скорее, персональное радио, слушание которого существенным образом не влияет на продажу музыкальных дисков. Согласно позиции организаторов парижской встречи, авторское право всегда касалось лишь автора и потребителя, оно не создано для обслуживания посредников.

Продолжаются дискуссии менеджеров музыкальной индустрии и юристов о глобальной лицензии, которая бы позволила за небольшую плату, скажем пять долларов в месяц, закачивать сколько угодно какой угодно музыки и делать с нею все что вздумается для собственного некоммерческого использования.

Другое измерение свободной информации лежит в плоскости информации, экономики и труда. Поскольку ныне значительная часть инноваций реализуется через публичный домен и ресурсы сообществ. Свободное коллективное сотрудничество дает не только свободные формы художественного выражения, но и заработок авторам и пользователям. С одной стороны, существует менеджмент цифровых запретов (digital restriction management), с другой — свободная культура. Йошаи Бенклер (Yoshai Benkler), исследователь права из Ельского университета, разработал теорию о сотрудничестве на основах коллективной собственности (commons-based peer production). Примерами такого сотрудничества служат свободное программное обеспечение и Википедия. Возникает очередной вопрос: может ли работать рынок культурных продуктов без жестких копирайтов? Киноиндустрия Нигерии — Nollywood — самый большой производитель фильмов в мире — уже доказала это на практике.

Продолжается пересмотр основ и механизмов информационной свободы. Европейская комиссия пересматривает Директиву относительно авторского права в информационном обществе (EUCD), принятую в 2001 году.

Развиваются лицензии GPL и Creative Commons (CC), пересматриваются основы регулирования электромагнитного спектра как общественного ресурса, продолжается дискуссия об открытых интерфейсах веб-сервисов и биотехнологии открытого кода.

Осень 2006 года была богата международными мероприятиями, посвященными вопросом свободного оборота информации. Прежде всего, это четвертая конференция «Мастера открытого общества: Правила информационной свободы» (Wizards of OS 4. Information Freedom Rules) в Берлине 14—16 сентября. А также очередная встреча во Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности (ВОИС), посвященная программе развития (октябрь).

Первого ноября 2006 года в Афинах на Всемирном саммите по информационному обществу относительно управления в Интернете (UN WSIS Internet Governance Forum) неправительственные организации, коммерческие компании и академическое сообщество (eIFL, Google, Совет Европы, CPTech, IP Justice, Sun Microsystems, Александрийская библиотека, Yale Law School Information Society Project, Free Software Foundation Europe и the Electronic Frontier Foundation) создали новую коалицию «A2K@IGF» для промоушена доступа к знаниям и свободного языка онлайн. Коалиция будет популяризировать Интернет как способ развития, образования и свободы и работать в области сбалансированных прав интеллектуальной собственности в цифровом мире.

Справедливые основы доступа к знаниям дискутируются уже несколько лет подряд. В 2004 году академическое сообщество, неправительственные организации и правительства нескольких стран предложили проект договора о доступе к знаниям (А2К treaty). В нем делается акцент на свободах, а не на ограничениях, и речь идет о доступе к информации, образованию, ресурсам для обучения, исследованиям, культуре и развлечениям. Предлагается новый взгляд на исключения и ограничения в авторском и патентном праве, в частности для библиотек, слепых и людей со слабым зрением, дистанционного образования; на открытый (свободный) доступ к исследовательской литературе; на основы реагирования на злоупотребление правами, в частности контроль за практикой подрыва свободной конкуренции в договорном лицензировании; на системы управления цифровыми правами и системы предостережения от неправомерного преодоления технических способов защиты цифровых прав; на базы данных патентов, касающихся общественного благосостояния; на свободное (открытое) программное обеспечение и открытые (прозрачные) стандарты. В августе 2004 года Аргентина и Бразилия включили проект соглашения о доступе к знаниям в более широкий пакет предложений под названием Программа развития (Development Agenda) Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности (ВОИС).

Научное сообщество и общественные организации подвергают критике усиление и расширение режима интеллектуальной собственности и характеризуют эти мероприятия как посягательство на интеллектуальную свободу. Именно потому программа развития — обеспечение каждому индивиду права на доступ к знаниям и целесообразность защиты этой гражданской свободы с помощью международных инструментов — приобрела значительный политический резонанс и обсуждается в ВОИС уже второй год подряд.

Зачем нам нужен Договор о доступе к знаниям? Каковы проблемы с действующим законодательством об интеллектуальной собственности? Что собой представляет Программа развития Всемирной организации по охраны интеллектуальной собственности? Как можно принять участие в этих кампаниях, и зачем это делать? Эти вопросы мы адресовали участникам событий.

