UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кому нужны старики

Когда я спросила своего отца, что самое трудное в жизни одинокого пенсионера, он ответил: «Незащищенность...

Автор: Оксана Онищенко

Когда я спросила своего отца, что самое трудное в жизни одинокого пенсионера, он ответил: «Незащищенность. Перед хамством. Перед законом. Перед другими, более уверенными в себе и более «пробивными» согражданами». «А маленькая пенсия?» — удивилась я. «Это, конечно, тоже, — согласился отец. — Но не так страшно. Хорошо, что у меня есть ты. И я знаю, что ты поддержишь. А вот как другим приходится…»

Когда молодое поколение озабочено поисками хлеба насущного для себя и своей семьи, выживанием в условиях экономического кризиса и карьерой, отношение к старшему поколению иногда сводится, как это ни больно констатировать, к тягостному осознанию некой обузы. И доказательства тому мы видим везде и ежедневно: в транспорте, где хам-водитель выгоняет из маршрутки пенсионера-льготника под равнодушное молчание толпы; в магазине, где старушка пересчитывает копейки в кошельке, раздумывая, что сможет позволить себе купить; в метро, где раздраженная молодая женщина кричит стоящей в толпе старушке: «Ну а ты-то куда лезешь в час пик? Чего тебе дома не сидится, пока люди на работу едут?»

Знакомы ли с подобными проблемами развитые европейские страны? Как они заботятся о своих стариках? Об этом рассказывает Николетта Д’АЛЕССАНДРО, координатор программ опеки над пожилыми людьми Римской мэрии и католической благотворительной организации Comunita di Sant Egidio.

— Каждый пятый украинец — пожилой человек. Согласно социологическим прогнозам, к 2050 году их количество может увеличиться до 38%. Это достаточно высокие показатели. Можете ли вы сравнить их с показателями в Италии?

— Мне кажется, в Италии наблюдается та же тенденция. К примеру, в 2000 г. доля людей старше 60 лет составляла 24,1%, и по социологическим прогнозам к 2050 г. этот показатель возрастет до 42,3%. Подобная динамика возрастания касается людей старше 65 лет: в 2000 г. — 18,1%, в 2050 г. — 35,9%. Однако процесс старения населения в Италии происходит гораздо быстрее, нежели в Украине. Это видно по индексу старения (Ageing index) обеих стран, то есть количественному соотношению населения младше 14 лет и населения старше 65 лет. В 2000 г. в Италии на 100 детей младше 14 лет приходилось 168,5 людей старше 65 лет, в Украине — «только» 115,2.

В 2050 г. в Италии их будет 369,2, в Украине — 294,3.

— Чем «угрожает» обществу подобная тенденция?

— Согласно весьма распространенному мнению, старики вызывают раздражение и презрение. Раздражает тревожный образ собственного будущего, вызывает презрение тот, кто, кажется, потерял все, что обычно считается ценностью: силу, здоровье, богатство, красоту, способность ухаживать за собой. Разрыв связей между поколениями представляет собой крайне значимую проблему для наших обществ: он изолирует стариков и обедняет человеческий опыт.

Старики не обуза для общества, они могут быть и шансом улучшения стандарта жизни в стране, мощным фактором гуманизации социума. Но важно подчеркнуть, что социальная изоляция в долгосрочной перспективе делает невыносимой жизнь для всех. Это решающий вопрос: могут ли наши общества обойтись без своего старого компонента, без тех более хрупких, менее самодостаточных, более бедных стариков, которые не производят и — что еще хуже — даже не потребляют? Вопрос в том, может ли наш этический климат, или, если использовать метафору великого английского социолога польского происхождения — Зигмунта Баумана, может ли «мост» социальной постройки нашего общества позволить себе роскошь обойтись без самых слабых своих опор? «Грузоподъемность моста, — утверждает Бауман, — измеряется силой ее самой слабой опоры. Человеческие качества общества должны были бы измеряться качеством жизни самых слабых его членов».

— Характерна ли проблема равнодушия к людям пожилого возраста для развитых европейских стран? Если да — то как она решается?

