UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОМУ ДОВЕРИТЬ МАЛЫША?

Редко какой современной маме удается полностью «догулять» декрет. Реалии рыночной экономики намного раньше, чем через три года после рождения малыша, ставят перед женщиной вопрос: «С кем оставить ребенка?»...

Автор: Евгения Соколова

Редко какой современной маме удается полностью «догулять» декрет. Реалии рыночной экономики намного раньше, чем через три года после рождения малыша, ставят перед женщиной вопрос: «С кем оставить ребенка?».

«Заместитель» мамы

Я с этой проблемой столкнулась, едва крохе исполнился год. О детском садике не могло быть и речи: во-первых, таких маленьких теперь не принимают, а во-вторых, он легко простужается, а, значит, будет ходить туда через два дня на третий. «Придется приглашать няню!» — решили мы с мужем и активно занялись поисками.

Дело это оказалось не из легких. Все знакомые пенсионерки, которые при встречах радостно общались с малышом, «отсеялись»: кто сам подрабатывает, у кого резко обнаружился радикулит или требующая постоянного внимания больная родственница, а кто и вовсе разводит котов и может заразить чем-нибудь ребенка.

Пришлось прибегнуть к помощи прессы. В первом же попавшемся номере рекламного издания обнаружилось штук 20 объявлений, в которых предлагались услуги гувернанток. Порадовавшись изобилию, выбрала наиболее оформленное и позвонила по нему.

— Здравствуйте, мне нужна гувернантка.

— $30 в час, $50 — за два.

— Что?! — обалдело переспросила я.

— Это интим-услуги, — ответила собеседница и, потеряв ко мне всякий интерес, бросила трубку.

«Да, моему малышу явно рановато знакомиться с подобными «гувернантками», — подумала я и набрала следующий номер. Но и по нему, равно, как и по двум другим, мне ответила диспетчер секс-фирмы. Полностью отчаявшись, я обратилась к одной из них:

— Скажите, как же отличить рекламу секс-агентства от объявления фирмы, действительно предлагающей гувернанток?

— Возьмите другую газету, — посоветовала та и отключилась.

Приобретя в ближайшем киоске один из отечественных журналов для родителей, я сразу нашла несколько солидных реклам фирм, специализирующихся на предоставлении необходимых мне услуг. В первой же из них мне обрадовались как родной. Приветливая менеджер Марина, выяснив возраст моего карапуза и время, на которое нужна будет няня, тут же защебетала:

— На рынке мы уже пятый год, у нас работают опытные педагоги, бывшие воспитатели детских садиков и те, кто закончил специальные курсы. Наши няни и гувернантки могут полностью заниматься ребенком любого возраста: кормить, водить на прогулки, укладывать спать, делать зарядку. А также воспитывать и обучать по разным методикам, в том числе и зарубежным.

— Сколько стоят ваши услуги?

— Доллар в час вы платите няне и 70 долларов — за услуги агентства. Если, как вы сказали, вам нужно по 7 часов в день, то в месяц получится $168. Вас устраивает такая сумма?

— Да, но могу ли я быть уверена, что ко мне не придет аферистка?

— Что вы, данные паспорта и трудовые книжки сотрудников находятся на фирме. Вы можете приехать и посмотреть каталог, побеседовать с потенциальной няней у нас в офисе. Затем отобранная кандидатка поработает у вас несколько недель пробно, и если все окажется в порядке, вы сработаетесь, то подпишете с фирмой договор.

— Вы как-то контролируете здоровье сотрудниц?

— У всех есть санитарные книжки: при желании вы сможете их посмотреть. Кроме того, в договоре можно оговорить прохождение няней раз в полгода медосмотра.

Диалоги с менеджерами других подобных контор практически ничем не отличались. Цены на услуги стандартные — $1 в час плюс $60—70 одноразово фирме. В любой уважающей себя фирме подобного рода имеется каталог сотрудниц, которых обязуются менять по требованию клиента. Все они, по словам менеджеров, обучались на курсах и владеют стандартным набором знаний и умений в области первой медпомощи, возрастной педагогики и психологии, гигиены и закаливания, диетологии, а также методиками развивающих игр, обучения по дошкольной программе и ряду предметов школьной. Собственно, последним и отличается гувернантка от няни. Помимо ухода за ребенком она может заниматься с ним, скажем, иностранным языком.

Конечно, в агентствах меня уверяли, что все потенциальные няни проходят всевозможные психологические тесты на эмоциональную устойчивость, умение находить общий язык с ребенком и родителями, психическое здоровье. Но проверить так ли это на самом деле, очень сложно, особенно, если ребенок очень маленький, а родители целый день на работе. Известны примеры, когда вполне подходящие на вид няни, били малышей, либо вообще с ними не разговаривали, выполняя все необходимые действия молча. Полной гарантии в этом вопросе не даст ни одно агентство. Поэтому родители изощряются кто как может. Одни ставят скрытые видеокамеры, оставляют включенными магнитофоны или микрофоны факсов, другие прибегают к помощи вездесущих соседей, третьи проверяют реакцию на «вторую маму» самого малыша: если он ей радостно улыбается и с удовольствием идет на руки, значит, все в порядке.

Когда подходящая няня найдена, очень важно установить с ней доверительные отношения. Это многое упростит. К тому же малышу полезно побыть какое-то время не с мамой, а с другим человеком, который о нем заботится. Поскольку няня является «заместителем» мамы по «воспитательной части», то стоит передать ей и свои родительские права — на тот период, пока мамы и папы нет дома. Раз она отвечает за ребенка, то имеет право наказывать и поощрять малыша. После того, как вы согласовали общую воспитательную линию и методы воздействия на чадо, не стоит, по крайней мере открыто, вмешиваться в действия няни. Также нельзя оставлять без внимания и попытки малыша поставить няню «на место», унизить. Важно научить ребенка уважать и ценить другого человека, особенно, если он этого достоин.