Тереза Гакетт, Электронная информация для библиотек (eIFL), Ирландия

Мы живем в обществе знаний. Знание — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, хорошего управления и признак демократического общества. Если мы как граждане знаем о наших правах, если мы хорошо информированы о медицинском обеспечении, имеем доступ к самой свежей деловой информации, то, соответственно, можем контролировать нашу жизнь и деятельность, принимать взвешенные решения и осуществлять сознательный выбор. В свою очередь, это будет способствовать инновациям, креативности и конкурентной экономике.

Режим интеллектуальной собственности, в особенности вопрос авторского права и патентов, все глубже входит в нашу жизнь, влияет на доступ к знаниям, культуре, медицине, на наши развлечения и наслаждение от новых технологий.

Действующий всемирный режим интеллектуальной собственности требует все большей защиты правособственников за счет потребителей. Страны-экспортеры контента (фильмов, программного обеспечения) перекладывают это бремя на другие страны мира, практически не дискутируя по поводу выгод и затрат для каждой страны в частности.

Такой дисбаланс в законах об охране интеллектуальной собственности и угроза интересам потребителей и граждан привели к кампании за международный договор о защите доступа к знаниям, без которого невозможно активное участие в обществе знаний.

Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности руководит режимом интеллектуальной собственности путем внедрения новых международных договоров и администрирует 23 действующих договора. Программу развития предложили 14 стран–членов ВОИС (Аргентина, Боливия, Бразилия, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Иран, Кения, Перу, Сьерра-Леоне, Южно-Африканская Республика, Танзания и Венесуэла) для того, чтобы развитие как основная цель находилось в фокусе внимания ВОИС. Похожие проблемы в последнее время обсуждаются и во Всемирном банке и Всемирной организации торговли (ВТО).

Программа развития призывает к демократическому и подотчетному процессу принятия международных договоров об охране интеллектуальной собственности. Ведь политика интеллектуальной собственности должна основываться на эмпирических доказательствах и измеряться добытыми результатами. И, конечно, программа развития призывает к договору о доступе к знаниям.

Представители гражданского общества — библиотеки, потребители, разработчики свободного программного обеспечения, академическое и научное сообщества включительно с лауреатами Нобелевской премии — поддерживают программу развития. Встречи происходят в ВОИС в Женеве уже почти два года и будут длиться еще год, под конец которого, надеемся, будут согласованы изменения действующего законодательства. Ставки высоки — реформа ВОИС улучшит позицию пользователей во всех странах мира, а не только в развивающихся.

Электронная информация для библиотек (eIFL) обеспечивает справедливый и легкий доступ к электронным ресурсам в 50 странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Библиотеки обеспокоены эрозией прав пользователей, в особенности в цифровой среде. Нам не безразличны запреты на доступ к информации с образовательной, исследовательской, культурной и творческой целью. И библиотеки понимают, что чем дальше, тем больше авторское право будет создавать препятствия доступу к знаниям и справедливому их использованию.

Вот поэтому мы поддерживаем программу развития для реформы в ВОИС и договор о доступе к знаниям. Программа развития ставит целью добиться, чтобы международная система интеллектуальной собственности содействовала интересам всех граждан, а не только представителей большого бизнеса. Договор о доступе к знаниям сбалансирует международные договоры, директивы Европейского Союза и двусторонние торговые договоры, которые в течение 15 лет чинили препятствия доступу.

eIFL принимает участие в нескольких кампаниях. Мы представляем наших членов на самых важных политических встречах в ВОИС, мы поддерживаем страны-члены ВОИС, которые содействуют реформам, мы формулируем нашу позицию представителям правительств разных стран. Мы активно участвуем во всемирной коалиции общественных организаций, сформировавшейся вокруг доступа к знаниям, мы распространяем информацию об этих важных международных инициативах на библиотечных конференциях и среди членов нашей сети.

Библиотеки служат общественности, собирая и храня наше культурное и научное наследие для обогащения нынешнего и будущего поколений. И библиотекари должны защищать свои позиции и содействовать тому, чтобы библиотеки могли продолжать свою миссию в цифровую эпоху.

Карстен Герлофф, Европейский фонд свободного программного обеспечения (FSFE), Германия

Интеллектуальные монополии, такие как авторское право и патенты, создавались в качестве способа стимулировать творчество для общественного обогащения. Ныне эта система все больше склоняется в сторону защиты правособственников. А проблема в том, что для творчества и инноваций нам нужна опора на действующее знание. Опираться на него становится все дороже, а следовательно, остается меньше оснований для творчества и инноваций.

