В столице есть музей, который не значится ни в одном путеводителе по городу. Тем не менее вещи собраны тут прелюбопытнейшие. Вернее, это «антимузей». Его экспонаты свидетельствуют о человеческой жадности, плутовстве, неразборчивости в выборе средств, стремлении к легкой наживе, наконец, о горячем желании некоторых из нас обогатиться за счет легковерности своих сограждан. Необычная экспозиция размещена в Главном киевском управлении по делам защиты прав потребителей. Переступаешь порог зала, в котором она находится, и глаза разбегаются. Чего здесь только нет! Целая коллекция всевозможных сортов водки, майонез, маргарин, красная и черная икра, мясные и рыбные консервы, гири на любой вкус. Стоп, возразите вы, причем тут гири? К продуктам они, вроде бы, непосредственного отношения не имеют. Еще как имеют! Скажем, приходит человек на рынок купить килограмм телятины. Пожалуйста, здесь ровно килограмм, говорит продавец, вручая ему полиэтиленовый пакет с отборным мясом. И все бы хорошо, да только в нем вместо килограмма 790 граммов. Недостающий вес съела хитрая гиря...
Незамысловатые приспособления для взвешивания занимают в «антимузее» несколько полок. Посмотришь — гиря как гиря. Но, оказывается, к ней приложил руку искусный фальсификатор. В одном случае выпиливается отверстие, в котором размещается более легкий металл, в другом — в дно умудряются вставить кусочек дерева, умело «загримированного» под железо. О результате деятельности подобных умельцев говорят этикетки под экспонатами. Вот двухкилограммовая гиря, весящая 1 кг 550 г. Рядом с ней «килограммовые» — 800, 790, 875 граммов. Помню, лет эдак 30 назад у нас в качестве анекдотов ходили «лозунги»: «Сталевары, вся наша сила — в ваших плавках!», «Железнодорожники, дадим каждому пассажиру по мягкому месту!». Или еще такой: «Работники торговли, встретим покупателя полновесной гирей!». Не кажется ли вам, что, несмотря на его двусмысленность, сегодня данный призыв был бы более чем актуальным?
— Вся водка, которую вы тут видите, поддельная, — продолжал объяснять мой гид по выставке фальсифицированных продуктов, заместитель начальника управления Виктор Лысенко. — Горячительные напитки, налитые в эти бутылки, вместо традиционных 40 градусов имеют 39, 38 и даже 28. В большинстве случаев здесь просто сомнительного качества спирт, разбавленный обычной водопроводной водой. А баночки с красной «икрой» содержат... лягушачьи молоки...
Кстати, об икре. Я живу недалеко от Бессарабского рынка, и по сей причине довольно часто его посещаю. Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь на этот праздник изобилия, — прилавки с рыбными деликатесами. «Молодой человек, — делает мне меркантильный комплимент одна из продавщиц (кому не приятно услышать такие слова!), — не проходите мимо икорки». Поскольку Бессарабка числится среди лучших рынков столицы, многим кажется, что уж тут-то содержимое заветных и, увы, недоступных большинству из нас баночек, самое что ни есть отменное. И вдруг как гром среди ясного неба! Недавно на Бессарабке обнаружен находившийся в подвале подпольный цех, где расфасовывали черную и красную икру. Ее продавали тут же, на рынке, без соответствующих документов...
К сожалению, данный случай не представляет собой нечто из ряда вон выходящее. В последнее время проблема фальсифицированных продуктов приобрела у нас особую остроту. Их фабрикуют в десятках подпольных цехов. В результате покупатели вместо нормальных изделий сплошь и рядом получают лишь суррогат. Думаю, можно не говорить, что «левые» продукты, сработанные шустрыми дельцами, во многих случаях представляют угрозу для нашего с вами здоровья. В минувшем году специалисты городского управления по делам защиты прав потребителей проинспектировали качество товаров на сумму 13,5 миллиона гривен. И что же выяснилось? Чуть ли не треть не соответствовала нормам. Забракованными оказались (цитирую документ) копченые колбасы «Сервелат», «Салями посольская», «Московская», «Одесская», «Дрогобычская», вареные «Молочная» и «Докторская» с завышенным содержанием влаги и нитратов. В сосисках «Студенческих» были обнаружены бактерии группы кишечной палочки. Они же находились в леще холодного копчения, а также в палтусе, сельди и ряде других изделий...
