Так уж случается в наше время, что нередко телевизору приходится исполнять для детей роль няни, причем иногда начиная с самого раннего возраста. Причиной тому – нехватка времени у родителей, усталость, часто недостаточно хорошие жилищные условия, чтобы изолировать любимое чадо от телевизора. Да и, честно говоря, не всегда мы отдаем себе отчет в том, что чрезмерное увлечение «магическим ящиком» может быть опасным для ребенка.
Моей малышке едва исполнился годик, когда я заметила, как она реагирует на телерекламу: где бы ни находилась и что бы ни делала, на звук начинающегося рекламного ролика бежала к телевизору, и в это время разговаривать с дочерью было просто бесполезно. Для меня оставалось загадкой – как ей удается распознать рекламу по одному лишь звуку, причем даже новые ролики, которые до этого не видела? Почему зрелище так завораживает малышку, и не кроется ли в этом магнетическом воздействии опасность для ее еще не сформировавшихся психики и организма?
Оказывается, излучение от экрана телевизора, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений (клиповость), по мнению медиков, действительно негативно влияют на еще не окрепший организм ребенка. Излучение, хотя и не превышает санитарных норм, имеет тенденцию накапливаться и при неумеренном сидении у телевизора негативно сказывается на иммунной и кроветворной системах. Цветовой хаос оказывает вредное воздействие на зрительный аппарат ребенка и на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий могут совпадать с частотами сердечных ритмов, электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга.
Само содержание (смысловое) также является мощнейшим средством воздействия, особенно на детей. Раньше, дискутируя по поводу влияния сцен насилия и рекламы, обычно не имели в виду самых маленьких, речь шла о детях, начинающих ходить, и школьниках. Новые исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Child Development, свидетельствуют, что даже на годовалых детей оказывает влияние то, что они видят по телевизору. С помощью телепрограмм и рекламы, выяснили физиологи, пристрастиями малышей можно манипулировать. Поэтому родители должны уделять внимание тому, какие программы они смотрят, когда рядом находится ребенок.
В годовалом возрасте дети принимают решения, основываясь на эмоциональной реакции взрослых. Они могут также использовать эмоциональную информацию, которой их заряжает телевидение. По мнению руководителя исследовательской группы, физиолога университета Бостона Донны Мамми, это означает — родители должны дважды подумать, прежде чем разговаривать при детях на повышенных тонах или позволять им смотреть телепрограммы, предназначенные для более старшего возраста.
В ходе исследования было обнаружено, что на десятимесячных детей телевидение почти не оказывает влияния. Между тем реклама «Телепузиков», появившихся в Англии в 1997 году (которые и ныне являются объектом страстных дискуссий, насмешек и издевательств), гласила, что это единственный в мире сериал для малышей от шести месяцев до четырех лет. И его создатели руководствовались самыми последними исследованиями в области психологии младенцев (!). (Правда, уже в 1998 году, после серии скандалов, авторы передачи повысили нижний возрастной предел до двух лет.)
По мнению известного американского психолога А.Бандуры, «средства массовой информации играют чрезвычайно важную роль в формировании человеческого поведения и социальных отношений». А Сергей Образцов считал, что детям до семи лет нельзя показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми.
Для нынешнего поколения детей телевизор порой является едва ли не единственным источником различного рода сведений. Российские психологи провели выборочное анкетирование учащихся 5—9 классов, которое показало, что ребята проводят перед телевизором от 50 до 70% свободного времени.
Между тем кино и телевидение сегодня являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Физическую агрессию телевидение часто представляет как образцовое средство разрешения конфликтов, даже благородные цели нередко достигаются посредством полного уничтожения противника. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на детей еще более вредное влияние, чем насилие, совершаемое в преступных целях.
Поскольку телевизионный мир населен злодеями, людьми, лишенными принципов, он может исказить представление о реальном мире. Кроме того, кино, видео показывают различные стандарты жизни, а дети далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности — свои, семьи, государства. В результате формируются потребности, совершенно не соотносящиеся с возможностями.
Во время полового созревания подростки гораздо больше внимания обращают на свой внешний вид. За изменением своего тела, переживаниями они наблюдают со смешанным чувством любопытства, а порою и страха. Пытаясь интегрировать новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут образцы для подражания среди членов семьи, друзей, одноклассников и известных людей.
Роль СМИ в формировании половых ролей широко исследуется. Наиболее проблемной областью американские ученые считают изображение женщин в телепрограммах и коммерческой рекламе. Так, например, результаты исследований за последние 20 лет отмечают, что работающих женщин показывают реже, чем работающих мужчин. Зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве. Лишь немногие телегероини успешно сочетают замужество и профессиональную деятельность и часто имеют профессии, связанные с низким статусом. В музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей стереотипны. Таким образом подростки, подолгу смотрящие телевизор, получают стереотипные установки по поводу половых ролей.
Продолжают играть свою роль двойные стандарты: представители обоих полов склонны рассматривать мужчину как сексуального агрессора, а женщину считать ответственной за установление границ сексуальных отношений. И в то же время юноши и девушки считают, что женщине, скорее, подобает быть охваченной страстью до безумия, а не предохраняться с помощью контрацептивов.
Все вышесказанное, безусловно, можно отнести и к отечественному телевидению.
Но, как и любое сильнодействующее средство, телевидение может быть и злом, и добром — в зависимости от дозы и правильности приема. Например, известно, что еще в Древнем Египте и на Востоке широко применялась цветотерапия. Построенная с учетом воздействия цветовая гамма телепередач может благотворно влиять на зрителей, в том числе детей.
На человеческую психику также сильно влияет пространственный спектр наблюдаемого изображения. Созерцание однообразных зданий современной прямоугольной архитектуры подавляет психику. И наоборот, здания с большим количеством украшательских элементов создают наблюдателю хорошее настроение, повышают иммунитет организма. То же можно сказать и о телевизионных картинках, нередко даже независимо от смыслового содержания программы.
По мнению врачей, время, которое малыш проводит у телевизора, необходимо ограничивать (не более получаса подряд), не разрешать малышу смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен (видеомузыкальные клипы и реклама). Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6—7 часов в неделю, от 7 до 12 лет — 10 часов. Таковы рекомендации врачей, составленные по результатам научных исследований. Ну а выводы — каждый пусть делает сам.