UA / RU
Поддержать ZN.ua

Композитор Станислав Людкевич: галичанская мелодия с вершин и низин

Исполнилось 130 лет со дня рождения и 30 лет со дня смерти Станислава Людкевича, одного из самых выдающихся украинских композиторов ХХ века...

Автор: Татьяна Костенко
Станислав Людкевич
Исполнилось 130 лет со дня рождения и 30 лет со дня смерти Станислава Людкевича, одного из самых выдающихся украинских композиторов ХХ века. Во Львове живет его супруга — Зеновия Штундер. Ее последние 30 лет жизни — это искреннее служение памяти своего мужа. Пани Зеновия — известный музыковед, кандидат музыковедческих наук, научный сотрудник Мемориального музея Людкевича во Львове. Она — исследователь жизни и творчества Станислава Людкевича.

Зеновия Штундер — берегиня дома Станислава Людкевича, она занимается музеем. На тихой улочке недалеко от центра города, названой в честь композитора, в небольшом двухэтажном каменном доме с 1961-го по 1979 год жил и творил Станислав Людкевич. На фронтальной стене установлена мемориальная доска со скульптурным портретом композитора работы скульптора В.Одрехивского.

Стоит зайти за калитку — и оказываешься в ухоженной усадьбе, где красиво весной, когда ковром перед домом зацветают барвинок и ландыш, а фруктовые деревья в небольшом садике покрываются белопенным цветом.

На первом этаже дома уже 30 лет уединенно живет супруга композитора. Никого не осталось среди живых ни из близкой семьи Людкевичей, ни из ее семьи.

Единственное утешение и смысл ее жизни в мире — воспоминания о жизни и творчестве композитора.

На втором этаже — мемориальные комнаты ее мужа. Неспешно вместе с пани Зеновией поднимаемся по ступенькам. По обе стороны на стенах висят фотографии города Ярослава, в котором родился и провел детские годы Станислав Людкевич.

В одной из трех небольших, скромно меблированных комнат музея сохраняются старый рояль, изготовленный еще в ХІХ в., круглый столик, книжные шкафы, множество портретов, картин и поздравительных открыток.

На стене около рояля — портреты Станислава, сделанные в январе 1979 года (за два дня до его 100-летнего юбилея).

10 сентября того же года композитора не стало... Пани Зеновия рассказывает, что в последние годы он плохо видел. Не мог сам записывать произведения. Записывали композитор Корчинский и жена.

А дальше, как противопоставление старости, — его же фотопортреты после окончания гимназии, Львовского университета, получения музыкального образования в Вене...

Сохранилась и библиотека композитора. Преобладает немецкоязычная литература. Пани Зеновия показывает музыкальную энциклопедию, изданную в 1926 году в Берлине двоюродным братом Альберта Энйштейна Альфредом. В ней опубликованы сведения о Людкевиче. Особенно отмечен национальный колорит его творчества. Сохранились и сборники стихов молодомузевцев. В частности, сборник стихов Тычины, давнего почитателя таланта Людкевича, с авторской подписью — поздравлениями в честь вручения композитору Шевченковской премии.

* * *

Людкевич прожил долгую жизнь — 101 год. На высшем уровне отмечались его юбилеи. Сохранилось множество поздравлений. Они разложены на столе, на рояле.

...Крупным событием в жизни Львова и Галичины стало празднование 25-летия композиторской деятельности и первое полное исполнение кантаты «Кавказ».

За дирижерским пультом тогда стоял сам Людкевич. В прессе появились отклики Василия Барвинского на этот концерт. Он писал: «…для нас, українців, і не лише в Галичині, цей твір має неоціненне значення. «Кавказ» є і на довгі роки зостанеться якоюсь біблією, з якою будучі покоління будуть вичувати незглибиму силу мук і болю української душі і черпати віру на світлу побіду і кращу будучність».

Это был триумф композитора. Позднее Барвинский писал о кантате «Кавказ», что такое произведение можно создать только один раз в жизни, и «Кавказ» должен стать нашим музыкальным «Завещанием», которым мы лучше всего почтим память Шевченко...

* * *

Во второй комнате все сохранено, как было при его жизни. Красиво убранная кровать, диван, зеркало, креденс. На столике разложены проспекты концертов, на которых исполнялись музыкальные произведения композитора. На стенах — портреты родителей Людкевича, его портрет в однолетнем возрасте.

Исключительную одаренность Станислав Людкевич, очевидно, унаследовал от своих предков, которые с деда-прадеда были украинцами, жившими на перемышльских просторах. Принадлежали они к благородному роду священников. Все были высокоталантливыми личностями.

* * *

Дед Станислава Людкевича Михаил Людкевич закончил Львовскую духовную семинарию и Львовский университет. В семинарии учился вместе с Маркианом Шашкевичем, Иваном Вагилевичем, Миколой Устияновичем.

Его сын — Рандольф-Михаил-Филипп, отец Станислава Людкевича, тоже закончил начальную школу. Выбрал специальность учителя и много лет был директором школы в Ярославе. Педагогическим трудом занимался 45 лет, за что в 1904 году был награжден бронзовой медалью.