Подобные проверки особенно актуальны нынешним летом. Ведь столбик термометра почти весь июль не опускался ниже плюс 30. В такую жару «некондиционные» продукты, не говоря уже о фальсифицированных, способны натворить много бед. Предотвратить встречу с ними — одна из главных задач, стоящих перед сотрудниками управления. Другая их цель — научить потребителей-киевлян знать свои права и требовать, чтобы их уважали. В нынешнем году управление проводит важную акцию. Уже на 14 столичных рынках демонстрировалась специальная выставка, об экспонатах которой шла речь в начале статьи.
Эффективность данного начинания превзошла все ожидания. Судите сами, каждый раз «ликбез» проходят около 5 тысяч покупателей. О работе выставки посетителей рынка информируют по местному радио, о ее проведении сообщают по телевидению и в газетах. Поверьте, тут есть, что посмотреть. Но главное, нечто подобное можно встретить рядом — на прилавках. А человек, наученный горьким опытом других, не будет столь легковерным и доверчивым, каким мог бы быть, не познакомься он с изделиями фальсификаторов и методами, которыми пользуются недобросовестные продавцы. Люди смотрят, слушают и мотают на ус. В общем, набираются ума-разума, учатся, как самим себя защищать.
В последнее время многие киевляне «обожглись» на водке и коньяке. Но не в том смысле, что, отведав горячительных напитков, тотчас опьянели. Как раз наоборот, спиртное оказалось на удивление незабористым. Точнее говоря, и не спиртным вовсе в нашем обычном понимании, а бог знает чем. Подобные случаи не единичны. Как сообщили в управлении, почти 90 процентов реализуемых на киевских рынках ликеро-водочных изделий, мягко говоря, не соответствуют кондиции. Характерная деталь. Нередко водка здесь прямо-таки сверхдешевая. За бутылку просят всего 2 гривни 50 копеек. При том, что заводская отпускная цена более трех целковых. Выходит, на рынках торгуют себе в убыток? Залазят в собственный карман? Нет, альтруизмом на базарах не занимаются. Если на таре написано «Водка», это еще ничего не значит...
Особенно часто и охотно фальсифицируют продукцию популярных, хорошо зарекомендовавших себя предприятий — водку «Немиров» и «Артемида», коньяки Одессы и Крыма. Как рассказали мне в Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз, иногда не помогает даже самая современная голографическая защита. Наши подпольные кулибины научились подделывать и голограммы.
Сессия Киевсовета запретила продавать на рынках ликероводочные изделия. Казалось бы, вопрос закрыт, поставлена жирная точка. Да не тут-то было. Мошенники опять нашли выход. О таких «изобретателях» поведал Виктор Петрович Лысенко. На рынке появляется импровизированный павильон. Надпись сообщает: «Кафе». Однако никаких закусок, даже элементарных бутербродов, тут не найдете. Зато водки на разлив — сколько угодно. Собственно, ради торговли дешевым поддельным спиртным (по 2,5—3 гривни за бутылку) и появилась данная точка — эдакая декорация в спектакле, поставленном хитроумными дельцами, для отвода глаз получившими разрешение на кафе. В столице должны работать специализированные винно-водочные магазины заводов-изготовителей, считает заместитель начальника управления. Такую идею поддерживает и городская администрация.
