Термин «утечка мозгов» я впервые услышал в школе на уроке географии лет пятнадцать назад. Учитель весьма эмоционально рассказывал о том, как наиболее образованные и целеустремленные люди выезжают из родной страны в Америку ради «длинного доллара». Он назвал «перекачивание умов» важным фактором развития экономики США, а выезжающих — чуть ли не предателями, согласными работать на Америку и против нашей великой могучей Родины.
Вспомнил слова учителя географии шесть лет назад, когда начал работать в системе программ академического и студенческого обмена, финансируемых правительством США и различными именными фондами. Таких программ сейчас немало и рассчитаны они на профессионалов достаточно высокого уровня. Обязательным условием для них является хорошее знание английского языка и большое желание учиться (стажироваться) в Соединенных Штатах. Не исключение — программы для школьников и студентов, желающих год-два потусоваться в Штатах, набраться уму-разуму, завести полезные знакомства и т. п.
Программы реализуются при посредничестве «неприбыльных» донорских организаций. Достаточно назвать IREX (International Research and Exchanges Board — Совет по международным научным исследованиям и обменам), ACCELS (American Councils — Американские советы по изучению языков), проект «Гармония» и т.п. Справочник, издаваемый IREX ежегодно с 1996 по 2002 год, содержит описание более тридцати таких программ, проектов и фондов. Украинское представительство такой структуры — директор и несколько координаторов программ.
Программы академического обмена стоят особняком, поскольку четко направлены на определенный контингент — интеллигенцию. Их задача — скрупулезно отобрать наиболее подходящих (с точки зрения американских супервайзеров) кандидатов и отправить их в США, где американские коллеги подхватят эстафету и разместят соискателей по институтам, университетам, научным центрам.
До последнего времени деятельность таких организаций практически ничем, кроме внутреннего устава, не регламентировалась. Только в прошлом году заработала Генеральная дирекция иностранных представительств, которая занимается учетом работающих в донорских организациях людей, контролем за уплатой налогов, социальными выплатами и т.п.
Кандидаты на участие в академических программах проходят жесткий отбор. Конкурс в среднем составляет десять человек на место. Соискателям предлагают заполнить анкету, написать свой проект и собрать пакет необходимых документов. После конкурса анкет и проектов (который проводится в США) кандидатов ждет собеседование на предмет знания английского языка. Как правило, координатор программы и сам не знает, сколько человек может поехать стажироваться, так как бюджет организации формируется не в Украине. Длительность пребывания стажеров за границей варьируется от месяца до четырех, а иногда и больше.
Сущность академических программ в своем большинстве ознакомительная. А что еще можно сделать за несколько месяцев в чужой стране? Каждый кандидат должен представить комиссии свой проект и обосновать необходимость его реализации в Штатах. Однако выполнять его совсем не обязательно, во всяком случае, никто за это не наказывает. Сделал — хорошо, не сделал — бог с тобой. Как только конкурс пройден, волноваться уже не стоит.
Участнику программы запрещено официально работать (за зарплату), хотя гонорары он получать может. После такого сообщения энтузиазм кандидатов резко падает. Оно и понятно: зачем тащиться в Штаты, если нельзя там подработать? А стипендия, которую предлагает программа, не так уж и велика — около 300 долларов. То есть фактическая сумма содержания одного участника может достигать двух тысяч долларов, но львиная доля денег уходит на оплату жилья.
Первый вопрос, который обычно задают на презентации программы, — о деньгах. Однако руководство организации мягко, но настойчиво рекомендует человеку, ведущему презентацию, воздерживаться от комментариев по финансовому вопросу. Пытаются уходить и от конкретного ответа на вопрос о конкурсе на программу. Тоже понятно: ответ «десять человек на место» обламывает ничуть не хуже суммы в 300 долларов.
Кандидат, прошедший отбор, по прошествии немалого времени (около года) получает в посольстве визу J-1, которая подразумевает его обязательное возвращение на родину по истечении срока программы. На следующий год его в Штаты по правительственной программе уже не пустят: съездил сам — дай поехать другим.
Людей, вернувшихся из заграничной командировки, переводят в разряд так называемых alumni (лат. питомец, воспитанник). Они могут стать соискателями на получение «малых грантов» — небольших (1000 — 2000 долларов) разовых стипендий для выполнения какого-нибудь проекта здесь, в Украине.
На этом эпопея со стажировкой, как правило, заканчивается. Можно через два года опять поехать по той же программе, а можно, используя полученный опыт, остаться работать в Украине.