Дед Станислава Людкевича (по линии матери) — Алексей Гижовский — получил такое же образование, как Михаил Людкевич, учился во Львовской духовной семинарии и во Львовском университете. После принятия сана Алексей Гижовский исполнял душпастырские обязанности, интересовался историей, философией и всю жизнь увлекался музыкой.

Судьба объединила Алексея Гижовского с композитором Михаилом Вербицким, автором нашего национального гимна. Они вместе учились и в гимназии, и в семинарии, где оба обучали хоровому пению и руководили хором. Вербицкий был виртуозом игры на гитаре. В течение жизни они поддерживали приятельские отношения. Дочь Алексея Гижовского Гонората, мать Станислава Людкевича, виртуозно играла на фортепиано и была первой учительницей музыки своего сына.

* * *

Поженились Филипп Людкевич и Гонората Гижовская в 1871 году. В Ярославе 24 января 1879 года в семье Людкевичей родился сын Станислав. В четырехлетнем возрасте у него обнаружили необычайную музыкальность. В Ярославской гимназии, где учился будущий композитор, одаренному 12-летнему Станиславу поручили руководить хором. В гимназии (в неполных 18 лет) Людкевич впервые выступил как композитор, сочинив большое хоровое произведение в сопровождении фортепиано «Пожар» на слова поэмы Шиллера «Песня о колоколе». Произведение с успехом исполнялось в Перемышле в 1896 году на вечере памяти Мицкевича. Уже в гимназические годы Людкевич изучает теорию музыки, сольфеджио, играет на фортепиано Гайдна и Моцарта и пишет около трех десятков музыкальных произведений.

После окончания гимназии в 1897 году он поступает во Львовский университет, выбирает украинскую филологию. В
19 лет пишет научную работу о барщине и ее упразднении в русско-украинских народных песнях. Одновременно Людкевич как вольнослушатель посещает Львовскую консерваторию, изучает музыкально-теоретические предметы, занимается музыкальным самообразованием.

Студенческое общество «Академічна громада», в которую входил Людкевич, было инициатором идеи празднования 25-летия литературной деятельности Франко. Композитор познакомился с писателем в восемнадцатилетнем возрасте и позднее неоднократно с ним встречался, сотрудничал в Научном обществе им. Шевченко, писал о нем. Студенческая молодежь считала Ивана Яковлевича своим духовным отцом, учителем, образцом гражданина-борца. Организация концертной части праздника тогда была поручена Людкевичу. После приветствий и благодарственного слова Франко начался концерт. Впервые прозвучал «Вічний революціонер», музыку к которому написал 19-летний Станислав.

С успехом до Первой мировой войны часто звучал «Поклик до братів слов’ян» Людкевича в исполнении хора и оркестра. На многих вече исполнялся гимн «Ще не вмерла Україна» в обработке Людкевича.

На концерте в 1903 году впервые было исполнено первое симфоническое произведение композитора «Украинское каприччио». Одобрительную оценку дал симфонии присутствовавший тогда на концерте итальянский композитор Леонкавалло, автор известных «Паяцев».

* * *

В 1906 году в Перемышле происходит встреча композитора с Николаем Садовским и Гнатом Хоткевичем, познакомившего композитора с возможностями бандуры. Людкевич пропагандирует этот инструмент среди галичан. Даже пишет статью «Відродження бандури», которую опубликовали в журнале «Світ». Тогда же был основан хор «Бандурист».

В те же годы Станислав работал над двухтомником «Галицько-руські народні мелодії» (1544 песни), применил собственный способ систематизации. Этот сборник — первое научное и самое полное издание украинских народных песен в начале ХХ в. Одобрительно о нем писали Иван Франко и Климент Квитка.

А в 1907 году он записывается слушателем в Музыкально-исторический институт, основанный на философском факультете Венского университета. Исследует западноевропейскую и украинскую народную музыку и пишет на немецком языке диссертацию. Наконец Людкевичу присвоили ученую степень доктора философии в области музыки. После Вены он переезжает в Лейпциг, где продолжает учебу в отделении музыкологии Лейпцигского университета. Получив композиторское музыковедческое образование австрийских и немецких школ, становится последователем этих школ в своем творчестве.

В 1908—1910 годах, вернувшись к Перемышль, Станислав Людкевич, как и раньше, преподает в гимназии. Его произведения исполняются на различных торжествах, на Шевченковских вечерах. В 30 лет Людкевич стал наиболее выдающимся, общепризнанным, популярным композитором Галичины.

В ноябре 1910 года Станислав возглавил Музыкальный институт во Львове.

А уже во время Первой мировой войны как русского военнопленного его отправили в город Перовск в Туркестане. Тем временем в Вене на Шевченковском вечере звучат его произведения, в том числе народная песня в его обработке «Чорна рілля ізорана». Эта песня стала «лейтмотивом» Первой мировой войны, самой популярной в то время украинской песней, которая затем среди 50 украинских песен впервые в 1934 году была записана в Варшаве на граммофонную пластинку.