Если же вы все-таки решили искать няню самостоятельно, без помощи агентств, то нужно учесть возраст малыша. Ребенку до года больше подойдет няня с медицинским образованием — именно медики работали раньше в ясельных группах детских садиков. Малышам же постарше, уверяют специалисты по дошкольному воспитанию, нужен педагог — грамотно обучать навыкам самообслуживания (держать ложку, надевать трусики или носочки, приучать к опрятности) и развитию речи.

Детские сады: социальная адаптация, подготовка к школе

— Многие родители, — комментирует детский психолог Лидия Яремчук, — вспоминая свое детство, боятся отдавать детей в садики, а общение со сверстниками пытаются компенсировать в различных школах, студиях и спортивных секциях. Иногда это действительно оправданно — если ребенок очень болезненный или крайне тяжело сходится со сверстниками. С возрастом и то, и другое, возможно, пройдет, хотя проблема социализации останется надолго.

Для ребенка без подобных отклонений неизбежно наступает момент, когда нужно идти в детский сад — какие бы прекрасные условия для развития и обучения не были созданы дома. Воспитатели детских садиков полагают, что чем раньше это произойдет, тем лучше. 2—3-летний кроха, переболев различными простудами, уже примерно через полгода-год вырабатывает иммунитет и болеет затем лишь инфекционными болезнями, перенести которые желательно именно в детском возрасте. Примерно за этот год ребенок осваивается и в детском коллективе: находит друзей, с которыми играет в совместные игры, учится защищаться от обидчиков, обретает самостоятельность, учится взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это, кстати, очень важно для первых и единственных детей в семье.

Данный период (год) должны учесть и те родители, у которых есть возможность подержать малыша дома подольше. Так как адаптация как физиологическая, так и психологическая, и социальная длится приблизительно год, то и в детский коллектив ребенка лучше отдать не позднее, чем за год до школы.

Дело в том, что детский организм способен хорошо справляться лишь с одной задачей. Когда «домашний» ребенок попадает в школу, задач перед ним возникает сразу несколько: привыкнуть к новому режиму дня, обстановке казенного учреждения, инфекциям, научиться строить отношения со сверстниками и взрослым — учителем, и, наконец, учиться. Организм, скорее всего, выберет что-то одно. Если это борьба с болезнями, то и учеба, и все остальное пойдет «по боку», если — учеба, то у ребенка могут до конца школы не сложиться отношения с одноклассниками. Зачем усложнять ребенку жизнь и без того нелегкую, «благодаря» сложной школьной программе? Зачем создавать психотравматические ситуации, приводящие к неврозам со всеми вытекающими отсюда последствиями? К нашей жизни нужно приучать поэтапно.

— Как не ошибиться с выбором детского садика?

— Все зависит от той цели, которую вы преследуете. Если ребенок хорошо подготовлен и его нужно просто приучить к детскому коллективу, то подойдет любой ближайший. И не волнуйтесь, сейчас каждый малыш на счету, потому никто вашего кроху не будет ни обижать, ни простужать. Но если вы отдаете ребенка в садик раньше, то ему очень скоро станет там скучно. Поэтому, если есть средства и, главное, личный транспорт, малыша лучше устроить в какой-нибудь хороший платный или работающий по экспериментальной программе садик. Наличие личного авто важно потому, что общественный транспорт — рассадник инфекции (грипп, дифтерия, туберкулез и т.д.) и, пользуясь им регулярно, ребенок будет больше болеть, чем ходить в садик.

При этом нужно учесть, что в принципе наши садики достаточно хорошо готовят ребенка к школе. «Подготовишки» умеют читать, считать, писать печатными буквами, владеют элементами письма и умеют решать задачи на логическое мышление. В самом обычном садике они ходят на спортивные и музыкальные занятия, танцуют, лепят, рисуют, делают аппликации и игрушки из бумаги, участвуют в «утренниках», нередко изучают иностранный язык. Выбирая платный садик, нужно выяснить, что ребенок получит помимо этого. Экспериментальные садики, как правило, отличаются в основном методикой обучения, подходом к воспитанию и технической оснащенностью. Они намного лучше обеспечены наглядными пособиями, играми и игрушками, у них больше возможностей приглашать необходимых специалистов.

В последнее время все больше появляется садиков-школ. В таком учреждении ребенок проходит образовательный курс детского садика, а затем — нескольких первых классов или всей начальной школы. Переход ко «взрослой» жизни происходит довольно мягко и режим первоклашки практически не отличается от распорядка дня дошкольника. Просто вместо воспитательницы занятия проводит учитель, а малыши, как и в обычном садике, имеют возможность четыре раза поесть, поспать днем и спокойно дожидаться родителей до 6—7 часов вечера. Этот вариант идеален для детей, у которых сложности в общении со сверстниками или просто консервативных, тяжело привыкающих к новой обстановке. Вместо того чтобы в 6 или 7 лет заново привыкать к новому коллективу, учителю и «месту обитания», малыш до 5-го класса продолжает ходить в свой привычный садик, приобретая при этом новые знания.

Единственное, не стоит «бросаться» на первое попавшееся объявление в газете или журнале. Лучше обратиться в городское или районное управление образования и проконсультироваться со специалистом.