UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОМУ НУЖНА ДЕШЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В газете «Зеркало недели» №14 от 10 октября 1998 года опубликована статья «Как один адмирал Украину общипал»...

Автор: Генрих Можаровский

В газете «Зеркало недели» №14 от 10 октября 1998 года опубликована статья «Как один адмирал Украину общипал». В связи с этой публикацией хотелось бы поделиться своими наблюдениями по поводу поднятой автором архиважной проблемы.

Украина - морское государство. Поэтому она обязана обеспечить безопасность мореплавания в зоне своей ответственности на Черном и Азовском морях. Для выполнения этих обязательств в каждом государстве существует Государственная гидрографическая служба. В большинстве государств - в министерствах обороны, в меньшинстве, как правило, в подчинении министерств транспорта.

В связи с распадом СССР и в Украине возникла необходимость создания такой службы. Первоначально были попытки создать ее в составе ВМС Украины. Но поскольку офицеры гидрографической службы Черноморского флота России отказались переходить на службу в ВМС Украины, полноценной Гидрографической службы создать не удалось.

Постановлением Кабинета министров Украины от 9 февраля 1994 года №84 возложены обязанности гидрографической службы на Национальное агентство морских исследований и технологий (НАМИТ). В связи с этим в НАМИТ было создано гидрографическое управление, в котором собрали старших офицеров-отставников гидрографов и штурманов.

Следующим шагом должно было быть преобразование

НАМИТ в Государственную гидрографическую службу Украины при Кабинете министров Украины. Но этого не случилось по вине чиновников, которые почему-то решили ликвидировать НАМИТ при создании Министерства науки и технологий в августе 1996 года. В результате в течение нескольких месяцев сотрудники

НАМИТ находились как бы в безвоздушном пространстве, не получали зарплаты и не могли фактически руководить создаваемыми по крохам на местах гидрографическими предприятиями. И это продолжалось до тех пор, пока НАМИТ не был утвержден 6 июня 1997 года в качестве департамента гидрографической службы в Министерстве науки. Но это, естественно, было мертворожденное дитя, так как гидрографическая служба никакого отношения к Миннауки не имеет. В результате полгода решался вопрос о передаче Государственной гидрографической службы в состав Министерства транспорта. Передача состоялась 2 марта 1998 года. А работа от этого, естественно, страдала, вопросы финансирования из-за затягивания передачи из одного министерства в другое Министерством финансов не решались. Фактически государственная программа «Гидрография» финансировалась: в 1995 году - на 17,5%, в 1996 г. на 3,3%, в 1997 г. на 53,4%. В 1998-м годовое финансирование (на 1 октября) составляло: 1% по госпрограмме «Гидрография» и 11,1% на «Средства навигационного оборудования морей».

В результате в текущем году сорвано нормальное обслуживание средств навигационного оборудования морей (буев, вех, маяков, створных знаков, навигационных знаков, радиолокационных станций, активных и пассивных радиолокационных отражателей, береговых радионавигационных систем), не производились промеры глубин для картосоставительских целей, с 3 августа остановлено производство морских навигационных карт на предприятии «Укрморкартография». Почему же это случилось?

При разделе Черноморского флота в 1995 и 1996 гг. к Украине должны были перейти Одесский, Николаевский, Керченский и Севастопольский гидрографические районы со всем навигационно-гидрографическим оборудованием, ремонтной базой, катерами, судами и коллекциями морских навигационных карт. Благодаря бывшему командующему ВМС Украины вице-адмиралу В.Бескаравайному удалось предупредить вывоз части оборудования россиянами из Одесского и Николаевского гидрорайонов. В Керчи все было вывезено в Новороссийск - получили пустые стены. В Севастополе вообще ничего не передали. И в то же время гидрографическая служба Черноморского флота России до сих пор обслуживает побережье Крыма от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Часть переданных катеров пора списывать, так что гидрографические предприятия создаются практически почти на пустом месте, так как россияне сорвали передачу имущества гидрографических районов. Кстати, точно такую же картину при передаче гидрорайонов Россией получили республики Прибалтики.

В.Пилипенко пишет, что развал системы гидрографического, гидрометеорологического обеспечения безопасности мореплавания начался с постановления КМУ № 677 от 30 августа 1993 года о создании

НАМИТ, но функции гидрографической службы на НАМИТ возложены постановлением КМУ №84 от 9 февраля 1994 года, а приемка гидрографических районов производилась только по постановлениям КМУ № 802 от 12 октября 1995 года и №142 от 30 января 1996 года, так что у автора статьи концы с концами не сходятся.

