UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВСКАЯ ПРИНЦЕССА СИАМА

Многим читателям известен рассказ Константина Паустовского о киевской гимназистке, вышедшей замуж за наследника сиамского престола, которая уехала в Таиланд, где и была якобы отравлена...

Автор: Леонид Порицкий

Многим читателям известен рассказ Константина Паустовского о киевской гимназистке, вышедшей замуж за наследника сиамского престола, которая уехала в Таиланд, где и была якобы отравлена. Что в этой романтической истории правда, что выдумка?

К сожалению, в нашей художественной и документальной литературе она практически не нашла своего освещения. Но нашлись зарубежные источники, к которым я и обратился.

Вот выписка из «Альманаху Українського народного союзу», издававшегося в Нью-Йорке, за 1972 год. «Екатерина Десницкая, супруга князя Чакрабонга, престолонаследника Сиама (Таиланда). Родилась в 1885 году в Киеве, скончалась в 1960 году в Париже».

Первое открытие, своеобразная сенсация - значит смерть постигла ее уже после описания истории Паустовским! Однако не выдуманная героиня, а целиком реальная. Я углубился в поиски и вот что мне удалось узнать.

Отец Кати Десницкой, судья из Луцка был переведен в Киев на должность члена Окружного суда. К тому времени Иван Десницкий был уже вдовцом, имел шестерых детей. В Киеве он познакомился с Марией Верди, тоже вдовой, покойный муж которой был родным братом известного итальянского композитора. Последняя тоже имела четырех детей, а в новом браке родила еще двоих - Ивана и Екатерину. Вскоре после рождения Кати ее отец умер и сирот должна была содержать одна мать. К счастью, детям покровительствовал их дядя, зажиточный хозяин имения в Тростянце Михаил Еремиев. В этой живописной местности киевского Полесья дети проводили много времени, общаясь с природой, привыкая к сельскому труду. Жили без роскоши, но довольно зажиточно. На каникулы и на праздники здесь собиралась большая компания молодежи, устраивали пикники, игры, балы…

Катя ничем особым среди молодежи не выделялась. Миловидная, стройная, она неплохо пела, танцевала, играла на фортепиано. Какое будущее ожидало сироту? Но вот однажды, под новый 1900 год молодежь затеяла очередную игру - один из гостей стал предсказывать присутствующим их судьбу. «А ты будешь княгиней!», - неожиданно предрек он Кате. Как рассказывают, девушка отчаянно вскрикнула и упала без чувств. А предсказание, как увидим дальше, оказалось роковым.

Вскоре началась русско-японская война, а с ней закончилась и юность нашей героини. Она обучалась со студентом Сонятинским, последнего забрали на войну, где он и сгинул бесследно.

Катя одолжила денег и отправилась в Петербург искать своего суженого. Путь для этого избрала своеобразный - закончила курсы сестер милосердия и поступила на службу в санитарный поезд, перевозивший раненых. Вдруг жених окажется среди этих несчастных!.. Она проехала всю бескрайнюю Сибирь, но безуспешно.

А война закончилась, девушка возвратилась в Петербург.

Поселилась она у крестной матери Дмитровой, сын которой учился в Пажеском корпусе, где учились отпрыски знатнейших лиц империи, а также и зарубежных. Однажды Петр Дмитров пригласил к себе на обед нового приятеля по корпусу - престолонаследника Сиама Чакрабонга. И случилось почти как в истории с Золушкой - увидев девушку в одежде военной сестры милосердия, он пламенно влюбился.

Катя приняла последовавшее вскорости предложение руки и сердца, выдвинув два условия: чтобы принц отказался от многоженства, как это принято в его стране, а брак был освящен православной церковью. Влюбленный Чакрабонг согласился.

Брак, правда, пришлось заключать в Царьграде, поскольку русская православная церковь отказалась это сделать. Оттуда молодожены выехали в Бангкок.

Прав был Паустовский, утверждая, что в Сиаме нашу девушку приняли с подозрительностью. «Запад есть Запад, Восток есть Восток»… Кате пришлось вынести немало унижений, вплоть до того, что по местному обычаю выкрасить зубы в черный цвет и на первой королевской аудиенции преодолеть огромный зал на коленях. Но чего не сделаешь во имя любви…

Отношение двора к ней изменилось, когда Екатерина родила сына. Правда, она отвергла предложение королевы принять целый мешок бриллиантов, но уступила последней право воспитывать наследника. Катя получила титул Королевского Величества, герцогини, зимний и летний дворцы, собственный, отдельный от мужниного двор. Ей подарили белого слоненка, которого она нарекла Казаком.

Как будущая королева, Катя стала первой дамой королевства, на официальных церемониях, если ее свекровь была нездорова, сиживала на золотом троне. Вместе с мужем, которому поручались различные дипломатические миссии, она объехала почти всю Азию, Европу и Америку, посещала Николая II в Петербурге, Вильгельма II в Берлине, Франца-Иосифа в Вене, правителей Японии, Испании и других государств. Во время одного из путешествий супруги заезжали и в Киев.

Но Восток есть Восток, и счастливая благополучная жизнь киевлянки скоро закончилась. Тяжелым ударом для нее стало известие, что ее муж, выполняя волю короля, был вынужден взять вторую жену. После крупного разговора с мужем ночью, оставив все, с единственным чемоданом Екатерина уехала в Шанхай. Ее сын в это время уже учился в Кембридже.

Екатерина возглавила комитет, который в годы революции в России занимался судьбой беженцев. Ее не раз просили возвратиться в Бангкок, но она решительно отказывалась. До тех пор, пока посол сообщил, что Чакрабонг неожиданно скончался, отравленный на дипломатическом приеме в Китае. Она отправилась в Сиам.

Безрадостным было это возвращение. Ее дворцы были разрушены, двор ликвидирован, даже слон Казак околел. А тут еще телеграфное сообщение о смерти брата Ивана в Шанхае. Делать здесь уже было нечего, и она отправляется к сыну в Лондон.

Вскоре Екатерина переехала в Париж, где имела многих знакомых еще с киевских времен. Здесь она окончательно отказалась от светской жизни и занялась живописью под руководством знаменитого Коровина. Умерла она в возрасте 75 лет от простуды, но отнюдь не от восточных ядов…

Ее сын Чула отказался от короны в пользу своего кузена, который через некоторое время был предательски убит. Правда, и сам прожил недолго, умер через два года после своей матери.

А в истории осталась лишь маленькая страничка о том, как киевлянка сиживала на королевском троне Сиама.