— Да, именно в самых развитых странах очевиден парадокс удлиненной, но в то же время отнятой жизни. Удлиненная прогрессом медицины и всеобщим повышением уровня быта, но отнятая всеобщим презрением и мнением о тщетности старости. Равнодушие рождается от страха, от отказа считать свою жизнь связанной с жизнью предыдущих поколений. Кажется, что существование рядом с пожилыми людьми может заразить других их проблемами: одиночеством, болезнями. Наоборот, жизнь со стариками сегодня помогает нам с большей стойкостью встречать проблемы завтрашнего дня. Поэтому нужно неустанно привлекать внимание к пожилым людям, нужно менять стереотипы, задействовать все доступные ресурсы ради общей цели. Ради эффективной помощи старикам и тем, кого непосредственно не коснутся социальные службы, но и им станет лучше от изменения мышления и поведения по отношению к ним. Нужно также подчеркнуть следующее: в Европе этот вопрос не только обсуждают, для его решения принимают практические социально-политические меры.

— Проблема помощи старикам признана на международном уровне. Выполняя рекомендации Мадридского международного плана действий относительно старения в рамках проекта Фонда народонаселения ООН, Украина начинает работу в этом направлении. Но пока проблем больше, чем достижений: дефицит квалифицированных кадров, финансов, отсутствие государственной программы медико-социальной помощи пенсионерам. О том, в каком бедственном положении находятся одинокие старики в домах престарелых, которые полностью зависят от государства, и говорить не приходится. Знакомы ли европейским странам (в частности, Италии) подобные «больные места»? Поддерживаете ли вы Мадридский план действий или вы не уверены в его эффективности?

— Думаю, что Всемирная ассамблея по вопросам старения населения (2002 г.), на которой был принят Мадридский международный план действий, имеет большое значение. Она способствовала осознанию проблемы со стороны правительств и стимулировала в разных странах обсуждение необходимости гарантировать пожилым людям достойную старость, свободную от нищеты и невежества, активную и включенную в общественную жизнь. Эта ассамблея, конечно, призвала все правительства найти необходимые ресурсы и создать фонды помощи пожилым людям. В Италии очень долго говорилось о необходимости учреждения подобного фонда, но дело не дошло до реализации, потому что правительство не хотело устанавливать дополнительный налог. Единственный вид государственной помощи пожилым недееспособным людям, существующий в данный момент в Италии, предполагает ежемесячную выдачу определенной суммы (около 450 евро в месяц — чуть меньше минимальной пенсии) всем, кто входит в группу стопроцентных инвалидов, неспособных ухаживать за собой. Тем не менее в условиях экономического кризиса европейские государства «всеобщего благосостояния», которые по-прежнему гарантировали высокий уровень социального обеспечения, уже с конца 90-х годов постепенно отказываются от массового возведения домов престарелых ввиду невыносимых экономических затрат. И начинают реализовывать альтернативное решение — помощь пожилым людям на дому. В этом смысле интересен опыт Дании, где комплексным социальным обслуживанием на дому охвачено 24,6% всех пожилых людей (почти 172 тыс. человек). Такой подход позволяет существенно улучшить качество жизни пожилого человека с самыми минимальными затратами кадровых и финансовых ресурсов. Именно в этой перспективе нам нужно пересматривать социальную политику по отношению к старикам. С этой целью в Риме, например, в двух самых густонаселенных районах города с 2004 года осуществляется программа «Да здравствуют старики!» Ее инициаторы — католическая община святого Эгидия. Программа предполагает активную опеку и наблюдение за людьми старше 75 лет. Вокруг каждого из них создается «сеть солидарности» (посредством телефонов и по необходимости посещения на дому). В нее входят те, кто окружает старика — родственники, соседи, продавцы соседнего магазина, лечащий врач, волонтер социальной службы. Подобное решение как раз и позволяет решить две основные проблемы: недостаток кадров и финансов, т.к. не требует больших затрат и в то же время гарантирует пожилым людям своевременную срочную помощь.

Старение населения ставит много сложных вопросов. Но в Европе сейчас формируются новые всевозможные решения. И они могут быть интересными для Украины. Кто сказал, что вам нужно продолжать идти по пути массового открытия домов престарелых? По пути, который в других местах уже считается невыносимым и безрезультатным.