В своей статье В.Пилипенко поднимает вопрос о проверке с помощью прокурора, начиная с 1993 г., правильности расходования портовых сборов. И действительно, в этом есть необходимость, особенно в части таких портовых сборов, как канальный, лоцманский, маячный и корабельный. Всегда действовали твердые правила, что канальный и лоцманский сборы поступают в каждом порту на счет капитана порта и расходуются только на дноуглубительные работы в портах и на подходных каналах к портам с целью поддержания гарантированных глубин. Если эти сборы не использовались по назначению, Министерство финансов имело право изъять их в бюджет государства. Маячный сбор и часть корабельного сбора расходовались на содержание средств навигационного оборудования морей. Эта четкая система финансирования дноуглубительных работ и содержания средств навигационного оборудования нарушена временной инструкцией... Министерства транспорта Украины от 16.01.98 г.

И действительно, необходимо рассмотреть вопрос о передаче средств от этих сборов по их прямому назначению - Государственной гидрографической службе Украины. В этом необходимо поддержать мнение Пилипенко.

Из этого следует, что В.Пилипенко, мягко говоря, некорректно и не по адресу ставит вопрос. Необходимо отметить, что Министерство финансов письмом №05-403/8-4918 от 5 октября 1998 года в адрес Министерства транспорта также ставит вопрос о нецелевом использовании маячного сбора.

Далее автор утверждает, что отсутствует четкая система государственной лоцманской службы. Но она находится в ведении департамента морского и речного транспорта, а не в ведении Государственной гидрографической службы.

В статье же пишется о том, что выход морских судов из Дуная по рукаву Прорва утерян. Но ведь в этом прямая вина департамента морского и речного транспорта, который отстаивает нежизнеспособный водный путь по заносимому твердым стоком каналу по Прорве к Усть-Дунайскому порту. Кроме того, не выполняет требование бывшего вице-премьера В.Дурдинца, изложенные в письме от 7 апреля 1997 года в адрес Минтранса и Минэкобезопасности: «О результатах работы относительно строительства судоходного пути по Старостамбульскому устью прошу информировать Кабинет министров в установленном порядке». А ведь за противодействие в обустройстве этого водного пути могут и спросить. Обустроить его - это значит, что Украина получит глубоководный путь с Черного моря на Дунай и не будет зависеть от Румынии, которая установила непомерно завышенные канальный и лоцманский сборы за прохождение Сулинским устьем - $1,8 за 1 м 3 грузовместимости судна. Для сравнения: плата за прохождение Днепро-Бугско-Лиманским каналом до порта Николаев - 20 центов.

В статье совершенно не обоснованно утверждается, что для восстановления всего комплекса по обеспечению безопасности судоходства потребуются не сотни миллионов гривен, а значительно больше. Извините, но это из области фантастики. Прежде чем писать такое, нужно хотя бы немного подумать.

Как же обстоят дела на сегодняшний день? Гидрография создала систему и с 1 января 1998-го года начала регулярную передачу мореплавателям ПРИП (прибрежные предупреждения) на территориальные воды Украины. С августа 1998 года начато регулярное издание Извещений мореплавателям.

По состоянию на 1 октября 1998 благодаря вмешательству комитета Верховной Рады по экологии и поддержке Совета национальной безопасности и обороны Министерство финансов приняло решение о финансировании госпрограмм «Гидрография» и «Средства навигационного оборудования морей». При реальном финансировании возобновятся работы по подготовке к изданию морских навигационных карт. Утверждено положение об адмиралтейских номерах украинских морских карт, издан каталог морских навигационных карт и книг, подготовлены к изданию «Условные знаки для морских карт и планов», ведутся работы по подготовке к изданию «Лоции Черного моря». Карты, как бумажные, так и электронные, издаются на украинском и английском языках. Готовится проект закона Украины «О гидрографической деятельности».

В союзную бытность гидрографов и морских картографов готовили только в Ленинграде. В Украине уже начали готовить гидрографов-штурманов гидрографических судов в Одесской морской академии. В Киевском инженерно-техническом институте готовят геодезистов - морских картографов и в перспективе - морских геодезистов, т.е. гидрографов. В Киевском университете им.Тараса Шевченко на географическом факультете для картографов начали читать спецкурс «Морская картография». Для преподавания как воздух нужно учебное пособие по этому курсу. Оно было подготовлено в 1997 году в рамках программы «Гидрография», но не оплачено до сих пор из-за отсутствия финансирования. Но, как говорится, лед тронулся, и будем надеяться, что учебное пособие в ближайшее время будет выпущено на украинском и русском языках.

Считаю необходимым поддержать автора статьи в вопросе о необходимости восстановления доставшегося в наследство от России навигационно-гидрографического обеспечения морских территориальных вод Украины в целях восстановления авторитета Украины как морской державы, а также для поднятия экономики прибрежных регионов, защиты экологического состояния побережья. И для решения этих государственных задач необходима государственная поддержка как законодательная, так и финансовая Государственной гидрографической службе Украины. При наличии финансирования, как бюджетного, так и за счет маячного и корабельного сборов, как и предлагает В.Пилипенко, начнут крепнуть и гидрографические предприятия в Одессе, Николаеве, Керчи и Севастополе - иного не дано.

P.S. В Государственную гидрографическую службу акт о проверке комплекса навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в Украине от департамента морского и речного транспорта не поступал.