Конечно, на прилавок солидного магазина поддельным горячительным напиткам попасть труднее. Но и тут у посетителей возникает подчас много вопросов. Я, например, никак не могу сообразить, почему появившиеся у нас в продаже знаменитые грузинские вина «Чхавери», «Твиши» и «Хванчкара», до которых, говорят, в свое время был весьма охоч «отец всех народов», имеют (один и тот же сорт!) разные этикетки. Как будто каждый из благородных напитков выпускается сразу несколькими грузинскими заводами! И стоит одно и то же вино неодинаково. Причем разница иногда достигает полусотни. Недавно в некой киевской торговой точке я собственными глазами видел «Хванчкару», по цене и 90, и 140 гривен. Вы здесь что-то понимаете? Я — нет...
Однако наши подпольные производители подделывают не только вина, водку и коньяки, но и вполне «мирные» прохладительные напитки, а также минеральную воду. Например, продукцию акционерного общества «Оболонь». Сотрудники управления и представители службы безопасности АО обнаружили на киевских рынках подозрительные двухлитровые емкости с водой «Оболонь» и слабоалкогольный напиток «Бренди-кола». Как выяснилось, первая изготовлена подпольным цехом в столице, а второй — такими же имитаторами в Черкассах. Само собой разумеется, поддельная продукция была значительно дешевле оригинальной. Охотно выпускают фальсификаторы и лжемиргородскую минералку. Таким образом, защищая потребителей, специалисты управления одновременно отстаивают интересы добросовестных производителей, товары которых хорошо зарекомендовали себя в нашей стране.
Стремясь побольше урвать, нелегальные цеховики пускаются во все тяжкие. Сотрудники управления совместно с работниками милиции «накрыли» умельцев, изготовлявших... селедку, которую затем продавали возле рынка на Оболони. Делали этот «деликатес» в частном доме. Даже у видевших виды специалистов при взгляде на «производственные условия» к горлу подкатил комок. Нет, плакать им не захотелось — просто начало тошнить. А ведь дешевую имитацию приобретали десятки людей. Доверчивому покупателю невдомек, объяснил Виктор Петрович, что нередко рыба пригодна лишь для промышленной переработки, ибо содержит гельминты, а проще сказать, глисты. При высокой температуре эта пакость уничтожается, а в других условиях... И вообще люди, приобретающие рыбу с рук, сильно рискуют. Особенно в нынешнюю жару. Газеты сообщали даже о смертельных случаях. Увидите вяленых лещей — обходите их стороной.
В этом году, учитывая создавшуюся обстановку, проводятся регулярные комплексные проверки. Кроме специалистов управления, в них участвуют работники милиции, городской санэпидслужбы, а также некоторых других контролирующих организаций. Обычно для проведения подобного рейда формируется около 30 бригад. И все они отправляются на один из киевских рынков. Какой? Об этом, чтобы избежать утечки информации и сохранить элемент внезапности, участники рейда узнают перед самым выездом на место. Проверено 17 рынков (начиная с администрации и кончая продавцами), а на них более 400 субъектов предпринимательской деятельности. Выявлено свыше 6 тысяч нарушений. Здесь и элементарный обсчет покупателей, и несоблюдение условий хранения, и реализация товаров, не отвечающая установленным нормам, и несоответствие маркировке, и отсутствие сопровождающих документов, а также многие другие грехи. Особое внимание, в силу понятных причин, уделяется мясным и рыбным продуктам.
В последнее время излишне предприимчивые продавцы стали применять новый метод надувательства. Речь идет о красной подсветке витрины. Увидев подобную «маскировку», будьте начеку, советуют специалисты. Красный свет — знак того, что залежалым мясным изделиям пытаются придать свежий вид. Когда на одном из столичных рынков проверяющие извлекали из такой витрины вареную колбасу, она в буквальном смысле прилипала к рукам. С консервами дело обстоит труднее. В закрытую банку не заглянешь и ее содержимое не понюхаешь. Поэтому, пожалуй, нелишне будет назвать изделия с сильно подмоченной репутацией. В нынешнем году запрещена реализация «Говядины кусками» (425 г) и «Свинины кусками» (425 г), фальсифицированных под продукцию Ковельского мясокомбината, а также 500-граммовых банок говядины, судя по маркировке, изготовленных на Киевской птицефабрике. Но это тоже подделка. У данного предприятия хорошая репутация, и такого рода консервы оно не выпускает. К сожалению, жертвой фальсификаторов может стать любой гражданин, независимо от его бдительности и материального положения. Бедных обманывают ничуть не реже, чем богатых. Пальма первенства среди подделок, наряду с алкогольными изделиями, принадлежит сливочному и подсолнечному маслу, кофе и майонезу.
