Крестьянин Льговского уезда Курской губернии Григорий Хряков трудился по хозяйству, что называется, не покладая рук, но выйти из крайней бедности никак не мог. В его родительском сердце все же теплилась надежда, что когда-нибудь его сын Николушка выйдет в люди и тогда сможет помочь жившему в нужде отцу.
В 1843 году 14-летний Николай Хряков окончил Льговское училище. Сведений о его успеваемости, к сожалению, не сохранилось. Однако известно, что уже в молодые годы у него обнаружились недюжинные способности к коммерческой деятельности. И вот настал час, когда Николай почувствовал, что масштабы Льгова стали весьма узки для него - преуспевающего коммерсанта. Вероятно, тогда у него и возникла идея переехать на постоянное местожительство в крупный торговый центр, где сможет по-настоящему развернуться. Свой план он осуществил летом 1861 года, приехав в Киев - город, о котором столько интересного рассказывали льговские купцы.
Николаю Хрякову, опытному коммерсанту, довольно скоро удалось устроиться на работу в киевские филиалы петербургской и московской торговых фирм, которые занимались закупкой сахарного песка в Юго-Западном крае и отправкой его в обе столицы. Получив от обеих фирм соответствующие суммы денег, он принялся закупать сахарный песок на свеклосахарных заводах, а затем отправлять его по месту назначения, то есть в Петербург и Москву. Уже на первых порах Николай повел свое дело столь солидно и добросовестно, что вскоре приобрел себе самую лучшую репутацию среди крупнейших сахарозаводчиков. Довольно частые поездки по губерниям дали ему возможность непосредственно познакомиться с каждым из владельцев сахарных заводов, что сыграло в дальнейшей его деятельности не последнюю роль.
В Николае Хрякове жил не один лишь заправский купец. Он проявил себя и как деятель с незаурядными организаторскими способностями. Через год по прибытии в Киев, а точнее, 27 сентября 1862 года, в городскую думу поступило предложение от киевского 1-й гильдии купца Н.Хрякова «О сооружении в Киеве городской биржи». Спустя три года, 5 ноября 1865 года, был высочайше утвержден «Устав о Киевской бирже», автором которого являлся Николай Григорьевич Хряков. Однако бюрократические препоны еще четыре года не давали ходу этому нужному государственному делу. Сколько же надо было проявить настойчивости и терпения, чтобы добиться осуществления своей заветной мечты - создания в Киеве купеческой биржи. Получив добро на формирование контингента биржи, Н.Хряков открыл своей фамилией «Список лиц, изъявивших желание войти в состав биржи». Со временем в этом «Списке» насчитывалось 102 человека, среди которых 19-м значился известный тогда купец Арсений Яковлевич Терещенко.
На первом собрании Биржевого общества, которое состоялось 13 февраля 1869 года, Хряков был единогласно избран председателем Биржевого комитета. Он обратился к членам комитета с просьбой внести свои вклады в строительство биржи и сам внес первым 500 рублей наличными, что было больше взноса отдельных товариществ. Пока вносились вклады, пока чиновники из инженерного управления тянули с разрешением на строительство здания биржи, а также пока это строительство закончилось, прошло целых два года. Здание биржи было построено на углу улиц Институтской и Крещатика (в период немецкой оккупации оно было разрушено).
Незаурядный талант Н.Хрякова проявился не только в создании, становлении и развитии киевской биржи, но и в еще одной важной ипостаси - финансовом деле. В 1863 году Николай Хряков поступил на работу в киевскую контору государственного банка в качестве члена учетного комитета по торгово-промышленным вопросам. Попутно с банковской деятельностью, он активно выступал с научными статьями по финансовым вопросам, став достаточно известным не только в редколлегиях журналов, но и в финансовых кругах Петербурга. Чтобы судить о личном вкладе Н.Хрякова в финансовое дело, достаточно сказать, что за 9 лет своей деятельности в киевской конторе государственного банка, по представлению министра финансов «об усердной службе и особых заслугах» он был в разные годы всемилостивейше награжден тремя золотыми медалями «За усердие» для ношения на шее на Анненской, Владимирской и Александровской лентах.
Еще большую известность приобрел Николай Григорьевич как организатор строительства сахарных заводов в Юго-Западном крае. Строительство заводов Степановского, Севериновского и Кашперовского товариществ проводилось непосредственно под его опекой, а других - с его помощью. Н.Хряков также являлся организатором строительства такого промышленного гиганта, как писчебумажные фабрики Дитятковского товарищества. По окончании строительства он стал его директором-распорядителем. Производство бумаг на фабриках этого товарищества, благодаря применению самых лучших и дорогих усовершенствований, было доведено до высшего качества. Следует особо подчеркнуть, что еще при строительстве фабрик Н.Хряков все свои заботы обращал на то, чтобы люди, которые будут работать на них, испытывали нравственное и материальное удовлетворение. По словам современника, каждая фабрика представляла собой благоустроенный поселок с ремесленным училищем, народной школой, больницей, отлично подобранной библиотекой.
