Всех, кто побывал в последнее время в Центральных железнодорожных кассах, встречало объявление (привожу текст без исправлений и на языке оригинала): «Шановні пасажири! В зв’язку із різким зменшенням продажу проїзних документів в передсвяткові дні та значним збільшенням звернень пасажирів за поверненням коштів, каса повернення платежів не завжди в змозі вчасно провести розрахунок з пасажирами із за відсутності грошей. Приносимо вибачення за тимчасові незручності, непов’язані з організацією роботи кас».
Насколько серьезно сократились продажи билетов в нынешние предновогодние дни по сравнению с предыдущими годами? Насколько существенно увеличилось количество пассажиров, сдающих сейчас билеты? Какие конкретно направления «пострадали» больше всех, как среди внутренних, так и международных? С этими вопросами корреспондент «ЗН» обратилась в управление взаимодействия со СМИ «Укрзалізниці».
Последовавший ответ был неожиданным: «На Ваш запит щодо наявності в продажу квитків у передсвяткові дні повідомляємо, що ситуація з продажем стабільна. Коливання попиту порівняно з відповідним періодом минулого року незначні й можуть бути обумовлені і економічною ситуацією в країні, і погодними умовами на зимових курортах (зокрема, м’якою зимою). Збільшення кількості квитків, що здаються, не спостерігається. За потреби можемо надати Вам інформацію про додаткові поїзди, які Укрзалізниця призначила на новорічні та різдвяні свята».
Так и не поняв сложной взаимосвязи текста вышеупомянутого объявления и его трактовки, попросила прокомментировать ситуацию авторитетных в сфере отечественного турбизнеса людей.
— Сдают билеты не столько люди, сколько спекулянты, так как пассажиропоток действительно уменьшился, в том числе и на железной дороге, — убежден президент туркомпании «ГАМАЛИЯ», председатель Ассоциации туроператоров Украины Игорь Голубаха. — Согласно имеющейся на сегодняшний день статистике из регионов, объемы продаж туроператоров уменьшились фактически на 70% на «выездных» направлениях, и где-то на 30% — на внутренних. Ситуация объясняется очень просто: у большинства людей появилось гораздо больше и гораздо более важных проблем, чем турпоездки. Как сказали знакомые европейцы, наши клиенты присели на кошелек. То же происходит и у нас. Нет четкой программы выхода страны из кризиса и абсолютно логично, что многие начинают элементарно экономить.
Что касается отказов от новогодних и рождественских туров, то об этой статистике можно будет говорить только в январе. Сейчас могу сказать одно: фактически на 50% сократилось количество чартерных рейсов в страны массового туризма. Из пяти задекларированных украинскими туроператорами дальномагистральных программ осталась одна — Мальдивские острова. Отменены все чартеры в Польшу и Словакию: туристы экономят, добираются туда своим транспортом.
В данной ситуации всем нужно четко осознать: довольно разговоров — пришло время конкретных действий. Безусловно, государство не будет дотировать деньгами людей на поездки или, скажем, авиарейсы, вылетающие за рубеж. Оно должно создать определенные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Для этого нужно бороться со, скажем, нововведениями того же столичного мэра, в десять раз повысившего тарифы на коммунальные услуги для отелей, фактически поставив их на грань банкротства (указ президента, отменяющий решение столичной госадминистрации, был подписан через день после интервью. – П.С.). Нужно вести протекционистскую политику для развития внутреннего туризма. То есть уменьшать определенные местные налоги, вводить мораторий на необоснованное подорожание энергоносителей для гостиниц, снижать налоговое бремя на такие объекты, чтобы они могли, в свою очередь, не повышать цену, а наоборот — минимизировать ее. Дабы привлечь в том числе и отечественных туристов.
— Если не ошибаюсь, «Укрзалізниця» еще совсем недавно весьма активно рассказывала о вводе дополнительных поездов на праздничный период и агитировала потенциальных пассажиров покупать билеты, так как они, мол, заканчиваются, — говорит генеральный директор туристического агентства «ОЛІМП ТРЕВЕЛ», вице-президент Туристической ассоциации Украины Татьяна Волошина. — А сейчас, оказывается, люди массово сдают билеты... Начать сдавать билеты и не ехать в те же Карпаты или Крым, когда все уже оплачено?.. Даже если люди сдадут билеты, им ведь никто не вернет полную стоимость проплаченного новогоднего обслуживания. Нонсенс какой-то! Для меня это новость.
Знаю, что очень резкий спад был у «выездников»: Новый год продался только тот, что был куплен в сентябре — начале октября. После пошли отказы — все-таки смутные времена, не дай Бог где-то застрять... И для «горящих» путевок, насколько мне известно, не было еще такого плохого года, как этот.
Что касается нас, турфирм, работающих в сегменте въездного туризма, то мы понятия не имеем, что будет в следующем году. Мы не можем реализовывать туры, поскольку не знаем, по какому курсу их продавать. Еще одна проблема: повышение тарифов на коммунальные услуги для киевских гостиниц. Если отели сейчас взвинтят цены (а они их взвинтят, у них тоже нет другого выхода), то, что это будет?..
— В турбизнесе есть определенные сроки, когда турист может без потерь отказаться от тура, — констатирует коммерческий директор компании TEZ TOUR в Украине, генеральный директор выставки «АЛТУ-ЭКСПО» Аркадий Маслов. — Но, учитывая то, что уже хороших два с лишним месяца туры в целом по стране продаются отнюдь не так, как бы этого хотелось, то вала отказов особо и не наблюдается. Если же люди покупают тур сейчас, они в него едут.
Есть общий психологический стресс на фоне кризиса. Выходить из этой ситуации будем, наверное, не раньше, чем через три месяца: когда люди начнут приспосабливаться к жизни в новых условиях. Насколько ухудшится ситуация в отечественном туризме, сейчас прогнозировать сложно. Но есть другая проблема, огромный негатив которой мы ощущаем уже сегодня, — скачки гривни по отношению к доллару. Совершенно непонятные, искусственные... Ну не может гривня так быстро реагировать на повышение-понижение доллара, для этого нет экономических предпосылок! В данной ситуации, считаю, именно курсовые скачки стали причиной резкого падения спроса на турпродукт.