Среди сохранившихся до наших дней исторических памятников Ялты есть один, до сих пор не описанный ни в одном из многочисленных путеводителей по южнобережью, ни в одном из исторических трактатов.
Речь идет о казачьей вехе, поставленной в честь казаков XVII века, обнаруженной нашей семьей во время одного из походов на любимую нами вершину Ай-Никола (Святой Николай) в 1972 году, когда мы жили в Ливадии. Памятник этот представлял собой кованый двухметровый железный крест с вмурованной в его основание свинцовой плиткой (пробитой в нескольких местах пулями), на которой сохранилась надпись «Казачья веха, исторический памятник XVII века…» Но когда и кем она была поставлена, оставалось загадкой. Ясно лишь было, что в царские времена историю запорожского казачества, тем более XVII века, старались не вспоминать и уж, конечно, об установке памятного креста и речи не могло быть.
Не жаловала казачество и советская власть. Кстати, мне повезло — я успел сделать фотографию, и как только послал статью в местную газету, крест до основания спилили, осталась лишь табличка, которую мне удалось спасти. Организованная мною на Ай-Николу экскурсия членов общества Т.Шевченко (г. Ялта) под руководством А.Нырко смогла найти в кустах лишь часть разбитого цементного ложа, куда ранее была вмонтирована табличка. А участница этого похода поэтесса из Львова Евгения Лещук в 1996 году в сборнике «Прибой» опубликовала стихотворение «Казацкая веха Крыма».
Подсказкой на вопрос, кто же поставил веху, послужила книга из моей библиотеки о путешествии в Крым в 1825 году польского врача, этнографа Карла Качковского, где написано, что хозяином расположенной под горой Ай-Никола «Ореанды» был знаменитый А.Безбородко, яркий представитель казачьей элиты, участник войны с Турцией, полковник, окончивший Киево-Могилянскую академию, владевший несколькими языками, на протяжении 16 лет бывший личным секретарем Екатерины II. Благодаря необыкновенным способностям, он стал министром иностранных дел России, светлейшим князем, а при Павле I и канцлером России. В Нежине по его завещанию было основано и учебное заведение — гимназия (ныне институт), в которой учились великий Н.Гоголь, Гребинка и др. Это он или же его наследники, тоже казацкого рода, продавшие «Ореанду» в 1825 году Александру I, могли над своим имением установить крест во славу казачества.
Но почему на вехе указан XVII век, а не какой-либо другой? Первая мысль — связать ее появление с походом в Крым казаков в 1628 году по просьбе крымского хана для снятия осады Бахчисарая ногайской ордой. Запорожцы под руководством Михаила Дорошенко (деда знаменитого Петра) за неделю прошли с боями Ногайскую степь, Перекоп и сняли осаду со столицы ханства, освободив при этом и русских послов, о чем они с благодарностью сообщали царю. В это время запорожцы осадили Кафу, проникли в другие улусы Крыма и вполне возможно дошли до южного берега. Военные действия, в том числе и осада Кафы, были прекращены по просьбе хана, испугавшегося гнева турецкого султана, и казаки, награжденные ханом, ушли на Сечь, к сожалению, потеряв в боях своего предводителя Михаила Дорошенко (по одним сведениям — на Черной речке, по другим — у стен Кафы). Эта версия реальна и исторически вполне оправдана. Но может быть и другая, связанная с А.Безбородко (1747—1799), в этом случае речь должна идти не об отдельном походе запорожцев, а о периоде их истории, связанном с XVII столетием. Следует начать с морских походов киевских князей Игоря, Святослава, княгини Ольги и др. не только по Черному морю (в том числе и в Константинополь), но и по Каспийскому, а оттуда на Кавказ. Конечно, самым исторически значимым был поход Великого Киевского князя Владимира в Крым, в Херсонес, где он в 988 году принял христианство и был крещен.