* * *

В ноябре 1917 года музыкальный отдел при генеральном секретариате народного образования УНР отозвал Людкевича в Киев. Встречается с композиторами Н.Леонтовичем, К.Стеценко, О.Кошицем. Там пережил трагические события красного террора красногвардейских отрядов Муравлева в Киеве.

В неспокойное время польско-украинской войны возвращается во Львов. И окончательно поселяется здесь в сентябре 1919 года; организовывает первый украинский симфонический оркестр в Галичине при Музыкальном обществе им. Лысенко.

Людкевич придает большое значение глубокому изучению церковного пения и предлагает открыть во Львове Институт церковной музыки. Получает поддержку митрополита Андрея Шептицкого. Позже такой институт был основан, и композитор вошел в состав его преподавателей.

Кантата «Завещание» впервые была исполнена в 1936 году на концерте, приуроченном к 75-й годовщине смерти Шевченко, состоявшемся во Львове в оперном театре. В рецензиях на концерт А.Рудницкий и В.Барвинский отмечали, что это «могутній і небуденний твір, справжній мистецький твір».

В январе 1939-го Людкевичу исполнилось 60 лет. Композитор тогда отказался отмечать юбилей. Вместо этого торжественно праздновали 125-летие со дня рождения Шевченко. На концерте прозвучала первая часть «Кавказа» и симфоническая фантазия «Веснянки». Дирижировал Людкевич. Это было его последнее выступление как дирижера «Кавказа».

* * *

Зеновия Штундер не любит давать интервью. Хотя в частном разговоре много рассказывает о себе. Каждый раз после общения с Зеновией Штундер не оставляет ощущение восхищения этой благородной женщиной, незаурядной личностью.

Зеновия родилась в 1927 году в Бересте над Бугом. Ее отец, Константин Штундер, в 1919 году пришел из Восточной Украины с войском Симона Петлюры в Галичину, где и поселился.

Зеновия носит немецкую фамилию отца, далеким предком которого был немец, 300 лет назад воевавший под Полтавой на стороне шведского короля Кар-ла ХІІ. Предок попал в плен, чудом выжил, остался в Украине, вызвал родственника, и вблизи села Сквырка они основали Штундеров хутор...

В Станиславове Зеновия закончила музыкальное училище, и в 1948 году поступила во Львовскую консерваторию на музыковедческое отделение. А в Киеве защитила диссертацию — музыковедческое исследование творчества Лысенко.

Преподавал у нее Станислав Людкевич.

Они общались. Композитор неоднократно приезжал к родителям пани Зеновии в Ивано-Франковск. С тех пор сохранилось много фото...

С 1958 года, уже работая в консерватории, пани Зеновия начала ездить в фольклорные экспедиции. Первая такая экспедиция — на родину Франко в Нагуевичи. Для записей надо было нести с собой 30-килограммовый магнитофон. И Людкевич купил для экспедиций небольшой портативный магнитофон, на котором она позже и записывала фольклор в Космаче, Жабьем, Криворивне…

Людкевич был доволен ее работой.

28 мая 1973 года в жизни Зеновии произошло достаточно драматическое событие... За то, что она подготовила и издала статьи Людкевича, ее... уволили с работы.

До сих пор пани Зеновия не знает, почему с ней так поступили. Весь тираж издания, 1500 экземпляров, тогда пошел «под нож»! Заступился за нее сам Людкевич, которому было уже 94 года...

А со временем композитор переписал все имущество, а также архив на пани Зеновию: 3 ноября 1973 года они поженились.

* * *

Людкевич писал тогда письма и в Союз композиторов, и ЦК Компартии Украины, чтобы Зеновию возобновили на работе в консерватории, ведь оснований для ее увольнения не было.

И пани Зеновия вспоминает о Людкевиче как человеке редчайшей доброты, честности и чрезвычайной одаренности.

Когда арестовали Василия Барвинского, Людкевич фактически был единственным, кто его защищал...

Вспоминает пани Зеновия, как в 1941 году, за два месяца до войны, в Киеве впервые была исполнена кантата Людкевича «Кавказ». Дирижировал тогда Колесса. Вся Украина съехалась, чтобы послушать это произведение.

Высоко ценил творчество Людкевича Арам Хачатурян. В 1956 году он приезжал во Львов. Встречался с украинским композитором. Говорил: если бы такой композитор жил в Москве, то его знал бы весь мир.

В 1963 году произведения Людкевича выдвигали на получение Шевченковской премии. Но получил ее композитор Майборода за оперу «Арсенал». А Василий Барвинский, вернувшись после десятилетней ссылки, за два месяца до смерти написал письмо Александру Корнейчуку, протестуя против такого решения. (Шевченковскую премию присудили Людкевичу только в 1964 году.)

...С большим сожалением говорит пани Зеновия о том, что хоровые коллективы в последнее время не исполняют произведений Людкевича. И, что самое обидное, давно уже не звучал «Кавказ». Даже в его юбилей...

В тексте использованы биографические сведения из монографии Зеновии Штундер.