— Но совсем отказаться от таких домов невозможно. Как быть старику, который по тем или иным причинам все же не может продолжать жить у себя дома?

— Для стариков, нуждающихся в постоянном уходе, в европейских странах создаются дома семейного типа. Есть пожилые люди, которые проживают в совместном доме в собственных отдельных квартирах, имея возможность пользоваться некоторыми общими услугами (прачечная, столовая, покупка продуктов и т.д.). Есть старики, которые соглашаются жить вместе в квартире, чтобы сократить расходы на содержание собственного жилья.

— Какие возможности имеют пенсионеры в вашей стране? Какие структуры обеспечивают для них такие возможности?

В Италии на государственном уровне нет каких-либо значительных инициатив, касающихся обеспечения нормальной старости. Много предложений исходит от негосударственных структур: волонтерских организаций, профсоюзов, общественных организаций. В качестве примера могу рассказать об «Университете старости». Это курсы для пенсионеров, организованные ассоциациями волонтеров. Однако рынок тоже начинает обращать внимание на пожилых людей как на потенциально возрастающую группу клиентов. Возрастает количество предложений со стороны рынка, например в секторе туризма и здравоохранения. Сами старики выражают желание быть активными членами общества. В Италии, к примеру, половина волонтеров — люди старше 65 лет.

Нужно еще говорить о том, что подобных возможностей нет для стариков, неспособных ухаживать за собой. В этом плане можно еще «изобретать» и осуществлять многое. Хочу напомнить, что каждый год во всей Европе сотни тысяч пожилых людей, не способных ухаживать за собой, участвуют в летних каникулах, организованных для них городскими социальными службами или волонтерскими организациями, такими как община святого Эгидия.

— Денег на нужды людей пожилого возраста у нас ни в пенсионом фонде, ни в госбюджете нет и не предвидится. Эта ситуация тупиковая или само общество может найти какой-то выход? Как вы думаете, зависит ли что-то в решении этой проблемы от простых граждан, не облеченных властными полномочиями и капиталом, но сочувствующих старикам?

— Проблема пенсии существует везде — в Украине, в Италии и во многих других странах. Речь идет о том, как гарантировать пенсию завтрашним старикам, не ущемляя интересы сегодняшней молодежи. Чтобы решить эту проблему, нужны структурные изменения, которые часто кажутся и на самом деле являются непопулярными и обременительными для всех. Понятно, что уже сегодня пенсии не могут гарантировать помощь пожилым людям. В Италии семьи решают этот вопрос собственными средствами: около 700 тыс. сиделок помогают семьям держать стариков у себя дома. Но для многих это очень большое финансовое затруднение.

Необходимость ресурсов очевидна, но прежде всего нужно всеобщее видение, которое, к сожалению, отсутствует. Видение, которое касается будущего всех нас и которое обязательно можно начинать строить также снизу. Приведу пример, касающийся Украины. Уже около двух лет друзья общины святого Эгидия в городе Киеве осуществляют программу «Опека пожилых людей». Программа направлена на помощь пожилым людям, находящимся в домах престарелых, одиноким и зачастую по разным причинам не поддерживаемым родственниками, поэтому нуждающимся в опеке и поддержке, лечении, общении. Программа гарантирует материальную ежемесячную поддержку в размере не менее 100 грн., а также помощь наших волонтеров в приобретении на эти деньги необходимых лекарств, продуктов, вещей. Главные принципы программы — бескорыстие и продолжительность помощи. В случае, если опекун хочет отказаться от инициативы, он должен сообщить за три месяца до этого, чтобы его вовремя заменили. Таким образом, программа помогает заботиться о конкретных пожилых людях, восстанавливать потерянную связь между поколениями. Учитывая доступность необходимой суммы, многие люди имеют непосредственную возможность помогать старикам.

Нужно помнить всегда актуальный принцип: как мы сегодня занимаемся — или не занимаемся — нашими бабушками и дедушками, нашими отцами и матерями, так завтра наши дети и внуки, возможно, будут заниматься нами. Уровень внимания к старикам — важный индикатор человеческих качеств и уровня цивилизованности всего общества.