UA / RU
Поддержать ZN.ua

Комната иллюзий

Античные философы задумывались над тем, реально ли наши органы чувств отражают реальную картину природы.

Автор: Юрий Сорочан

Нынешние выборы дают пищу для размышлений о нехватке еще одного ощущения - социального зрения.

Александр Суворов говорил, что залогом успешных действий на поле боя является натиск, глазомер и скорость. В этой триаде перечислены универсальные навыки, которые помогали выжить в дикой природе и которые в модифицированном виде являются жизненно необходимыми способностями для нас повсюду: в офисе, на улице, в спорте или искусстве. Скорость и натиск - вещи понятные, а вот с глазомером - сложнее, неизвестно куда его пристроить и что это вообще такое. Если искать ему аналоги в социуме, то это умение правильно определять пропорции между вещами, фактами, и каждому предмету находить то место, которое отвечает его внутренней природе; не давать себя обманывать, когда хотят выдать подделку за ценную вещь; понимать, какое место может занимать человек, принимая во внимание его способности, а куда ее тянет инерция закона Паркинсона (это афористичное утверждение, напомню, звучит так: человек всегда занимает должность на ступень выше, чем позволяют его умения; понимать что в обществе развивается нормально, а что переродилось в раковые опухоли и пускает метастазы повсюду; какие учреждения, компании и люди растут благодаря угнетению остальной эко(номической) системы. Проще говоря, это инстинкт социального ориентирования, который эволюция не успела вложить нам в голову, и потому приходится добирать за счет образования и мучительного опыта.

В некоторых странах нормой являются различные степени близорукости, когда вблизи вещи воспринимаются четко, а другие - в расфокусе, размытыми, импрессионистскими пятнами. Телевидение и Интернет здесь сыграли колоссальную роль, ибо приблизили и укрупнили людей и вещи, которым при иных обстоятельствах мы не уделили бы большого внимания. Поскольку телевизор - это электронная модель мозга просвещенной домохозяйки бальзаковского возраста, то он отторгает все вещи, не попадающие в шаблон кухонных сентиментальных разговоров о вечном. Он построен по ментальной карте, где экономика занимает большой остров с немногочисленными топографическими элементами: гора Инфляция, река Курсдолара, густой тропический лес Тарифный. Люди блуждают в условных координатах, где их собственные проблемы стоят в эфирной сетке рядом с развлекательными программами, накладываются, интерферируют и перетекают одна в другую. То есть разнесенные в пространстве и времени вещи становятся частями одной плоской картины. Это как с небесными созвездиями: с Земли они выглядят как набор тесно сбитых групп звезд, на самом же деле светила разбросаны на гигантских расстояниях друг от друга и не расположены в одной плоскости. Если через десять минут после политической дискуссии пускать юмористическое шоу - не стоит надеяться, что границы двух программ не станут взаимопроникающими. Второстепенные вещи по продолжительности занимают хронометраж, превышающий серьезную аналитику. Эта избирательная кампания поместила все телеформаты в круг, центром которого является сам зритель, поскольку все шоу оказались равноудаленными от режима диванного восприятия и слиплись в одну мыльную оперу. Теперь пришло время погрузиться в экран с головой.

Похоже на то, что украинцы решили установить внутри своего мозга заставку с анимированным образом одного комика, который будет встречать их каждое утро. Это как установить новые обои на заставке домашнего компьютера, чтобы каждый раз он настраивал внутренний камертон на позитив - "І все буде добре для кожного з нас..." Хотя нет, это будет в следующий раз. А сейчас - "Каждый вечер вечер наступает вдруг".

Как можно обмануть социальное зрение? Проиллюстрируем это, отталкиваясь от сложных оптических иллюзий, а именно - комнаты Эймса. Если два человека станут в противоположных углах комнаты у стены, то один будет выглядеть как великан, а второй - как карлик. Комната выглядит прямоугольной, хотя на самом деле тот край, где стоит визуально низкий человек, - дальше от зрителя. По мере того, как участник демонстрации движется вдоль стены к ближнему углу, он буквально растет на глазах. И наоборот, тот, кто выглядит Колоссом Родосским, может за несколько шагов стать ростом с ребенка или лилипута. Давид и Голиаф меняются местами. Известно, что как минимум один человек последовательно двигался из одного угла в другой, пока из карлика не превратился в политического супертяжеловеса. Долго ли будут верить в трансформацию украинские избиратели?

P.S. Существуют некоторые шансы, что вскоре Кабинет министров Украины будет формироваться по результатам смс-голосования на телеканале "1+1". Хочу заранее подать свою кандидатуру на должность министра культуры. Готов петь, танцевать и крутить хула-хуп на скорость. Прошу рассмотреть это обращение как официальную заявку на участие в шоу "Найди министра".