Более ста лет прошло с того времени, когда первые украинцы выехали в Канаду в поисках работы… Это были жители села Небилив Рожнятовского района Ивано-Франковской области Василий Илиняк и Иван Пылыпив. Со временем за ними последовали другие. Так началась массовая эмиграция в Канаду. Потом была Аргентина, Австралия, США. И вот представители уже четвертой эмигрантской волны поселяются в США, Италии, Польше, Германии, России...
Сегодня никто не знает, сколько украинцев уехало с Украины. Только в Италии, по неофициальным данным, находится около 700 тысяч наших заробитчан. Большинство из них - нелегально. И в Украине к этому уже привыкли. Власть может быть довольна: заробитчане спасают экономику Украины. Плохо только детям, которые годами живут без родителей.
Богдан Пылыпив - один из литредакторов и оформитель двухтомника первой антологии творчества заробитчан-украинцев в Италии «Світло на чужих стежках» и «Гавдеамус по-емігрантськи», изданного в 2005 году. Сейчас он продолжает заниматься любимым делом, мечтает, что когда-нибудь все же получит предложение оформить какую-нибудь интересную книгу от известных издателей братьев Капрановых. Живет Богдан в Рожнятове на Ивано-Франковщине. Как человек деятельный, художник решил приобщиться к реализации замысла установить памятник украинским заробитчанам. К тому же его сын Андрей - мастер художественной ковки. Так почему не воплотить проект в кованом металле? И современно, и выразительно.
- Идея принадлежит Оксане Пронюк и Игорю Лазоришину. Оксана в поисках работы уехала в Италию, оставив дома двух малолетних детей, - рассказывает г-н Богдан, соавтор проекта памятника.
В бойковском крае, откуда я родом, на заработках за рубежом - каждый четвертый житель. Затронула проблема и мое родное село Илемня Рожнятовского района. Из-за массовой эмиграции село, которое когда-то дало отпор монголо-татарам, теперь должно мириться с бесперспективностью. Больно смотреть, как приходят в упадок еще до недавнего времени цветущие села, как дети вырастают без родителей. Если из Польши, Чехии, Венгрии украинцы, пусть не все, возвращаются домой, то те, кто оказался по ту сторону Альп, словно бесследно растворяются... Уже массово едут на заработки в Италию женщины из дальних горных сел, которые раньше выращивали овощи, занимались заготовкой сена, домашней работой и воспитывали детей. А самое обидное, что за рубеж выезжает молодежь. Почти все - на низкоквалифицированные работы: женщины ухаживают за больными, мужчины работают на стройках. А могли бы в Украине учить детей, развивать науку или бизнес. Эмигрировавший молодой человек рано или поздно выучит язык и найдет себе работу. А в родном государстве власть даже не ставит цель дать выпускникам вузов возможность отработать деньги, потраченные государством на их обучение...
Беда в том, считает Богдан, что в Украине много воруют. Придя к власти, можно безнаказанно грабить - народ все стерпит. Заробитчане ежегодно переводят в Украину десятки миллиардов долларов, но государство не волнуют их проблемы.
Идею трудовых мигрантов установить заробитчанам памятник, который напоминал бы власти и обществу о позорном явлении в истории нынешней Украины - вынужденном «изгнании» на заработки матерей, разрушении семьи, - поддержал пасторальный координатор украинцев в Италии, главный редактор газеты «До світла» отец Василий Поточняк. Главной идеей памятника должна была стать трагическая сцена прощания молодых родителей с маленьким ребенком.
В Украине авторы замысла неоднократно встречались с заробитчанами, членами их семей, священниками. Обсуждали проект на встречах, организованных пасторально-миссионерским отделом УГКЦ. Идею паломников- заробитчан первым благословил в апреле 2009 года епископ, наместник Марийского духовного центра Тернопольско-Зборовской епархии Василий Семенюк. После рассмотрения проекта богословской комиссией УГКЦ его представили на благословение владыке Йосифу Миляну, главе пасторально-миссионерского отдела УГКЦ. Владыка Самборско-Дрогобычской епархии Ярослав Прориз также одобрил замысел. Но единственное его замечание «перевернуло» уже, казалось, готовый проект. «Почему вы хотите еще больше усилить трагедию, показав заробитчан в момент разлуки? - спросил он. - Почему бы не показать момент возвращения родителей, их радость от встречи с ребенком? Пусть она призывает семьи к воссоединению».
Как вспоминает Богдан Пылыпив, от неожиданности у него даже речь отобрало. Два года обсуждали проект, и вдруг такое... Но в словах епископа была логика: радость встречи родителей с ребенком намного превосходит грусть разлуки. А главное - призывает вернуться домой.
Тернопольско-зборовский епарх Василий Семенюк посодействовал, чтобы в начале Крестного пути в Зарванице было определено и освящено место для будущего комплекса.
Как художника и гражданина Украины Богдана Пылыпива очень беспокоит, что на его родине люди не могут заработать на жизнь. Ведь до сих пор не созданы условия для малого бизнеса. В свое время ему, бывшему госслужащему, тоже пришлось попробовать горький заробитчанский хлеб за границей.
- Почему-то в Испании, Португалии, Италии предприниматель может взять кредит, чтобы начать бизнес. В Украине же это непосильно, а иногда и опасно, - считает Богдан Пылыпив. - Не потому ли украинцы очень осторожно относятся к предпринимательству? Например, приезжая в какую-либо страну, спрашивают, где можно хорошо заработать. Берутся за самый тяжелый труд. Китайцы ищут возможность начать собственный бизнес. В Украине они продают… украинские вышитые рушники. Но как бы китайцы ни старались, эти рушники всегда будут только «ширпотребом».
Отец Василий (Поточняк), исполнительный секретарь пасторально-миссионерского отдела УГКЦ:
- Украинская пресса вообще негативно пишет об украинцах, которые оставили семьи и отправились на заработки в западные страны. Дескать, в их головах только деньги. Было время, когда и я так думал. Но в 2000 году судьба забросила меня в Италию, я начал встречаться с тамошними заробитчанами-украинцами, и мои взгляды изменились. В Италии - десятки бывших врачей, инженеров, учителей, которые в Украине работали за 700-800 гривен. Но у них подрастали дети, им надо было дать образование. А за какие деньги? Вот они и поехали на заработки. Мы должны донести правду о заробитчанах, потому что за рубеж они уехали от безысходности, чтобы помочь своим родным.
- Как вы считаете, отче, достаточное ли внимание к этой проблеме со стороны государства?
- Не хочется все время упрекать власть. Мы привыкли, что кто-то что-то нам должен дать. Поэтому и пассивны. А с другой стороны, есть множество причин, чтобы не быть активными. То рэкетиры, то высокие налоги, то отсутствие спроса на продукцию и т.п. По-моему, власти и всем нам надо задуматься, как использовать потенциал уехавших на заработки людей в интересах государства.
- А что Украина?
- Украинские мигранты ежегодно только через банковскую систему (есть еще и другие пути) переводят в Украину около 4-6 миллиардов долларов. Это крупные деньги. А государство как относится к этим людям? То пугает тем, что не будет платить пенсий, то двойным налогообложением, то еще чем-то. Стимулов для открытия бизнеса в Украине практически нет.
- И последний вопрос. Как идет сбор средств для сооружения памятника заробитчанам?
- Надеялись, что все будет намного быстрее. Но не надо ускорять процесс. Люди сами должны понять, что это их дело. Этим памятником хотим обратиться к каждому человеку и к власти: надо что-то делать, чтобы у людей была работа в Украине. И чтобы уехавшие вернулись.