Немало сделано было Николаем Григорьевичем непосредственно для блага Киева. Он первым возбудил вопрос в биржевом обществе о необходимости устройства в Киеве технического училища и организовал сбор средств для этой цели. Собранный таким образом фонд в 75 тысяч рублей поступил на учреждение в городе Политехнического института имени Александра II. Н.Хрякову и Н.Бунге, хорошо известным Киеву и всему Юго-Западному краю деятелям, принадлежала инициатива в организации Киевского общества взаимного кредита, созданного с целью развития городского домостроения. В 1871 году Н.Хряков был избран в гласные городской думы. Его безупречная служба на этом поприще была достаточно известна. Лишь последние четыре года своей жизни он был вынужден по состоянию здоровья отказаться от этой должности. В 1878 году на одном из заседаний синдиката сахарозаводчиков Юго-Западного края Николай Хряков был единогласно избран председателем этого объединения.
Николай Григорьевич был человеком большой души и высочайшей внутренней культуры. Являясь настоящим поклонником живописи, он с истинным удовольствием предоставлял для организуемых в городе художественных выставок просторный зал в собственном доме по Бибиковскому бульвару № 9 (ныне - бульвар Тараса Шевченко). В течение 25 лет Н.Хряков состоял почетным блюстителем по хозяйственной части Киевской духовной академии. Будучи сам глубоко верующим человеком, он заботился о поддержании великолепия храмов в городе, жертвуя для этой цели довольно крупные суммы из собственных средств.
Немалой заслугой перед Киевом было учредительство Н.Хряковым пивоваренного завода и вальцевой мельницы. Производительность завода достигала 340 000 ведер различного пива (баварского, чешского, мюнхенского, экспорта, портера и меда) на сумму 410 000 рублей в год. На выставке 1880 года продукция завода была удостоена серебряной медали, а на двух других выставках 1888 и 1897 гг. - золотых медалей.
Что же касается вальцевой мельницы Н.Хрякова, то она перемалывала за год 900 000 пудов ржи, из которой вырабатывалось пять сортов муки, сбыт ее был преимущественно местным. Кроме того, высшие сорта шли в Привислянский край, средние и низшие - вверх по Днепру и Припяти: в Могилев, Мозырь, Оршу, Пинск и пр. Отруби сбывались в основном за границу. За особые достижения в мукомольном деле вальцевой мельницы ее учредитель Н.Хряков на Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставке 1897 года как участник был награжден Большой серебряной медалью. В том же году на заседании Киевского русского купеческого собрания Николай Григорьевич Хряков и Николай Артемьевич Терещенко были избраны почетными членами этого собрания.
Всему обездоленному люду Киева было хорошо известно имя Николая Григорьевича Хрякова, который проявлял особенное сострадание к этой части населения города. К нему совсем не подходила строка Некрасова о том, что «счастливые глухи к добру». Николай Хряков всегда помнил, что является сыном бедного крестьянина и помогал не только отцу, родной деревне, но и не мог спокойно пройти мимо чужой нужды в Киеве - городе, поистине ставшем ему второй родиной. Как вспоминал впоследствии городской голова С.Сольский: «Николай Григорьевич Хряков никогда не прерывал братского союза и братской любви с тою средой, из которой вышел. Многие из бедных семейств Киева получали от него посильные поддержания и облегчения своего горя». Занимаясь меценатством, он не позволял сообщать во всеуслышание о своей благотворительной деятельности, в том числе и в прессу. Единственное за 30 лет сообщение, касающееся благотворительности Н.Хрякова, было сделано без его ведома одной из киевских газет в феврале 1896 года: «Коммерции советник Николай Григорьевич Хряков, при письме своем на имя председателя киевской мещанской управы от 22 февраля сего 1896 года, препроводил 2000 рублей в пользу устроенной богадельни мещанского общества».
Многолетние заслуги Н.Хрякова не прошли незамеченными. 12 декабря 1875 года он, единственный в Юго-Западном крае, был удостоен звания коммерции советника. С 1881 по 1896 годы по высочайшему повелению он был удостоен следующих наград: ордена Святой Анны 2-й степени, ордена Святого Владимира 4-й и 3-й степеней, ордена Святого Станислава 3-й, 2-й и 1-й степеней.
Обладавший завидным здоровьем Николай Григорьевич в начале мая 1900 года заболел свирепствовавшей тогда в городе инфлуэнцей («испанкой») и слег. Его кончина утром 15 мая застала многих, знавших его, врасплох. Вспоминали, что буквально недели за две до болезни он проявлял завидную для своих лет энергию, интересуясь вопросом скорейшего осуществления проекта соединения Киева прямой железнодорожной магистралью с Петербургом и Одессой.
В день похорон Н.Хрякова, 17 мая 1900 года, вся Большая Подвальная, где в доме № 17 проживал он с семьей, была запружена народом и экипажами. Весь официальный Киев, представители промышленного и торгового капитала посчитали своим долгом проводить в последний путь этого замечательного человека. Траурный кортеж поочередно останавливался в местах, где работал покойный: у зданий городской думы и биржи на Крещатике, а также на Банковой - у Киевской конторы государственного банка. Здесь были отслужены короткие молебны и со словом прощания выступили руководители упомянутых учреждений. Похороны Н.Хрякова состоялись на Аскольдовой могиле при большом стечении народа.