Донорские организации всячески поддерживают своих выпускников. Для них создают многочисленные центры доступа к Интернету (программа IATP — Internet Access and Training Program). Для научных сотрудников организовывают конференции, печатают материалы, сборники статей, монографии. Помогают и в поиске работы.
К примеру, ежегодно по программе CI (Contemporary Issues — Актуальные вопросы современности) в Америку выезжает около 30 человек. Кто-то из них остается доволен поездкой, кто-то не очень. Ведь каждый преследовал свои цели, достижение которых было мерилом «удачности» стажировки.
Запомнился момент, связанный с Программой партнерств в масс-медиа, администрируемой IREX в 2003—2004 годах. Журналист из запорожской газеты, вернувшийся в Украину после трех недель пребывания в США, выдал на-гора оригинальный материал. Основным результатом поездки он счел надпись, которую сделал в местном туалете, — аналогичную сотворенной Остапом Бендером во время путешествия по Кавказу. К счастью (или к сожалению), первая редакция статьи попала в руки координатора программы, и весь офис стал свидетелем жесткого телефонного разговора с редактором газеты...
В свою бытность сотрудником IREX мне было забавно убеждать на презентациях аудиторию, что участие в программе является безвозмездным и ни к чему не обязывает. И вообще, программа — это всего лишь стипендия, которую надо выиграть. Лотерея, одним словом. В сложное положение меня поставил человек из Севастополя, задавший провокационный вопрос: чем должен расплачиваться с Америкой несчастный соискатель? Я отшутился: мол, овчинка выделки не стоит.
Вспоминая урок географии пятнадцатилетней давности и анализируя происходящее сейчас, можно прийти к выводу, что понятие «утечка мозгов» в современном мире несколько трансформировалось.
Образованным людям становится все сложнее реализоваться в нашей стране. В попытке обеспечить себе и своим близким лучшее будущее они ищут возможность зацепиться где-то «там», за океаном. Такой шанс дают программы академического и студенческого обмена. Существует точка зрения, что подобные программы значительно способствуют «выездным» настроениям украинцев, и не только молодежи: возрастной ценз программы CI составляет 55 лет. Человек, побывавший на стажировке, потом некомфортно чувствует себя на родине (такие случаи нередки) и в дальнейшем использует любую возможность, чтобы вернуться туда, где были более приемлемые условия для жизни и работы.
Однако, на мой взгляд, было бы чересчур категорично утверждать, что академические программы обмена, финансируемые правительством США, призваны готовить потенциальных иммигрантов. Если уж говорить о стратегических целях таких программ, я бы обратил внимание на другой момент.
Долгие годы холодной войны и тщательно культивируемый советской пропагандой образ «вероятного противника» создали Америке огромное поле для работы по изменению общественного мнения на постсоветском пространстве. И тут как раз пригодились студенческие и академические программы, ведь разрабатывались они для «мозга» нации — интеллигенции — и продвинутой молодежи.
По словам руководителя одной из известнейших программ обмена для ученых, и IREX, и ACCELS были созданы специально под Советский Союз. Если бы не было Союза, они бы не были нужны вовсе. И как только мировая общественность (читай, Америка) придет к выводу, что Украина стала демократическим государством, эти организации свернут здесь свою деятельность. Их задача в молодом формирующемся государстве на данный момент состоит в обучении нашей (и не только нашей) элиты демократическим принципам западного мира.
Рискну предположить, что, несмотря на специфику каждого отдельно взятого проекта, их работа преследует единственную цель — подготовить максимальное количество интеллигенции к лояльному восприятию демократии по-американски. Это не перенос американского образа жизни в прямом значении этого понятия, в наши реалии. А постепенное и ненавязчивое внушение нашим ученым и специалистам определенных догм и мировосприятия, удобных для США.
Америке вовсе не обязательно переманивать специалистов на ПМЖ, ведь хлопотное это дело — устрой на работу, найди жилье. Достаточно показать им страну в наилучшем свете, дать возможность попробовать себя в комфортных условиях жизни и труда, формируя тем самым определенные представления о том, как должно быть и как быть не должно.
Умные и талантливые люди Америке, конечно, нужны, но не приглашать же их массово на постоянную работу! Гораздо проще «заставить» этих людей нести разумное, доброе, вечное в массы своего народа. И наш интеллект будет работать (уже работает!) на США здесь, в Украине, и других постсоветских государствах, не требуя ни высокой зарплаты, ни социальных гарантий, лишь изредка получая подпитку в виде грантов или стипендий.