UA / RU
Поддержать ZN.ua

Карпов не сдается

Анатолий Карпов с 1975 года, когда он впервые стал чемпионом мира по шахматам ввиду отказа Роберта Фишера от финального матча, неоднократно защищал звание чемпиона...

Автор: Владимир Васильев

Анатолий Карпов с 1975 года, когда он впервые стал чемпионом мира по шахматам ввиду отказа Роберта Фишера от финального матча, неоднократно защищал звание чемпиона. Однако в последнее время 49-летний супергроссмейстер оказался в положении человека, несколько забытого в страшной круговерти происходящей без него отчаянной борьбы за шахматную корону, при этом у него такие же основания все еще считать себя чемпионом, как и у Фишера, никому официально свое звание не проигравшего. В общем-то потерявший значительно в рейтинге и силе игры Карпов на некоторое время замолчал. Но недавно в Интернете на портале DELFI появилось обширное интервью, свидетельствующее о том, что Анатолий Евгеньевич внимательно следит за событиями в мире и имеет на них свой особый взгляд. Приводим наиболее яркие выдержки из этого интервью.

— Кто сильнее из тройки: Карпов, Каспаров или Крамник?

— Понимаете, в разные моменты разные шахматисты могут быть сильнейшими. Сейчас изменилось соотношение Крамника с Каспаровым. Если же говорить о рекордах в истории шахмат, то мне принадлежит почти все. Я выиграл с начала моих выступлений в международных соревнованиях 152 турнира, я больше всего дней провел в борьбе за первенство мира — около 750 и сыграл 11 матчей на первенство мира. Одно из главных достижений в турнирной практике — победа в Линарисе в 1994 году. Турнир, где играли сильнейшие шахматисты мира, закончился для меня с отрывом в 2,5 очка. Такие результаты под силу были только Алехину и Фишеру, но они добивались больших отрывов в турнирах со смешанным составом, а не с элитой.

— Ваши впечатления о матче Каспаров—Крамник, в результате которого Крамник стал новым чемпионом мира по шахматам.

— Это блестящее достижение Крамника. Он все очень аккуратно делал, хотя в конце матча имел проблемы. Видимо, давала себя знать его старая болезнь — он неудачно играл матчи в жизни и, видимо, сильно волновался. Он хорошо подготовился, ему удалось снять проблему черного цвета. Каспаров был в «никакой» форме. Не помню, чтобы он когда-нибудь так плохо играл.

— Стоит ли Крамнику соглашаться на матч-реванш с Каспаровым?

— Сейчас вопрос в том, кто найдет деньги, чтобы вновь появился интерес к такому матчу. Каспарову нужно сыграть несколько турниров, чтобы реабилитироваться и доказать миру, что с ним произошло что-то чрезвычайное. Пока, мне кажется, матч-реванш неинтересен.

— Как вы сейчас оцениваете свои силы против Каспарова? И готовы ли к такому матчу Каспаров—Карпов?

— К любому матчу надо готовиться и нельзя его играть на следующий день после объявления. Хотя, скажем, позиция президента ФИДЕ Илюмжинова именно такая: главное — найти деньги и можно усадить гроссмейстеров за шахматный столик уже на следующий день. Если говорить о сегодняшней форме Каспарова, которую он продемонстрировал в матче с Крамником, то по крайней мере десяток лучших шахматистов мира с ним бы справились. Но ведь Каспаров не будет всегда играть так плохо — значит, к встрече надо готовиться серьезно.

— Будут ли у вас поединки с Каспаровым?

— Пока не планируются.

— Недавно ФИДЕ предлагало идею объединительного матча Каспаров—Карпов. Вы уже получали приглашение принять участие в этом матче?

— Это какая-то очередная пиаровская афера Илюмжинова. Никаких предложений я не получал.

— Как продвигается ваша тяжба с главой ФИДЕ Илюмжиновым?

— На 9 января назначено заседание Олимпийского суда в Лозанне. ФИДЕ всячески пыталась затянуть рассмотрение дела и вместо положенного месяца на официальный ответ протянула четыре с лишним месяца, пытаясь действовать по старому принципу — либо шах помрет, либо ишак помрет.