Но что мы все о продуктах да о продуктах. Немалая толика жалоб, поступающих в Главное киевское городское управление по делам защиты прав потребителей, касается жилищно-коммунального хозяйства. К примеру, кабельного телевидения. В управлении считают, что цены на подобного рода услуги пора, наконец, упорядочить. Почему сегодня жители одной улицы Старокиевского района вносят ежемесячно по 6 гривен 50 копеек, а другой — целых 9? Ведь раньше клиентам объясняли: хотите смотреть до 5 каналов, заплатите гривню, до 17 — 4, а свыше 17 — 7 гривен. Теперь, видимо, об этом забыли. Людей нельзя лишать права выбора, настаивает Виктор Лысенко. Каждый волен «заказывать» столько каналов, сколько ему необходимо.
Несколько слов еще об одной нерешенной проблеме, которая волнует горожан. «В последнее время к нам нередко обращаются киевляне, к домашним телефонам, которых, используя различные ухищрения, подключаются совершенно посторонние лица и за чужой счет беседуют с абонентами в Париже, Лондоне или Нью-Йорке, — рассказывает заместитель начальника управления. — Укртелеком подобные вещи должен полностью исключить, а он таких обязательств на себя не берет».
Некоторые жалобы носят, если можно так выразиться, сезонный характер. В конце лета многие киевляне возвращаются из туристических поездок... Вы, верно, уже поняли, что дальше речь пойдет о недобросовестных турфирмах, посуливших клиентам золотые горы, а затем своих обещаний не выполнивших. В таких случаях специалисты управления проводят проверку, и, если выясняется, что, например, условия проживания в гостинице не соответствовали договору и заплаченным деньгам, добиваются их частичного возвращения.
Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей (а это каждый из нас, без исключения!) появился девять лет назад. Год спустя Киевская городская администрация создала первое в Украине региональное управление. И нужно отдать должное отцам города: о своем детище они не забывают, выделяя управлению львиную долю средств, благодаря которым оно существует. Сегодня в этом учреждении работают 100 человек. Казалось бы, не так уж и мало. Но, право же, они не едят даром свой хлеб. Ведь чтобы проверить всех киевских субъектов предпринимательской деятельности (их около 300 тысяч), потребовалось бы целых 15 лет. Подкреплю сказанное выше двумя цифрами. В результате проверок, проведенных сотрудниками управления, лица, привлеченные к административной ответственности, заплатили более 500 тысяч гривен. Почти 2 миллиона гривен принесли экономические санкции, примененные к хозяйствующим субъектам. Все эти средства направлены в городской бюджет. Но, как говорится, не в деньгах счастье. Многим киевлянам коллеги Виктора Лисенко, без преувеличения, сохранили здоровье, которое не купишь за все золото мира. С младых ногтей нам внушали: любая капиталистическая страна — прежде всего общество потребителей. Помилуйте, а мы с вами кто же такие?! Справедливости ради стоит заметить, что пока «они» производят не только больше, чем мы, но и делают многое значительно лучше. Потребителей нужно любить и лелеять.
Мне не хотелось бы, чтобы в результате всего сказанного выше сложилось впечатление, будто каждому из 100 работников управления не хватает лишь крылышек за плечами. Люди тут разные, и ничто человеческое им не чуждо. Но когда мой собеседник подчеркивает, что в демократических странах защита прав потребителей является составной частью защиты прав человека, ему без всякого ерничанья хочется сказать: по правильному пути идете, товарищи!