Договор о доступе к знаниям вернет авторское право и патенты на службу общественному обогащению, а не узкому кругу правособственников. Важен уже даже сам факт дискуссии о настоящем договоре, поскольку заставляет задуматься о проблеме искусственных монополий на знание.

Традиционно ВОИС было чем-то вроде клуба правособственников, который проталкивал все более мощные интеллектуальные монополии. Им было на что опираться — на богатые страны-члены, но это противоречит уставу организации, ассоциированной с ООН. Тогда как другие организации ООН проталкивают Цели развития нового тысячелетия (Millenium Development Goals) и прочие подобные проекты, ВОИС не должна была бы двигаться в противоположном направлении.

В 2004 году страны–члены ВОИС решили, что ВОИС должна позаботиться о программе развития, то есть эта организация должна была бы больше отвечать потребностям развивающихся стран. Четкие очертания этой инициативы, которую предложили ряд стран во главе с Аргентиной и Бразилией, все еще предмет дискуссий. Но прежде всего речь идет о реформе ВОИС, которая должна учитывать интересы всех обществ, а не только собственников копирайтов из богатых стран. Многие общественные организации поддерживают эти усилия, и Европейский фонд свободного программного обеспечения (FSFE) — один из них.

Последний принимает участие в форумах самого высокого уровня, формирующих общество знаний, например, в форуме по интернет-управлению. И в ВОИС, и в остальных организациях мы наблюдаем за переговорами, консультируем разработчиков политик. В сотрудничестве с другими организациями и компаниями мы популяризируем свободное программное обеспечение, чтобы обеспечить доступ к знаниям каждому, кому это нужно.

Ахмед Абдель ЛАТИФ, делегат Египта в совете TRIPS и ВОИС (2000—2005)

В сентябре 2004 года 14 развивающихся стран из различных регионов мира высказались в пользу разработки программы развития Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности. Это предложение активно поддержали большинство развивающихся стран и организаций гражданского общества.

В предложении речь шла о том, что ВОИС как агентство ООН должно базироваться на проектах развития, а не ограничивать свою деятельность значительно более узкой перспективой популяризации интеллектуальной собственности как таковой, несмотря на разные экономические и социальные факторы в разных странах мира.

Базироваться на проектах развития — означает изменить мандат ВОИС, гарантировать защиту общественных интересов, направлять техническую помощь на проекты по развитию.

С тех пор продолжаются дискуссии в контексте программы развития, основывающиеся на предложении указанных стран, объединенных под названием «Друзья развития». Но каких-то особых результатов или мероприятий пока что нет.

Однако для нас важно, что предложение программы развития ВОИС проблематизировало соотношение выгод и затрат, в особенности для стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Поскольку в создании политики мы должны быть уверенными, что наши расходы не превышают преимуществ, которые мы получим. Кроме того, мы сформулировали сбалансированные правила интеллектуальной собственности и предложили законы в пользу общественных интересов, общественного здоровья, доступа к знаниям.

Ускорение научного прогресса и стремительное развитие информационных технологий создают новую перспективу для распространения знаний путем уменьшения затрат. Знаний, которые делают возможным индивидуальное развитие и экономическое и социальное развитие наших обществ.

Уже несколько десятилетий мы являемся свидетелями значительной экспансии интеллектуальной собственности как в пространстве, так и во времени (возрастают сроки защиты интеллектуальной собственности). Ставится вопрос о новых областях — например, базы данных. Внедряются новые правила защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде, в частности использование технологических систем защиты.

Общественность, СМИ, научные работники и исследователи предостерегают, что эти течения могут существенным образом повредить инновациям, в особенности в информационных технологиях, биотехнологиях, создании новых лекарств.

Договор о доступе к знаниям (A2K Treaty) предложили друзья развития ВОИС и далее дорабатывают организации гражданского общества. Цель — чтобы эти течения в интеллектуальной собственности не повредили доступу к знаниям.

Как представитель Египта в ВОИС и ВТО в Женеве 2000—2005 годов я имел возможность содействовать либерализации этих организаций, в частности путем внесения предложения программы развития в ВОИС. Сейчас я вернулся в Египет, где продолжаю принимать активное участие в проектах по доступу к знаниям, интеллектуальной собственности и привлечению общественного внимания к важности сбалансированного подхода к интеллектуальной собственности, без которой невозможно развитие публичной политики.