Традиции киевских князей прекрасно продолжили запорожские казаки. Их быстроходные «чайки» способны были пересечь Черное море всего за 30 часов, это обстоятельство обогатило XVII век яркими историческими событиями, крупными победами, в частности, над Турцией и ее сателлитами. Я насчитал в XVII веке около 50 походов казаков по Черному морю и в Крым. Это столетие выдвинуло из среды запорожского казачества ряд выдающихся атаманов, мореходов, составляющих славу украинской истории. Напомним лишь о некоторых из них:
П.Сагайдачный — «Борец за православие в Украине, ее народность, владевший одинаково саблей и пером» (Д.Яворницкий), много раз (с 1612 по 1620 г.г.) ходивший морем в Крым, Турцию, покорявший Херсонес, Кафу, Очаков, Синоп, Трапезунд, Константинополь; Сулима — бравший Килию, Варну, Измаил, Азов (1627—1637); легендарный Иван Сирко, за 25 лет (1654—1680) выигравший 54 битвы из 55, в которых он участвовал. Это он подписал известное письмо турецкому султану; М.Дорошенко, погибший в Крыму в 1628 году, его внук Петр Дорошенко и многие другие. Эти походы каждый раз сопровождались освобождением из рабства тысяч соплеменников, единоверцев, и часто эти походы осуществлялись совместно с братьями-казаками с Дона. Этими страницами нашей истории мы законно можем гордиться — они свидетельствуют о глубокой вере казачества, смелости, мужестве, любви к Родине. Эта эпоха выдвинула и других крупных государственных деятелей страны, военачальников, оставивших след в истории Украины — это и братья Гуляницкие, герои Конотопской битвы в XVII веке, и начавший в конце века свою деятельность И.Мазепа, гетман Выговский и др.
В Крыму до сих пор сохранились материальные свидетельства необыкновенного воинского искусства, храбрости, доблести казаков. И в наши дни в Феодосии (старой Кафе), Судаке можно увидеть стены, башни тех крепостей, которые брали воины М.и П.Сагайдачных, освобождая угнанных в рабство соотечественников. Неприступные стены крепости Чуфут-Кале в Бахчисарае и сегодня поражают нас, а татарский Ахтиар (Ак-Яр) — нынешний Севастополь, несколько раз сжигали запорожцы. Сагайдачный покорял (1612 г.) и Херсонес, где за 700 лет до этого принял крещение князь Владимир. До сих пор Севастополь помнит и чтит выходцев из казаков: адмирала Нахимова, командира легендарного «Меркурия» Казарского, матроса Кошку.
Может показаться невероятным, но и сегодня в маленькой Ялте живут потомки известных казаков. Среди них Алексей Гуляницкий, дирижер симфонического оркестра Крыма, заслуженный деятель искусств Украины, почетный гражданин города, славный потомок нежинского полковника Гуляницкого, героя Конотопской битвы, внук известного украинского художника Г.Светлицкого. В Ялте многие годы жил и работал известный художник Степан Яровой, предок которого — выходец из казаков — тоже был художником. Известными в Украине художниками стали дочь С.Ярового — Наталья Степановна и ее муж В.Романщак.
Ваш покорный слуга — тоже потомок казака Миргородского полка Петра Бессараба. Сохранились об этом документы середины XIX века, фотографии и даже вещи, часть из которых я подарил ялтинскому музею Леси Украинки.
Ныне в Ялте живут и работают заслуженный работник культуры, педагог, руководитель известной капеллы бандуристов А.Нырко; прекрасный исполнитель, хранитель народных исторических баллад, песен, бандурист Остап Киндрачук, собравший редкую коллекцию книг по истории Украины, предметов ее старины.
Интерес к украинской культуре, истории в Ялте имеет глубокие корни. Здесь жила и творила Л.Украинка, записывая на специально купленный фонограф украинские песни в исполнении местных бандуристов.
