...Из Ялты уходит зима. Мягко, медленно «уползает в горы», прячется в долинах, цепляется за горные вершины, отгораживаясь туманами от наступающей с моря весны. На Ай-Петри лежит снег, и катаются лыжники. А в самой Ялте плюс пять, по непривычно пустынной набережной гуляет мягкий ветер и мартовские коты — холеные, важные, они прогуливаются парами и целыми компаниями. Сами же крымчане смотрятся на их фоне немного нелепо: суетятся, куда-то бегут, озабоченные, взъерошенные, как будто только очнулись после зимней спячки. Хотя, по большому счету, так оно и есть — пора готовиться к новому курортному сезону.
В прошлое воскресенье в Ялте прошла традиционная туристическая ярмарка, нынче особенно многолюдная. Спрос на курортные услуги возрос. И в преддверии сезона ялтинцы отмывают и ремонтируют квартиры, дома, город, прибрежную зону. Мэр Ялты Сергей Борисович Брайко обещает, что город в этом году будет гораздо чище, на это из местного бюджета выделено в два раза больше средств, чем в прошлом году. Появятся также новые туристические маршруты, в том числе и конные, центры дайвинга будут введены в эксплуатацию несколько комфортабельных гостиниц. Пока что до уровня четырех звезд практически по всем показателям дотягивают «Ялта», «Времена года» и «Леванта», а по состоянию номерного фонда — еще и «Бристоль». До пяти звезд — «Ореанда». Продолжает расти число комфортабельных частных пансионатов, но большинство из них сейчас работают подпольно. (Ведь с нашими налогами выйдешь из тени — пойдешь по миру.)
Ожидается, что в нынешнем сезоне цены на путевки в среднем возрастут на 10%, что вызвано новыми непредвиденными отчислениями в бюджет, теперь уже крымский. Воспользовавшись тем, что Конституционный суд вынес постановление о легитимности Конституции Крыма, парламент автономии сразу же ввел четыре местных налога. Параллельно увеличилась плата за энергоносители и воду. Что же касается притока инвестиций, то они в Ялту стекаются пока что ручейком. И хотя иностранцы, увидев красоту Крыма, сразу выражают готовность вкладывать в его туристическую инфраструктуру деньги, просчитав окупаемость и риски, хватаются за голову, а не за кошелек. Ведь средняя окупаемость проекта —восемь–десять лет. Кроме того, на вложение средств очень влияет несовершенство общей украинской законодательной базы. Но даже несмотря на это, деньги в Крым все-таки идут — уж очень заманчива перспектива. Мэр надеется, что вместе с приходом весны инвестиционный климат потеплеет тоже.
…Последний «форпост» зимы на ЮБК — Ай-Петри, гора на которую ведет самая длинная в мире безопорная канатная дорога. Проводы зимы 1 марта устраивают именно там. Полуметровый снег и минусовая температура дали возможность отметить это событие по полной программе, с катанием: на «буранах», лошадях, горных лыжах, санках и даже игрой в футбол на снегу. Казалось, сюда съехалось полгорода. Всюду машины, небольшие импровизированные пикники, с водкой, закуской и традиционными блинами — с первым днем весны начинается Масленица.
К нашему большому удивлению, Крым открыл еще одну грань своих и без того бесчисленных возможностей, а именно — горнолыжного семейного курорта. Оказывается, снег на Ай-Петри держится всего несколько месяцев, но «снеговые пушки» и создание соответствующей инфраструктуры удержат зиму с ноября до середины марта.
Канатная дорога поднимается вверх вдоль отвесной скалы, укутанной пушистыми облаками. На скалах — подснежники, самые первые цветы начинают цвести еще в январе, но в феврале леса и оттаявшие прибрежные склоны покрываются белым кружевом. Именно эти подснежники накануне восьмого марта наполняют Киев.
В Ялте же эти цветы продают корзинами на каждом углу.
В общем, Крым оживает. И уже с мая отреставрированная набережная Ялты заполнится людьми. А коты — отправятся ловить мышей. Ведь недаром говорят: «не все коту масленица».