С. ТОРОПЦЕВ
В десятке знаменитых пейзажей Китая, возглавляемой Великой китайской стеной, пятое место занимают парки Сучжоу - воистину одно из рукотворных чудес света. «Городом воды» именовали раньше Сучжоу - небольшой городок в часе езды от Шанхая. «Китайской Венецией» окрестила его молва.
Я не снимаю вывески «Китайская Венеция» с Сучжоу, но нельзя ее навесить просто, без оговорок, надо поискать созвучий в сетке каналов, пронзивших город. Над ними нависают дома, замерли мосты - их почти три сотни. По каналам ползут суденышки, увы, не похожие на плавно изогнувшиеся гондолы (и без сладкозвучных гондольеров), от воды поднимаются испарения, наполняя более чем две сотни парков влажным туманом.
Сучжоу - мир отражений. Вода каналов и прудов очарованно вбирала в себя отражения веков, которые, как облачка, один за другим, неспешно проплывают над ее поверхностью. Каждая беседка у самой кромки, опрокинувшись, продолжается в воде, окруженная перевернутыми деревьями, ажурными мостками, декоративными решетками, фигурами праздных гуляк, чтобы влиться в этот очарованный мир и, незаметно войдя туда, отделиться от оригинала, который через мгновенье уйдет, оставив на поверхности свое отражение, и оно погрузится в память воды, присоединившись к великому грузу вековых накоплений.
Ветхие дома над каналами растут прямо из воды, не ведая таких понятий, как берег, набережная. Они до того стары, что, мнится, вот-вот исчезнут, тоже оставив после себя лишь отражение. И даже высокие облака, заглядывая в сучжоуские пруды, задерживаются в них, притормаживают бег и долго еще оглядываются. «Сегодня» в Сучжоу не существует отдельно от «вчера» и «завтра», и эта связь времен, зримо, материально запечатленная в отражениях, рождает ощущение вечности, которая, сонно приподняв веки, глядит на тебя.
Началось это путешествие в вечность под мокрым снегом январского Шанхая, нежданно высыпавшим на утренний город. Моему фотоаппарату был приготовлен редкий для здешних южных мест антураж, когда утонченно выгнутые крыши, оголенные ветви деревьев подчеркиваются белыми лентами снега.
Говоря о Сучжоу, даже нет нужды перечислять названия отдельных парков, потому что, в сущности, это один грандиозный парк во все пространство города, изборожденный трещинками, в которые втиснулись узкие, бедные, провинциальные улочки с переулочками да тупичками. Нищенские дома опустили фундаменты прямо в каналы, будто сосут оттуда поддерживающую их силу.
Но с этим старым, возникшим в VI веке до н.э., городом связаны имена великих средневековых поэтов Су Ши и Бо Цзюйи. Да и не только они приезжали сюда, жили здесь, восхищались в стихах и прозе парками, каналами, башнями, где «красны орхидеи на трехстах девяноста мостах» (Бо Цзюйи), «цикады звенят - тем покойнее в лесу, и птицы поют - тем тише в горах» (Вэнь Вэймин). И романтический флер этих имен связывает ветхие переулочки со всем парковым массивом, так что Сучжоу, по сути, оказывается разделен на две части самим временем: старинная парковая и сегодняшняя, возглавляемая Народной улицей, где стандартно поднялись дома современной застройки, отели, рестораны и даже магазин «Дружба», аналог нашей былой многоцветной «Березки», со знаменитыми местными шелками, что объявлены одним из «трех сокровищ» провинции Цзянсу и потому продаются тут по вполне столичным ценам.
А за пределами этой улицы жизнь выплескивается из домов, по-южному темпераментная: рикши везут аккуратно упакованные картонные ящики с явно не старинным содержимым в современную жизнь, где есть и речной порт, и железнодорожная станция Нанкин-Шанхай, и пищевая промышленность, и хлопчатобумажная, и шелковая. Сучжоуские шелковые изделия ручной выделки известны за рубежом, а кунжутные лепешки относятся к числу всекитайских знаменитостей.
Достаточно ли дня на Сучжоу? Конечно, нет! А будет ли достаточно двух, трех месяцев? Тоже нет. Но он остался во мне, а я-в его отражениях.