В Ялте до недавнего времени жил ученик Л.Украинки, известный винодел Н.Охременко. Весь горный Крым, все его южнобережные виноградники исходил пешком живший в Симеизе классик украинской литературы М.Коцюбинский, боровшийся в те годы с вредителем винограда филлоксерой. Из Ялты он уехал, задумав написать свою книгу «Тени забытых предков». В Ялте до революции был и свой украинский театр, в чем мы можем убедиться, глядя на фотографии из книги директора музея Л.Украинки С.Кочерги «Ифигения в Тавриде». Его актером, режиссером и руководителем был Кондрат Нацилевич. Нелишне напомнить, что А.Чехов, бабушка которого была украинкой, называл себя «хохлом», часто летом отдыхал на Сумщине и одно время мечтал поселиться в Украине. Многие годы в Ялте жил и работал донской казак А.Ханжонков, основатель отечественного кинематографа.
Приведенные факты свидетельствуют о тесных, исторических связях Украины с Крымом, возникших задолго до присоединения его к России, что рассеивает пропагандистский, далекий от правды миф о «подарке», который «пьяный» Хрущев сделал Украине.
Наступил день 16 марта 2002 года. Веха была обнаружена весной 1972 года, а весной 2002 года произошло ее возрождение при обстоятельствах не совсем обычных, если не сказать чудесных.
За 30 лет к кому только я ни обращался с просьбой возродить веху — к общественности Крыма и Киева, выступая на съездах украинцев Крыма, по телевидению, в Украинском доме (Киева), со статьями в газетах, журналах Ялты, Севастополя, Украины. У меня сохранилась толстая пачка визиток министров, депутатов всех уровней Крыма, Украины, письма к Президенту Украины — все ахали от восторга… Но никто помочь делом не решался.
25 ноября 2001 года меня совершенно неожиданно пригласил на совещание объединенного казачества Украины, России, Белоруссии генерал-хорунжий В.Аркатов с просьбой доложить Высокому Собранию историю вехи. Вел совещание Верховный атаман Киевский и Войска Запорожского Украины Д.Сагайдак. Внимательно выслушав сообщение, совещание постановило: веху XVII века восстановить, издать мою книгу, посвященную вехе, казачьей тропе по Южнобережью и истории казачества. Лед тронулся, но я никак не мог предположить, что все произойдет так быстро — уже на 16.03.2002 г. было назначено освящение пятиметрового металлического креста с памятными досками у его основания. Эта титаническая работа была проведена силами и на средства прежде всего атамана ялтинского куреня А.Кусливого, писаря А.Мунтияна, есаула В.Верхоланцева. Да и все казаки Ялты, Гурзуфа вложили немало сил, доставляя на крутую гору в рюкзаках за спиной, в мешках песок, гравий, цемент, воду в бидонах, да и сам тяжелый крест на ее вершину. Только прекрасно организованное, дисциплинированное казачество смогло в такие сжатые сроки и так тщательно выполнить эту, казалось бы, непосильную задачу.
День выдался туманный, пасмурный. Освящал крест митрополит Симферопольский и Крымский Владыка Лазарь. А когда все казаки запели «Вечную память» погибшим в сражениях, небо просветлело и над крестом появилась стая журавлей. Говорят, что души погибших воинов вселяются в этих птиц, а они в этот день над Ялтой появились весной 2002 года впервые. Трепет охватил казаков Запорожья, Кубани, Дона, Твери, других регионов Украины, России, Белоруссии, приехавших на это торжество. На нем присутствовали и выступали с приветствиями почетные гости — депутат Верховной Рады Украины И.Франчук, крупный бизнесмен, большой знаток истории страны Ю.Колесников и гость из Нидерландов, уже много лет помогающий делом медикам Ялты Раймонд-ван-дер-Камп.
А завершили торжество выступления бандуристов, песни, пляски, застолье казаков, джигитовка в Ялтинском коше. Вот уже третье десятилетие его создатель А.Кусливый прививает здесь своим подопечным навыки, традиции казачества, активно приобщая их к спорту, туризму, походной жизни на основе высоких духовных, нравственных принципов. Теперь молодежь обрела исторический символ, где ее будут торжественно принимать в казачье братство, а Ялта — исторический памятник, туристический маршрут большого национального государственного значения.